Ресинхронизация и результирующая устойчивость
Длительная работа электрических машин в асинхронном режиме является недопустимой. Поэтому возникший асинхронный ход синхронных машин должен быть прекращен. Ликвидация асинхронною режима возможна следующими способами:
1. Отключением синхронной машины от электрической сетис последующим синхронным включением. Это отключение синхронного двигателя приводит к нарушению технологии производства, а отключение генератора или электростанций - к возникновению дефицита мощности. Последующее включение генератора в сеть является довольно длительной и сложной технологической операцией. Поэтому данный способ применим, в основном, для отдельных генераторов при потере ими возбуждения.
2 .Делением энергосистемы на части. Операция разделения, осуществляется автоматикой ликвидации асинхронною режима (АЛАР) или автоматикой прекращения асинхронного хода (АПАХ). Если по какой-либо причине автоматика отказала,то прекращения асинхронного хода выполняет оперативный персонал энергосистемы. Также путем деления энергосистемы на несинхронно работающие части.
Недостатки такого способа:
- возникновение небаланса генерирующих мощностей и нагрузок в разделившихся частях энергосистемы;
- генерирующая мощность окажется выше мощности нагрузки и частота повысится;
- генерирующей мощности будет недостаточно и частота может снизиться даже до уровня срабатывания устройств АЧР.
3. Ресинхронизацией генераторов, двигателей или частей энергосистемы, вышедших из синхронизма.
Синхронные машины, перешедшие в асинхронный режим, можно синхронизировать, не отключая их от сети. Процесс восстановления синхронизма машин в процессе асинхронного режима называется ресинхронизацией. Одним из условий ресинхронизации является прохождение скольжения через нуль, т. с. s = 0. Это означает, что генератор или двигатель кратковременно вошел в синхронизм, дополнительная кинетическая энергия стала равна нулю, а асинхронная составляющая мощности исчезла. Это условие, s = 0. соответствующее возможному процессу ресинхронизации, выполняется, при
Предельный случай выполнения условия s= 0: при smin= О среднее допустимое скольжение, при котором возможно наступление ресинхронизации. Определяется как .sср.доп = smax /2 или с учетом
(5.16) имеем
Таким обратом ресинхронизация возможна при выполнении условия
Данное условие, является недостаточным для ресинхронизации. Действительно при s= 0 генератор кратковременно вошел в синхронизм. Однако останется ли он далее в режиме синхронной работы зависит от соотношений между моментами генератора и турбины, а также от угла σ. при котором скольжение прошло через нуль. Избыточный момент, определяющий движение генератора в асинхронном режиме, согласно состоит из трех составляющих:
Пocкольку при s = 0 скорость вращения ротора генератора стала синхронной, то асинхронный момент равен нулю. Следовательно, условием втягивания генератора в синхронизм будет
Мс>Мт
При таком соотношении моментов и s = 0 на вал генератора действует тормозной избыточный момент, который, вызывает уменьшение угла σ. Если условие Мс>Мт не выполняется, то ресинхронизация будет неуспешной, угол σ продолжит возрастать, а генератор останется в асинхронном режиме.
Успешная ресинхронизация может быть обеспечена путем уменьшения мощности турбины (рис. 5.16. а) или увеличением синхронного момента путем регулирования его возбуждения (рис. 5.16. б).
Ресинхронизация синхронных двигателей имеет свои особенности и ее процесс можно разделить условно на два этапа:
1. Разгон ротора двигателя до подсинхронной частоты вращения при выполнении условия
Мас>Ммех
где Ммех - механический-момент приводного механизма.
2. Вхождение и синхронизм. Если процесс подтягивания скорости до синхронной происходит под воздействием асинхронного момента то втягивание и синхронизм, как и генератора, осуществляется под воздействием синхронного момента. Однако если ресинхронизация без управления возбуждением двигателя не осуществима, то на этапе разгона двигателя поле возбуждения гасится, а при достижении подсинхронной скорости производится подача и форсировка возбуждения. В большинстве случаев за счет подобного управления возбуждением удается обеспечить успешную ресинхронизацию синхронных двигателей. Это вполне возможно при выполнении условия
где sср.уст – критическое скольжение, при котором возможно втягивание двигателя в синхронизм
Для обеспечения ресинхронизации осуществляется разгрузка рабочею механизма, если это допустимо по условиям технологического процесса или предусмотрены другие меры, облегчающие вхождение в синхронизм.
Ели выпавший из синхронизма генератор не отключается от сети, то и работая в асинхронном режиме, он выдает в сеть некоторую мощность, а входя в синхронизм путем ресинхронизации, он быстро увеличивает мощность. Скорость вращения синхронного двигателя в асинхронном режиме несколько уменьшается, но при успешной ресинхронизации его режим работы быстро восстанавливается, что может не сказаться существенно на приводном механизме и связанном с ним технологическом процессе. Если генератор, двигатель или часть системы вышли из синхронизма и некоторое время проработали в асинхронном режиме, а затем восстановили свою синхронную работу, близкую к параметрам исходного режима, то такую энергосистему нельзя в полном смысле считать неустойчивой, ее следует рассматривать как систему, обладающую результирующей устойчивостью. поскольку нарушения электроснабжения потребителей не происходит. Следовательно, способность системы восстанавливать синхронную работу после возникновения асинхронного режима называется результирующей устойчивостью энергосистемы.