Зона защиты стержневых молниеотводов
Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода (рис. 16 и 17) представляет собой в вертикальном сечении конус с образующей в виде ломаной линии.
Построение зоны защиты для молниеотвода высотой h<60 м (рис. 16) производится следующим образом. От основания молниеотвода в противоположные стороны откладываются два отрезка СА' и СВ', равные 0,75h, концы полученных точек А' и В' соединяют с вершиной О молниеотвода. Далее на молниеотводе на высоте 0,8h находится точка О', которая соединяется прямой линией с концами
отрезков СВ и СА, равных l,5h.
Рис. 17. Зона защиты одиночного стержневого
молниеотвода высотой более 60 м
Рис. 16. Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода высотой до 60 м
Ломаная BDO и является образующей зоны защиты для определения величины радиуса защиты гх, м, на любой высоте hx зоны защиты
Зона защиты тросовых молниеотводов
Конфигурация зоны защиты одиночного тросового молниеотвода показана на рис. 19.
Рис. 19. Зона защиты тросового молниеотвода: 1 — тяжение троса в точке закрепления; 2 — положение троса в середине пролета
(с учетом стрелы провеса)
Ø Устройства автоматического повторного включения.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВТОРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ (АПВ).
Рисунок 19 - Схема автоматического повторного включения (АПВ)
АПВ предназначено для включения линии или отдельных фаз линий после их отключений в результате действия защиты или по другим причинам (кроме отключения персоналом).
АПВ - предусматривается для быстрого восстановления питания путем быстрого автоматического включения выключателей QF, отключаемых устройствами РЗ и А.
АПВ - обязательно для всех ВЛ и КЛ при напряжении от 1 до 35 кВ, выше 35 кВ - по проекту.
Рисунок 20 - Схема автоматического включения резерва (АВР)
АПВ должно работать таким образом, чтобы оно не действовало при намеренном отключении QF персоналом местно, дистанционно или с помощью ТУ. АПВ не должно работать при внутренних повреждениях. Не допускается многократное включение на К3 при любых неисправностях в системе АПВ. Наиболее часто применяется однократное АПВ. Многократное АПВ применяется при напряжении выше 6 10 кВ.
Время срабатывания АПВ:
первый раз - 0,5 1,5с
вторая попытка – через 10 15с
третья попытка – через 60 120с
-На горных предприятиях применяется однократное АПВ.
АПВ бывает двух видов:
механическое (на пружинных и грузовых приводах QF) - однократное;
электрическое (на любых приводах) с помощью специального реле типа РПВ - может быть многократным.
АПВ обычно встраивается в конструкцию КРУ или легко совмещается с его электрической схемой. АПВ часто выполняется на базе реле РПВ-58; -258; -358 и их модификаций.
Ø АВТОМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЗЕРВА (АВР)
Требования к системам АВР.
1. АВР действует при исчезновении напряжения на шинах подстанции по любой причине.
2. Включение АВР производится как можно быстрее, сразу после отключения рабочего источника питания.
3. АВР действует однократно. Включение резервной линии не должно произойти ранее, чем отключится выключатель основной линии.
5. АВР действует только при отключении (аварии) на питающей линии (не на отходящих линиях, так как в этом случае включение на К3 не имеет смысла, так как срабатывает защита и на резервной линии).
Оперативный ток для АВР - постоянный или переменный.
Время срабатывания АВР зависит от количества и мощности электродвигателей, при пуске которых может произойти посадка напряжения, коэффициента срабатывания реле напряжения и допустимой величины минимального напряжения.
Ø Автоматическое регулирование напряжения. Способы и техреализация.
Способы регулирования напряжения в системах электроснабжения промышленных предприятий можно классифицировать следующим образом
а) Регулирование на шинах электростанций и п/станций
На шинах электростанций изменением тока возбуждения генераторов повышают напряжения в часы максимума нагрузки и снижают в часы минимума нагрузок.
Регулирование напряжения на шинах понизительной п/ст 6-10 кВ может осуществляться при помощи трансформаторов, статистических конденсаторов, синхронных компенсаторов и т.д.
