Рабочий стол и настройка командного интерфейса

В разделе Учет материалов наиболее часто пользователю может понадобиться создавать приходные накладные и просматривать их список. Поэтому команда для просмотра списка приходных накладных (Приходные накладные) была размещена в группу Важное панели навигации, а команду для создания приходных накладных поместили первой в панели действий подсистемы Учет материалов.

Довольно часто пользователю может понадобиться создавать новую номенклатуру и просматривать список номенклатуры. Поэтому команду для просмотра списка номенклатуры (Номенклатура) поместили в группу Обычное панели навигации, а команду для создания номенклатуры поместили второй в панели действий подсистемы Учет материалов – тоже самое, но с меньшим приоритетом, относится к справочнику складов.

В группе См.также панели навигации раздела были помещены команды Остатки материалов и Стоимость материалов для просмотра записей соответствующих регистров накопления и расположены в порядке частоты использования. А команду для просмотра записей регистра Продажи вообще убрали, т.к. в разделе Учет материалов вряд ли она может понадобиться.

Отчеты в панели действий раздела расположили в порядке их приоритета. А команду для открытия отчета Поиск в данных перенесли из группы Отчеты в группу Сервис панели действий, т.к. на самом деле поиск данных – это скорее сервисная операция, чем классический отчет.

Подсистема ОказаниеУслуг будет иметь следующий интерфейс:

− Группа Панель навигации.Важное:

1. Оказание услуг.

− Группа Панель навигации.Обычное:

1. Клиенты,

2. Номенклатура,

3. Цены на Номенклатуру,

4. Сотрудники,

5. Склады.

− Группа Панель навигации.См. также:

1. Остатки материалов,

2. Стоимость материалов,

3. Продажи.

− Панель действий.Создать (только видимые команды):

1. Оказание услуги: создать,

2. Клиент: создать,

3. Номенклатура: создать.

− Панель действий.Отчеты:

1. Реестр документов Оказание услуги,

2. Перечень услуг,

3. Рейтинг услуг,

4. Рейтинг клиентов,

5. Выручка мастеров,

6. Материалы

7. Универсальный.

− Панель действий.Сервис:

1. Поиск в данных.

Однако, если у пользователя есть другие предпочтения в настройке интерфейса, то в режиме 1С: Предприятие он может сам настроить интерфейс, выполнив команду главного меню Сервис – Настройка интерфейса.

Рабочий стол предназначен для размещения наиболее часто используемых пользователем документов, отчетов, справочников и т.п. Поэтому на рабочий стол нужно помещать те формы документов, отчетов и т.п., работа с которыми входит в его ежедневные обязанности. Например, для кладовщика было бы удобно иметь под руками список номенклатуры и список прикладных накладных, для менеджера – список клиентов и документов оказания услуг. При запуске 1С: Предприятия раздел Рабочий стол становится активным по умолчанию и нужные формы сразу открываются в рабочей области приложения.

После появления ролей в конфигурации появилась возможность настройки видимости команд подсистем по ролям. Ролевое редактирование видимости команд по умолчанию – это средство, позволяющее настроить начальную «насыщенность» глобального командного интерфейса в первую очередь для пользователей с широкими правами доступа.

Обмен данными

Механизмы обмена данными позволяют организовывать обмен информацией, хранимой в базе данных, с другими программными системами, основанными на 1С:Предприятие 8 или другими. Такая гибкость обмена достигается за счет использования средств обмена данными в различных комбинациях. Кроме того, формат обмена основан на языке XML, являющимся на сегодняшний день общепринятым средством представления данных.

К механизмам обмена данными могут быть отнесены:

− Планы обмена,

− XML-сериализация,

− Средства чтения и записи документов XML.

При помощи планов обмена можно получить информацию о том, какие элементы данных были изменены и в какой узел обмена их необходимо передать. Это возможно благодаря тому, что планы обмена содержат механизм регистрации изменений. Информация об измененных данных переносится с помощью сообщений, инфраструктура которых также поддерживается планами обмена.

