Форсировка возбуждения синхронных машин
Для поддержания напряжения в аварийных режимах используют устройства форсировки возбуждения. Устройства обеспечивают быстрое повышение напряжения возбуждения до максимально возможного, называемого обычно потолочным значением , при значительных снижениях напряжения, вызванных, главным образом, КЗ в электроэнергетической системе. Отношение этого напряжения или тока ротора соответственно к номинальному напряжению или току называют кратностью форсировки . Устройство форсировки возбуждения (УФВ) обычно входит в состав АРВ или выполняется отдельно. На рис. 8.33 приведена принципиальная схема релейного УФВ, состоящая из реле минимального напряжения PH, подключенного к трансформатору напряжения ТН и промежуточного реле РП. Уставка напряжения срабатывания реле минимального напряжения обычно составляет (0,8-0,85) U.
Устройство форсировки действует следующим образом. При снижении напряжения до уставки реле PH оно срабатывает и воздействует на обмотку промежуточного реле РП, которое своими контактами шунтирует реостат Р в цепи обмотки возбуждения возбудителя. При этом ток возбуждения возбудителя увеличивается до максимально возможного значения, а следовательно, и напряжение возбуждения на обмотке ротора синхронной машины нарастает сравнительно быстро до значения по экспоненциальной зависимости
где - амплитуда изменения напряжения возбуждения;
- постоянная времени системы возбуждения.
Если УФВ входит в состав АРВ, то при срабатывании реле PH на суммирующий усилитель АРВ подает такой сигнал, что независимо от величины и знаков сигналов на выходах других каналов регулирования обеспечивается быстрое повышение напряжения возбуждения до потолочного значения (рис. 8.34, а).
Поскольку к обмотке ротора синхронной машины прикладывается максимальное напряжение возбуждения, то ток в ее обмотке, а следовательно, и вынужденная ЭДС синхронной машины, увеличиваются с наибольшей скоростью (рис. 8.34, б).
Увеличение ЭДС синхронной машины при действии УФВ приводит к соответствующему увеличению амплитуды характеристики мощности увеличению амплитуды характеристики мощности в аварийном режиме
Это позволяет уменьшить площадку ускорения на величину увеличить площадку торможения на величину , что приводит к повышению динамической устойчивости. При этом степень влияния форсировки возбуждения на динамическую устойчивость зависит от скорости и величины изменения напряжения возбуждения, которые определяются действием систем возбуждения и максимально возможным значением напряжения возбуждения. Как отмечалось ранее, постоянная времени электромашинной системы возбуждения равна 0,3-0,5 с, для тиристорной системы = 0,02-0,04 с. Однако следует иметь в виду, что для обеспечения высокой скорости увеличения ЭДС все системы возбуждения обязательно должны иметь высокий потолок возбуждения, так как для быстрого увеличения тока в роторе необходима не только высокая скорость изменения напряжения, но и его значение. Это вызвано тем обстоятельством, что ток возбуждения синхронной машины из-за наличия индуктивности обмотки ротора возрастает значительно медленнее, чем Поэтому в аварийных режимах желательно повышение напряжения возбуждения до значения 4-5-кратного от номинального (высокий потолок возбуждения). На рис. 8.36 показана кривая изменения напряжения возбуждения на обмотке ротора синхронной машины при различных видах систем возбуждения.
Таким образом, быстродействие системы возбуждения и потолочное напряжение возбуждения при действии УФВ определяют значение тока в роторе, а следовательно, и степень изменения синхронной и переходной ЭДС в аварийном режиме. Величинами их изменения и определяется влияние форсировки возбуждения на характеристики мощности и в конечном итоге на динамическую устойчивость системы. Так, использование тиристорной системы возбуждения с постоянной времени = 0,04 с и kф = 4
х.\
Рис. 8.35. Характеристики мощности в аварийном и послеаварийном режимах jVs j при отсутствии (/) и действии (2) форсировки возбуждения .
Рис. 8.36. Изменение напряжения возбуждения при различных системах возбуждения: 1 - тиристорная; 2 - электромашинная
вместо электромашинной системы с параметрами = 0,5 с, kф = 4 приводит к увеличению динамической устойчивости на 15-20 %.
Многолетний опыт эксплуатации УФВ показал, что они являются одним из эффективных средств повышения динамической устойчивости. Вместе с тем действие форсировки в ряде аварийных режимов не позволяет использовать все возможности систем возбуждения с АРВ по улучшению динамической устойчивости и повышению качества переходного электромеханического процесса в электроэнергетических системах