б) Регулирование на отходящих линиях
Индивидуальное регулирование напряжения на каждой отходящей от шин п/ст линии является эффективным способом. В этом случае могут быть использованы трансформаторы с РНП, ВДТ и конденсаторы для продольной компенсации.
в) Совместное регулирование напряжения включает в себя первый и второй способы регулирования
г) Дополнительное регулирование напряжения применяется в том случае, когда не удается обеспечить требуемое качество напряжения у некоторой части потребителей электроэнергии.
д) Регулирование изменением схемы электроснабжения
В схеме электроснабжения осуществляют мероприятия позволяющие изменить величину и направление реактивной мощности и сопротивления отдельных участков, в результате чего изменяются уровни напряжения в отдельных точках сети.
Для поддержания уровней напряжения в допустимых пределах используют различные методы, которые можно разделить на две группы: не требующие затрат на установку специальных регулирующих устройств и связанные с установкой таких устройств.
Первая группа мероприятий включает в себя:
1. Рациональное построение системы электроснабжения (применение повышенного напряжения для линий, питающих предприятие, применение глубоких вводов, трансформаторов с оптимальным коэффициентом загрузки, токопроводов для распределительных сетей и т.д.)
2. Правильный выбор ответвлений обмоток у трансформаторов, имеющих устройство переключения обмоток без возбуждения (ПБВ).
3. Использование перемычек на напряжение до 1 кВ между цеховыми трансформаторами.
4. Снижение сопротивления системы внутризаводского электроснабжения включением на параллельную работу трансформаторов ГПП.
5. Регулирование напряжения генераторов собственных источников питания предприятия.
6. Использование регулировочных возможностей синхронных электродвигателей.
Ко второй группе мероприятий по регулированию напряжения относятся:
1. Установка на ГПП трансформаторов, имеющих устройство регулирования напряжения под нагрузкой (РНП).
2. Применение компенсирующих устройств.
3. Применение специальных регуляторов напряжения.
СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В СЕТЯХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Регулирование напряжения генераторов.
2. Изменение коэффициента трансформации трансформаторов.
3. Вольтодобавочные трансформаторы.
Рис. 1. Схема регулируемых трансформаторов с шестью ступенями регулирования.
1— трансформатор; 2—переключатель ответвлений; 3—рабочий контакт переключателя; 4—вспомогательный контакт; 5—неподвижный контакт; 6— редуктор привода; 7 — электродвигатели привода; 8— система автоматического управления; 9 — трансформатор напряжения типа ТСМАН-630/35; 10 — соединительные провода; 11 — обмотка низшего напряжения; 12 — обмотка высшего напряжения.
4. Линейные регуляторы (трансформаторы).
5. Индукционные регуляторы или потенциал регуляторы.
6. Бесконтактные автоматические регуляторы напряжения.
7. Синхронные двигатели.
8. Параллельно включенные конденсаторные батареи.
9. Синхронные компенсаторы.
10. Компенсирующие преобразователи.
11. Статические источники реактивной мощности.
12. Сети с минимальным реактивным сопротивлением.
13. Продольная компенсация.
14. Сдвоенные реакторы.
Рассмотрим некоторые из технических средств регулирования напряжения.
Трансформаторы с регулированием напряжения под нагрузкой
Регулировочные ответвления располагаются обычно в обмотке высшего напряжения. В зависимости от величины мощности и напряжения, регулируемые трансформаторы имеют различные схемы соединения обмоток и диапазоны регулирования.
На рис. 1 показана схема включения обмоток и переключателей ответвления для трансформаторов напряжением 35, 10, 6 кВ мощностью от 60 до 630 кВА. Регулирование напряжения осуществляется в пределах [4(+2,5) и 2(-2,5)]%.
Переключатель приводится в действие от электродвигателя. Переключение ответвлений обычно автоматизировано.
На ГПП устанавливаются трансформаторы с переключающими устройствами, имеющими большое число ступеней и размещенными в отдельном баке. Так, для трансформатора типа ТМН мощностью 5,6 МВА напряжением 35/10 кВ применяют переключатели типа РНТ-9 с реактором с восемью ступенями по 2,5% или более совершенные переключатели с мелкими ступенями регулирования по 1,5% .
Рис. 2. Схема многоступенчатого регулирования напряжения трансформаторов.