XML-сериализация позволяет преобразовать объект 1С:Предприятия 8 в последовательность данных, представленных в формате XML. Кроме этого, она выполняет и обратное преобразование – преобразует последовательность данных формата XML в объект 1С:Предприятия 8, при условии что имеется соответствующий тип данных.

Запись и чтение документов XML обеспечивает запись/чтение документов формата XML из встроенного языка.

Чтобы существовала возможность обмена какими-либо данными с кем-либо, необходимо некоторым образом идентифицировать тех, с кем нужно будет обмениваться, и для каждого из них описать перечень обмена. Обе эти задачи позволяет решать объект конфигурации План обмена. Элементами данных плана обмена являются узлы плана обмена.

XML-сериализация – это механизм, позволяющий представить объект 1С:Предприятия в виде последовательности данных в формате XML. Кроме этого позволяет выполнить и обратное преобразование.

В отличие от XML-сериализации, механизмы записи/чтения документов XML позволяют работать с данными формата XML на базовом уровне, без привязок к объектам 1С:Предприятия. В частности, они позволяют открывать файлы XML для чтения, читать данные из файлов, создавать новые файлы и записывать в них данные.

Объект конфигурации Константа предназначен для создания в базе данных таблиц, в которых будет храниться информация, не изменяющаяся во времени или изменяющаяся очень редко. Каждый такой объект описывает таблицу для хранения одного значения.

Механизм распределенных информационных баз является развитием универсального механизма обмена данными. Он реализует модель распределенной информационной базы, которая подразумевает наличие идентичных конфигураций во всех узлах, имеет древовидную структуру и позволяет выполнять обмен как измененными данными, так и изменениями, внесенными в конфигурацию.

Механизм распределенных информационных баз реализуется планами обмена. Для этого план обмена содержит свойство Распределенная информационная база. Если это свойство установлено, для данного плана обмена включается механизм распределенных информационных баз и разработчик получает возможность создать распределенную базу исключительно интерактивными средствами, без написания кода. Такая возможность не исключает программного управления обменом, которое также доступно при работе с распределенными информационными базами. В ходе создания примера будут рассмотрены оба варианта организации обмена в распределенных информационных базах.

Распределенная база должна иметь четко определенную древовидную структуру. Количество уровней в такой структуре не ограничено, главное – между двумя связанными узлами всегда должно быть определено отношение «главный-подчиненный» (рисунок 23.1). Механизм распределенных информационных баз содержит программное средство реконфигурирования структуры узлов распределенной базы. Для этого следует использовать метод УстановитьГлавныйУзел объекта ПланыОбменаМенеджер. В параметре этого метода передается ссылка на узел плана обмена распределенной базы, который устанавливается главным для текущей базы. Также в этом параметре может быть передано значение Неопределено, и это приведет к тому, что у текущей информационной базы будет отсутствовать главный узел.

Рабочий стол и настройка командного интерфейса - student2.ru

Рисунок 23.1 – Общие настройки

Функциональные опции

Функциональные опции позволяют разработчику выделить некоторую часть функциональности прикладного решения, которую можно оперативно включать или выключать на этапе внедрения и/или в процессе работы системы.

К ведению бухучета в нашей конфигурации относятся объекты:

− Справочник Субконто,

− Документ ВводНачальныхОстатковНоменклатуры,

− Отчет ОборотноСальдоваяВедомость,

− План видов характеристик ВидыСубконто,

− План счетов Основной,

− Регистр бухгалтерии Управленческий.

К расчету зарплаты в нашей конфигурации относятся:

− Справочник ВидыГрафиковРаботы,

− Документ НачисленияСотрудникам,

− Отчет НачисленияСотрудникам,

− Отчет Перерасчет,

− Отчет ДиаграммаНачислений,

− План видов расчета ОсновныеНачисления,

− Регистр сведений ГрафикиРаботы,

− Регистр расчета Начисления.

