Типы автоматических регуляторов возбуждения синхронных машин для повышения устойчивости.

Функции автоматические регуляторы возбуждения синхронных машин:

- обеспечение поддержания требуемого уровня напряжения на зажимах машин или реактивной мощности в установившемся режиме системы;

- повышение статической и динамической устойчивости при возмущениях в электроэнергетической системе;

- увеличение требуемого качества переходных процессов в электроэнергетической системе.

Устройства АРВ подразделяются на 2 типа: пропорционального и сильного действия.

Структурная схема пропорционального действия:

Типы автоматических регуляторов возбуждения синхронных машин для повышения устойчивости. - student2.ru

Он изменяет ток возбуждения в зависимости от отклонения какого-либо параметра режима.

От тр-ра напряжения(ТН) подается напряжение, пропорциональное напряжению статора СМ(UСМ), на вход блока напряжения(БН).Блок БН выявляет отклонение напряжения от заданной уставки ΔU=UЗ-UСМ .Полученная разность ΔU усиливается в усилителе(У) и подается на обмотку возбуждения ОВ2 возбудителя синхронной машины. Такой регулятор стремиться поддерживать напряжение на зажимах синхронной машины в соответствии с заданным значением UЗ . В синхронных машинах с регуляторами АРВ ПД напряжение поддерживается с определенной точностью, статизмом, зависящие от коэф.усиления(kU) усилителя У. Регулирование UСМ по отклонению напряжения приводит к поддержанию неизменным напряжения внутри обмотки синхронной машины за некоторым его сопротивлением.

Структурная схема сильного действия:

Типы автоматических регуляторов возбуждения синхронных машин для повышения устойчивости. - student2.ru

Осуществляет регулирование по ΔU, U I, Δf, f I. Напряжение статора синхронной машины UСМ подводится от трансформатора напряжения ТН к блоку напряжения БН и к блоку частоты БЧ. Блок БН выявляет отклонения частоты, а дифференцирующий элемент(Д1) определяет скорость изменения напряжения U I. Блок БЧ выявляет отклонения частоты от нормального значения и формирует сигнал Δf. Одновременно дифференцирующий элемент(Д2) определдяет скорость изменения частоты f I. Значения параметров ΔU, U I, Δf, f I подаются на суммирующий усилитель(СУ). Сигнал с выхода СУ АРВ СД поступает в схему управления тиристорной или бесщеточной систем возбуждения. АРВ СД реагирует ещё и на скорость изменения параметров, это позволяет с опережением выявлять характер возникшего переходного процесса и оказывать воздействие на систему возбуждения синхронной машины в самом начале изменения режима. Такая система может поддерживать практически постоянное напряжение на шинах синхронных машин во всех режимах её работы при малых возмущениях. При возникновении больших возмущений в энергосистеме возбуждения, оснащённые АРВ СД, не могут поддерживать постоянного напряжения на шинах синхронных машин. Поэтому в начале переходного процесса синхронная машина с АРВ СД может быть представлена аналогично машине с АРВ ПД.

61 Аварийное управление мощностью турбин электростанций для повышения устойчивости.

Проблема обеспечения устойчивости энергосистем существует из-за возникающего в аварийных режимах небаланса мощности на валу синх­ронных машин, приводящему к недопустимому их ускорению или тормо­жению, следствием которых является потеря синхронизма. Если бы меха­ническая мощность агрегатов могла достаточно быстро и точно изменять­ся в соответствии с изменениями электрической мощности, то небалансы мощности были бы устранены и, следовательно, нарушения динамичес­кой устойчивости в энергосистемах были бы исключены. Однако суще­ствующие системы регулирования паровых турбин пока не могут решить такую задачу. Более того, системы регулирования, обычно применяе­мые в нормальном режиме, из-за наличия инерции, органов с зонами нечувствительности практически не реагируют в начале переходного процесса и мощности турбин почти не изменяются. Для обеспечения динамической устойчивости требуется быстрое изменение мощности турбины при возникновении возмущения в энергосистеме. Поэтому для быстрого управления мощностью турбины в аварийных режимах она оснащается специальным электрогидравлическим преобразователем (ЭГП), который позволяет вводить в систему регулирования электри­ческие сигналы (импульсы) и тем самым осуществить быстродейству­ющее управление регулирующих клапанов турбины. При этом проис­ходит относительно быстрое уменьшение механической мощности на валу агрегата, необходимое для обеспечения устойчивости в случае сброса электрической нагрузки генератором. Различные аварийные ситуации требуют различной глубины разгрузки, но по возможности наибольшей скорости ее осуществления. Скорость разгрузки турбины не может быть сколь угодно большой и ограничивается в основном быстродействием регулирующих клапанов и наличием парового объе­ма между ними и турбиной. Поэтому мощность турбины снижается постепенно и ее изменение зависит от амплитуды Um , длительности Тu и величины остаточного Uoc управляющего сигнала от ЭГП. Изменяя его, можно получить различные изменения механической мощности во време­ни, которые называют импульсными характеристиками турбин (рис. 8.37). После снятия управляющего сигнала регулирующие клапаны открывают­ся и мощности агрегатов восстанавливаются до заданного значения, опре­деляемого условиями устойчивости (рис. 8.38).

Рассмотрим влияние аварийной разгрузки турбины (APT) на устойчи­вость системы при возникновении КЗ. Для этого на диаграмме характери­стик мощности (рис. 8.39) нанесем изменение механической мощности турбины Рт в функции угла ᵟ.

Типы автоматических регуляторов возбуждения синхронных машин для повышения устойчивости. - student2.ru

Рис. 8.37. Импульсная характеристика (I) турбины и график (2) управляющего

сигнала от ЭГП

Типы автоматических регуляторов возбуждения синхронных машин для повышения устойчивости. - student2.ru

Рис. 8.38. Изменение мощности турбины по условиям обеспечения устойчивости: 1 - динамической; 2 - статической и динамической; 3 - статической

Типы автоматических регуляторов возбуждения синхронных машин для повышения устойчивости. - student2.ru

Рис. 8.39. Влияние аварийной разгрузки турбин на динамическую устойчивость

Из приведенных зависимостей видно, что существенное уменьшение РT наступает после времени отключения КЗ, длительность которых для современных систем электроснабжения составляет 0,1-0,2 с. Поэтому APT практически не уменьшает площадку ускорения, и это было одним из препятствий для его применения. Однако в конце переходного процесса Рт начинает уменьшаться, что приводит к увеличению площадки торможения и критического угла с ᵟкр до ᵟ^mкр, определяющего предел синхронной динамической устойчивости генератора.

Таким образом, применение APT позволяет повысить динамическую устойчивость и быстро восстановить режим электростанции в послеава-рийном режиме. Это ее главное достоинство. К недостаткам следует отнести задержку в ограничении механической мощности, что в ряде аварийных режимов снижает ее эффективность, а также возможность нарушения устойчивости во втором и последующих циклах качаний из-за высокой скорости восстановления мощности турбины.


Наши рекомендации