Лавина напряжения в узле нагрузки
В нормальных режимах работы асинхронных двигателей их рабочее скольжение значительно меньше критического, а максимальная мощность в (1,5-2,2) раза больше потребляемой. Исходя из этих параметров, большинство энергетиков предприятий обычно считают, что асинхронные двигатели работают с большим запасом устойчивости. Поэтому колебания напряжения не являются опасными с точки зрения устойчивой работы двигателей, и только весьма значительные снижения напряжения могут приводить к останову или, как иногда говорят, к опрокидыванию двигателей. Однако это справедливо только в том случае, если питание двигателей осуществляется от шин, напряжение на которых не зависит от режима их работы.
В большинстве случаев напряжение на шинах двигателя зависит от режима двигателя (характерным примеров является режим пуска двигателя, когда отклонение напряжения на его шинах может быть весьма значительным). Условия нарушения устойчивости двигателя в этом случае получаются существенно иными. Для оценки изменений условий устойчивости рассмотрим систему электроснабжения, приведенную на рис. 4.12, а, где нагрузка представлена эквивалентным асинхронным двигателем. Для данной системы очевидно, что изменение нагрузки двигателя приведет к изменению напряжения на его шинах. В этих условиях характеристику мощности удобнее вычислять и строить не по изменяющемуся напряжению U=φ(s), а по неизменному значению ЭДС Е.Максимальная мощность в этом случае будет
Данное выражение получено как приближенное, исходя из весьма уп-
рощенной схемы замещения при вынесении ветви намагничивания на шины
ЭДС (см. рис. 4.12, б). Однако это обстоятельство не меняет общих каче-
ственных закономерностей.
Величина РМЕ, определенная при Е=const [или, что одно и то же при
U=φ(s)], будет значительно меньше Рм, определенной при U=const по
формуле (4.12). Критическое скольжение, определяемое из выражения
Из этого следует (см. рис. 4.12, в), что опрокидывание двигателей, получающих питание от системы соизмеримой мощности, может произойти при сравнительно небольших изменениях скольжения и небольших снижениях ЭДС в системе и тем более при небольших изменениях напряжения.
Поэтому в общих случаях определение критических параметров следует проводить, исходя не из напряжения на зажимах двигателей, которое не является независимой переменной, а исходя из ЭДС генератора, которую можно считать не зависящей от изменений режима. Эта ЭДС в зависимости от способа регулирования возбуждения генератора будет различной (см. параграф 2.9).
Рассмотрим процесс нарушения устойчивости комплексного узла нагрузки, основываясь на статических характеристиках нагрузки, генерации и критерия .
Известно, что в состав комплексного узла нагрузки кроме асинхронных двигателей входят также синхронные двигатели и статические потребители (освещение, печи, выпрямители и т. д.). Однако именно асинхронные двигатели в большинстве случаев определяют качественный характер статической характеристики реактивной мощности узлов нагрузки по напряжению (зависимость Qн, рис. 4.13, а). При уменьшении напряжения потребляемая реактивная мощность нагрузки снижается. Однако при больших снижениях напряжения, в зоне критических значений, реактивная мощность увеличивается из-за останова не отключившихся от сети асинхронных двигателей. Практически это увеличение ограничивается отключением части потребителей из-за самопроизвольного «отпадания» магнитных пускателей при низких напряжениях. Это снижает нагрузку и, соответственно, характеристику реактивной мощности.
На рис. 4.13, а представлены наиболее типичные характеристики Qr генерируемой реактивной мощности. Вначале, при снижении напряжения, характеристика мощности возрастает. Это обусловлено уменьшением второй составляющей мощности в выражении (4.19) и увеличением первой из-за возрастания ЭДС Е, обусловленной действием АРВ. При дальнейшем снижении напряжения ток возбуждения генерирующих источников достигает потолочных значений, и в дальнейшем их реактивная мощность уменьшается.
В нормальных режимах баланс реактивных мощностей характеризуется точкой А пересечения характеристик нагрузки и генерации в области допустимых значений напряжения (зависимости QH и QГ1 рис. 4.13, а). В аварийных режимах характеристика генерации, как правило, резко смещается из-за отключения части питающих линий электропередачи или генерирующих источников. В этом случае характеристики нагрузки и генерации пересекаются в точке Б (зависимости QН и QГ2) с аварийным уровнем напряжения Uкр. Критический режим по напряжению Uкр наступает в точке В, где реактивные мощности генерации и нагрузки еще балансируются, однако их характеристики только соприкасаются (зависимости QН и QГ3). При дальнейшем смещении характеристики генерации она уже не будет иметь точки пересечения с характеристикой нагрузки, и возникает лавинообразный процесс снижения напряжения (рис. 4.13, б). Аналогичное явление может иметь место и при увеличении нагрузки. При этом происходит торможение двигателей, что вызывает резкое увеличение потребляемой реактивной мощности и, как следствие, прогрессирующее снижение напряжения из-за нарушения баланса мощностей (реактивная мощность нагрузки QН больше мощности генерации QГ). Оперативный персонал энергосистемы и потребителей не имеет непосредственно информации о росте токов и скольжений двигателей, входящих в состав комплексной нагрузки, в то время, когда они приближаются или происходит режим опрокидывания, но наблюдают резкое лавинообразное снижение напряжения. Процесс этот поэтому и получил название лавины напряжения. Лавина напряжения заканчивается полным обесточиванием всего энергоузла (Qr=О, U=0) из-за нарушения работы собственных нужд электростанций или установлением весьма низких уровней напряжения Uл (точка Г, рис. 4.13), когда у потребителей произошло нарушение устойчивости двигателей и самоотключение части нагрузки.
Основными причинами аварийного снижения напряжения, вызывающего лавину напряжения, являются отключения генерирующих источников (генераторов, синхронных компенсаторов, конденсаторных установок) или основных питающих линий электропередачи.
Лавина напряжения может возникать как при номинальной частоте, так и при ее аварийном снижении. Так, сопутствующая лавина напряжения возникает одновременно с лавиной частоты вследствие разделения энергосистемы на несинхронно работающие части и потери при этом части генерирующей реактивной мощности и зарядной мощности отключенных линий электропередачи. Главная опасность сопутствующей лавины напряжения со стороны энергосистемы заключается в том, что большие снижения напряжения могут вызвать отказы устройств АЧР и привести к нарушению устойчивости потребителей собственных нужд электростанций. Несрабатывание АЧР и погашение электростанций в еще большей степени способствуют развитию аварии. В то же время успешная работа АЧР ликвидирует дефициты как активной, так и реактивной мощности .