Функциональные опции могут влиять не только на командный интерфейс приложения, но и на внешний вид форм, используемых в прикладном решении. Кроме этого, включение/выключение функциональности можно выполнять и без перезапуска клиентского приложения. А если к этому прибавить возможности работы с функциональными опциями во встроенном языке, то становится понятным, что механизм функциональных опций может сделать процесс внедрения и настройки прикладного решения у заказчика простым и понятным даже для неопытного пользователя.

Подборы и ввод на основании

Задача организации подбора заключается, как правило, в заполнении табличной части документа информацией, которую выбирает пользователь в списке какого-либо объекта. Для иллюстрации механизма подбора информации в форме была использована задача подбора элементов справочника в табличную часть документа как наиболее распространенная. Поскольку механизм подбора реализован на уровне форм, то в других случаях просто будут задействованы иные прикладные объекты. Сама механика подбора не изменится.

Для организации подбора в форму документа следует открыть форму справочника как подчиненную форме документа в целом либо одному из элементов формы. Способ получения формы справочника может быть любым, так же, как и сама форма справочника, которая будет использована. Важно лишь то, что эта форма должна быть открыта как подчиненная. Результат подбора будет доступен в обработчике события ОбработкаВыбора формы документа или элемента формы (в зависимости от того, чему мы подчиним форму справочника при открытии). При одиночном подборе форма справочника будет закрываться сразу после выбора элемента. Для выбора следующего элемента необходимо будет снова инициировать подбор.

Метода «Оповестить о выборе()» используется, когда алгоритм формирования данных подбора сложен, и кроме собственно выбора элементов справочника и от пользователя требуется указание некоторой дополнительной информации. В этом случае метод вызывается, когда необходимая информация подбора сформирована. Метод ОповеститьОВыборе() посылает оповещение владельцу формы о выполнении выбора или подбора, передает ему выбранное значение и закрывает форму, если она открыта не в режиме множественного выбора.

Механизм ввода на основании может быть использован для ввода новых объектов различного типа (документа, справочники, планы видов характеристик и т.д.). Этот механизм был рассмотрен на примере ввода новых документов как наиболее распространенном.

Для каждого объекта конфигурации Документ можно разрешить его ввод на основании других объектов базы данных и возможность являться основанием для других объектов. Действия по заполнению реквизитов при вводе на основании должны быть описаны в модуле объекта Документ, в обработчике события ОбработкаЗаполнения.

Для построения цепочек связанных объектов необходимо у каждого объекта, который будет вводиться на основании, создать служебный реквизит для хранения ссылки на объект-основание. Затем следует создать объект конфигурации КритерийОтбора, который будет использоваться для установки отбора по требуемому значению служебного реквизита. В дальнейшем для получения всех объектов, введенных на основании, достаточно будет установить нужное значение отбора в критерии отбора.

Приемы разработки форм

Форма сама по себе и ее элементы обособлены от объектов конфигурации. Для отображения данных в форме, необходимо задать связь самой формы и ее элементов с данными. Если связь не задана, то элементы вообще не будут отображены в форме (кроме элементов оформления).

При использовании конструктора форм конфигуратор создает такие связи автоматически. Если разработчик создает форму вручную, он может определить эти связи путем задания свойств формы и ее элементов. Связь элементов формы с данными, которые они должны отображать, задается в свойстве ПутьКДанным. Связь формы и ее элементов с данными осуществляется при помощи реквизитов формы. Список существующих реквизитов формы доступен на закладке Реквизиты окна редактора формы.

Среди всех реквизитов формы, как правило, существует один основной реквизит (он выделен жирным шрифтом). Он определяет источник данных для формы в целом. От типа значения основного реквизита зависит не только то, какие данные будут отображены в элементах формы, но и поведение самой формы. Например, если основному реквизиту формы указать тип значения Документ.Объект.ПриходнаяНакладная, то при закрытии формы программа будет запрашивать подтверждение записи и проведения документа. Если же основному реквизиту формы указать тип значения СправочникОбъект.Клиенты, то подобного подтверждения не будет. Похожее влияние источники данных оказывают и на элементы формы.

