Нарушение синхронизма и переход в асинхронный режим
Рассмотрим процесс перехода генератора в асинхронный режим работы из-за нарушения динамической устойчивости применительно к простейшей системе. Предположим, что в этой системе из-за КЗ отключилась одна из линий электропередачи. При этом площадка ускорения ƒУ превосходит площадку торможения ƒТ. Поэтому генератор проходит критическое значение δкр, после которого на ротор начинает действовать все увеличивающийся избыточный момент, обусловленный разностью мощности турбины Рт и электрической мощностью генератора Р (рис. 5.7), что приводит к дальнейшему увеличению угла δ.
При увеличении скорости ротора больше синхронной появляется скольжение s, растущее с увеличением разности угловых скоростей ротора и магнитного поля статора генератора. Возникновение скольжения обусловливает появление асинхронной мощности Рas определяемой выражением (5.4), увеличивающейся с ростом скольжения (см. рис. 5.4). С увеличением скорости (скольжения) ротора вступает в действие регулятор скорости турбины и в соответствии со своей характеристикой (см. рис. 5.6, а) начинает уменьшать мощность турбины Рт. При некотором скольжении sr мощность турбины уравновешивается средней асинхронной мощностью генератора и наступает установившийся асинхронный ход, где выполняется условие Рт = Рх. Среднее значение скольжения sср определяется точкой пересечения характеристик момента турбины М, и асинхронного момента Мх (рис. 5.8). Следует отметить, что из-за относительно небольшого изменения скорости в асинхронном режиме в относительных единицах можно принять Рас = Мас и РТ = МТ.
Если к обмотке ротора синхронной машины в асинхронном режиме подается напряжение возбуждения, то, кроме взаимно уравновешивающих друг друга асинхронного момента и момента турбины, на вал генератор - турбина будет действовать также синхронный вращающий момент Мс (рис. 5.9, а).
Этот знакопеременный момент, среднее значение которого равно нулю, вызывает периодическое изменение скорости вращения ротора в асинхронном режиме, а следовательно, и пульсации скольжения, изменяющегося от sмакс до sмин около своего среднего значения sср (рис. 5.9, б). При этом чем больше амплитуда синхронного момента, тем больше разница между максимальным и минимальным значениями пульсирующего скольжения.
Скольжение в любой момент времени можно определить, решив уравнение относительного движения ротора генератора в асинхронном режиме, которое может быть записано в следующем виде:
Преобразуем это уравнение, введя в его левую часть скольжение. Для этого ускорение ротора представим так:
Рис. 5.7. Процесс выпадения из синхронизма генератора и переход в асинхронный режим
Следовательно, уравнение (5.8) запишется в виде
проинтегрировав в пределах изменения скольжения [s; smax] и угла [δ; δmax] получим
откуда находим значение скольжения в любой момент времени:
где δ - угол, при котором достигается максимальное скольжение smax