Классификация мероприятий, повышающих устойчивость электроэнергетических систем
Несмотря на все разнообразие мероприятий, направленных на повышение устойчивости электроэнергетических систем, их можно объединить в четыре основные группы [48].
· I Конструктивное улучшение параметров основных элементов электроэнергетической системы:
· снижение синхронного и переходного сопротивления синхронных машин и сопротивления рассеяния асинхронных машин;
· увеличение постоянной механической инерции электрических машин;
· использование демпферных обмоток в синхронных машинах;
· применение асинхронизированных и синхронных машин с продольно-поперечным возбуждением;
· повышение напряжения и снижение индуктивного сопротивления линий электропередачи;
· применение управляемых и сверхпроводящих линий электропередачи;
· уменьшение индуктивного сопротивления трансформаторов и заземление их нейтралей через активное и реактивное сопротивления;
· использование быстродействующих выключателей. п
II Дополнительные средства повышения устойчивости:
· применение емкостной продольной компенсации индуктивного сопротивления электропередач батареями статических конденсаторов;
· использование вставок постоянного или переменного тока;
· установка на подстанциях синхронных и асинхронных компенсаторов, управляемых источников реактивной мощности;
· использование шунтирующих и токоограничивающих управляемых реакторов;
· применение электрического или механического торможения генераторов.
III Повышение устойчивости средствами автоматики:
· применение автоматических регуляторов возбуждения синхронных машин (пропорционального или сильного действия, комбинированных и т. п.);
· использование быстродействующих защит и противоаварийной автоматики;
· применение автоматического регулирования или аварийной разгрузки турбин;
· использование форсировки возбуждения синхронных машин;
· использование трехфазного или пофазного автоматического повторного включения оборудования;
· применение автоматического ввода резерва генерирующей мощности и оборудования;
· использование устройств ресинхронизации синхронных машин.
IV Мероприятия эксплуатационного характера:
· выбор схемы соединения и режима системы с учетом требований устойчивости;
· обеспечение резервов активной и реактивной мощностей;
· управление переходными процессами с применением вычислительной техники;
· непрерывный диагностический контроль состояния оборудования электроэнергетической системы;
· отключение части синхронных машин в аварийных режимах;
· регулирование перетоков мощности по линиям электропередачи;
· отключение части потребителей при возникновении аварийных дефицитов активной и реактивной мощности в системе;
· разделение системы на несинхронно работающие части и ресинхронизация синхронных машин при возникновении асинхронного хода;
· использование самозапуска синхронных и асинхронных двигателей;
· регулирование коэффициента мощности синхронных машин;
· снижение напряжения у потребителей при возникновении дефицита активной и реактивной мощности;
· отделение электростанций или части генераторов в аварийных режимах.
Мероприятия I группы осуществляются путем конструктивных изменений параметров основных, элементов, направленных на улучшение устойчивости и качества переходных процессов. Такие мероприятия должны быть предусмотрены на стадии проектирования новых элементов системы. После того как новые элементы системы разработаны и созданы, данные мероприятия,
как правило, уже не могут быть осуществлены.
Группа II мероприятий получила название «дополнительные», поскольку они как бы дополняют основные элементы системы для обеспечения устойчивости. Кроме того, они могут быть установлены дополнительно в ходе эксплуатации энергосистем.
УМЕНЬШЕНИЕ ИНДУКТИВНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Важнейшими элементами электроэнергетической системы с точки зрения устойчивости являются синхронные генераторы и двигатели. При отсутствии АРВ или использовании регуляторов с зоной нечувствительности на статическую устойчивость системы существенное влияние оказывает величина синхронного сопротивления xd на динамическую - переходное сопротивление х'd синхронных машин.
Это прежде всего относится к синхронным двигателям, имеющим именно такие виды регулирования возбуждения.
Генераторы современных электрических систем оснащены, как правило, АРВ, не имеющими зоны нечувствительности, поэтому на статическую и динамическую устойчивость оказывает влияние лишь переходное индуктивное сопротивление х'd гак как реакция якоря не успевает заметно проявиться в начале переходного процесса.
Синхронное сопротивление электрических машин имеет преобладающее значение в суммарном сопротивлении системы электроснабжения. На рис. 8.1 показано соотношение между индуктивными сопротивлениями отдельных элементов типовой системы электроснабжения с синхронными двигателями. Поэтому при отсутствии АРВ на синхронных двигателях значение их индуктивных сопротивлений оказывает существенное влияние на статическую устойчивость системы.
У турбогенераторов синхронное сопротивление в относительных единицах, если за базисные величины принять номинальные значения напряжения и мощности, обычно составляют 1.0-1,4, у гидрогенераторов оно увеличивается и достигает 1.8-2,0, а у синхронных двигателей - 1,5-3 и больше.
Для рассматриваемой системы электроснабжения (см. рис. 8.1) влияние уменьшения сопротивления электрических машин на статическую устойчивость очевидно из выражения предельной передаваемой мощности
На рис. 8.2 показан характер изменения Рпр при изменении xd и отсутствии автоматических регуляторов на машинах. Как видно, чем меньше сопротивление синхронных машин, тем лучше условия статической устойчивости системы электроснабжения. Синхронное сопротивление электрической машины, определяемое двумя составляющими xd=хs + xad можно уменьшить в основном за счет реактивного сопротивления реакции якоря xad. Практически это можно сделать путем увеличения воздушного зазора в машине. Однако при увеличении воздушного зазора приходится увеличивать ток и количество витков обмотки возбуждения. Это приводит к увеличению размеров и удорожанию синхронной машины.
При наличии АРВ ПД предельная передаваемая мощность Рпр по условиям статической устойчивости, как известно, будет определяться переходной ЭДС E'd и переходным сопротивлением х'd Однако при этом характер зависимости Рпр = f(х'd ) будет аналогичен рис. 8.2, но несколько более пологий, так как значение х'd в общем сопротивлении системы значительно меньше, чем хd
Переходное индуктивное сопротивление синхронных машин невелико, и для генераторов оно не превышает обычно 0,2-0,3, для двигателей 0,2-0,5. Поскольку переходное индуктивное сопротивление является фактически сопротивлением рассеяния, то его уменьшение связано с большими трудностями. Так, например, если хd в два раза увеличивает стоимость машины на 30 %, то такое же уменьшение переходного индуктивного сопротивления приводит к удорожанию более чем на 50 %.
Влияние уменьшения переходного сопротивления на динамическую устойчивость сводится к повышению амплитуды мощности в переходном режиме. Однако, как уже отмечалось, значение х'd в общем сопротивлении системы (рис. 8.1, б) значительно меньше, чем хd. Поэтому, как видно из рис. 8.3, уменьшение переходного сопротивления на 30 % не оказывает существенного влияния на динамическую устойчивость. Причем эффективность снижения ^зависит от скорости отключения КЗ - чем быстрее отключается КЗ, тем меньший эффект дает уменьшение х'd (рис. 8.3).
Индуктивное сопротивление рассеяния асинхронного двигателя является одним из важнейших параметров, определяющих степень его устойчивости. Напомним, что его значение оказывает влияние на величину максимальной мощности и критического скольжения асинхронного двигателя
Для повышения устойчивости асинхронных двигателей желательно иметь как можно большие значения Рм и sкр. Этого можно добиться, уменьшая хs. Однако снижение сопротивления рассеяния асинхронного двигателя связано с техническими трудностями как и при снижении х'd синхронных машин, что приводит к удорожанию асинхронного двигателя.