В управляемой форме можно выделить следующие категории типов, с которыми она работает:

− Типы встроенного языка, предназначенные для использования как в управляемых формах, так и вне их. Например, Число, СправочникСсылка.<имя>, ГрафическаяСхема, ТабличныйДокумент и т.д.

− Типы встроенного языка, предназначенные исключительно для того. Чтобы представить в форме данные прикладных объектов (справочников, документов и т.д.). Это такие типы, как ДанныеФормыСтруктура, ДанныеФормыКоллекция и другие.

− Тип Динамический список, который используется в управляемых формах для отображения списков прикладных объектов.

Поэтому для представления в форме данных этих прикладных типов введены специальные типы данных, предназначенные для работы именно в управляемых формах. Используются следующие типы данных:

− ДанныеФормыСтруктура – содержит набор свойств произвольного типа. Свойствами могут быть другие структуры, коллекции или структуры с коллекциями. Таким типом представляется, например, в форме СправочникОбъект.

− ДанныеФормыКоллекция – это список типизированных значений, похожий на массив. Доступ к элементу коллекции осуществляется по индексу или идентификатору. Доступ по идентификатору может отсутствовать в некоторых случаях. Это обусловлено типом прикладного объекта, который представлен этой коллекцией. Идентификатором может быть любое целое число. Таким типом представляется, например, в форме табличная часть.

− ДанныеФормыСтруктураСКоллекцией – это объект, который представлен в виде структуры и коллекции одновременно. С ним можно обращаться как с любой из этих сущностей. Таким типом представляется, например, в форме набор записей.

− ДанныеФормыДерево – объект предназначен для хранения иерархических данных.

Для конвертирования прикладных объектов в данные формы и обратно существует набор глобальных методов:

− ЗначениеВДанныеФормы() – преобразует объект прикладного типа в данные формы.

− ДанныеФормыВЗначение() – преобразует данные формы в объект прикладного типа.

Аналогичные методы, предназначенные для конвертирования значений реквизитов формы в прикладные объекты и обратно, существуют и у самой управляемой формы:

− ЗначениеВРеквизитФормы() – преобразует объект прикладного типа в реквизит управляемой формы.

− РеквизитФормыВЗначение() – преобразует реквизит в значение прикладного типа.

Методы, работающие с прикладными объектами, доступны только в серверных процедурах формы.

Одним из полезных свойств формы списка является возможность настройки оформления его строк. Для иллюстрации этой возможности была использована форма списка справочника Номенклатура. Поля ввода, имеющие ссылочный тип, например, Склад, Сотрудник, по умолчанию имеют кнопку выбора. При нажатии этой кнопки открывается форма выбора объекта, на которую ссылается данное поле.

Для реквизитов объектов конфигурации существует возможность как автоматической, так и программной проверки их заполнения. Причем делается это не на уровне форм, а на уровне свойств реквизитов, или в модуле объекта, к которому относится данный реквизит. Т.о., проверка заполнения реквизита будет производиться во всех формах, где используется этот реквизит.

Использование параметризированных команд в формах объектов позволяет при выполнении команды передать в обработчик команды какой-либо параметр, например, значение ссылочного реквизита. И затем использовать его, например, открыть с этим параметром форму отчета.

Для примера была создана команда открытия отчета, показывающего остатки материалов по складу, указанному в документе. Отчет будет вызываться из формы документа ОказаниеУслуги, в него будет передаваться значение реквизита документа Склад, и при открытии отчета в настройки отчета будет добавляться отбор по параметру Склад.

заключение

В ходе прохождения учебной компьютерной практики были решены следующие задачи:

- проанализированы методы создания информационной базы, подсистем, справочников, документов, регистров и других основных элементов технологической платформы «1С: Предприятие»;

- выявлены основные функциональные задачи при разработке конфигураций на технологической платформе «1С: Предприятие»;

- разработана конфигурация технологической платформы «1С: Предприятие», соответствующая заданному бизнес-субъекту.


Наши рекомендации