Международная федерация сверхлегкой авиации
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СВЕРХЛЕГКОЙ АВИАЦИИ
(FEDERATION AERONAUTIQUE INTERNATIONALE – FAI)
СПОРТИВНЫЙ КОДЕКС
ЧАСТЬ 7
КЛАСС 0
ДЕЛЬТАПЛАНЫ И ПАРАПЛАНЫ
КЛАССЫ I / II / III / IV / V
Принят: 1 мая 2003 г.
Web: www.fai.org
FEDERATION AERONAUTIQUE INTERNATIONALE____________________________
Редакция 2003 г.
Все права защищены. Авторские права на этот документ принадлежат FEDERATION AERONAUTIQUE INTERNATIONALE (FAI). Лицо, действующее от имени FAI или ее членов, может копировать, печатать и распространять этот документ на следующих условиях:
Документ может использоваться исключительно для информационных целей, коммерческое использование документа запрещено.
Любая копия документа или его части должно содержать ссылку на владельца авторских прав.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
Краткое описание документа 8
Увязка с другими документами 8
Общая Часть 8
1.4 Общие требования к дельтапланам 8
1.4.1 Определение дельтаплана, принятое в Общей Части: 8
1.4.1.1 Классы дельтапланов 8
1.4.2 Старт дельтаплана 8
1.4.3 Мотодельтапланы 9
Полёты. Определения 9
Полет 9
Свободный полёт 9
Исполнение полёта 9
Незавершенный полет 9
Виды полётов 9
1.5.5.1 Полёт на дальность 9
1.5.5.2 Полёт по заданию 9
1.5.5.3 Полёт на продолжительность 9
1.5.5.4 Полёт на максимальный набор относительной высоты 9
1.5.5.5 Полёт на максимальный набор абсолютной высоты 9
1.5.5.6 Полёт на набор высоты 9
1.5.5.7 Полёт на скорость 9
Маршруты 9
1.5.6.1 Заявленный маршрут 9
1.5.6.2 Заданный маршрут по замкнутой траектории 9
1.5.6.3 Круг 9
Старт полёта 9
1.5.7.1 Запуск/взлёт 9
1.5.7.2 Место взлёта 9
1.5.7.3 Пункт старта 9
1.5.7.4 Время страта 9
1.5.7.5 Высота старта 9
1.5.7.6 Пункт отцепки 10
1.5.7.7 Линия старта 10
1.5.7.8 Наземные сигналы 10
1.5.7.9 Виды старта 10
1.5.7.10 Сектор старта 10
Поворотный пункт маршрута (ППМ) 10
1.5.8.1 Облет ППМ 10
1.5.8.2 Секторы ППМ 10
Контрольный пункт маршрута (КПМ) 10
Установленная последовательность 10
Позиционный пункт контроля 10
Завершение полёта (финиш) 10
1.5.12.1 Посадка 10
1.5.12.2 Место посадки 10
1.5.12.3 Пункт финиша 10
1.5.12.4 Линия финиша 10
1.5.12.5 Пересечение линии финиша 10
1.5.12.6 Секторы финиша 10
1.5.12.7 Время финиша 10
1.5.12.8 Посадка в цель 10
1.5.12.9 Другой метод
Таблица сертификатов и подтверждений 11
Контроль и измерение полётов 12
6.1 Специальные правила для дельтапланов 12
Измерения 12
Полёты на разряды 12
Полёты с дальностью более 100 километров 12
Измерение скорости 12
Изменение высоты 12
Барографы и другие устройства, записывающие полёты 12
Устройства, записывающие характеристики полёта 12
Барограф 12
Запуск с аэро-буксировщика 12
Линии старта и финиша и сигналы, подаваемые с земли 12
Описание 12
Визуальные сигналы 12
Фото-подтверждения 12
Общие положения 12
Фотоаппараты 12
6.6.2.1 Опечатывание фотоаппарата перед взлетом 13
6.6.2.2 Плёнка 13
Плёнка 13
Фотоаппараты с обратной (реверсивной) перемоткой 13
Обязательные снимки 13
Фото-секторы 13
Разведчики метеоусловий 14
Системы начисления очков 15
Соревнования с выбыванием 15
Соревнования с нормализацией (приведением) результатов 15
Условия и порядок использования 15
Способ нормализации (приведения) результатов 15
Распределение пилотов по группам 15
Продолжительность туров 15
Формирование групп(ы) для финальных туров 15
Контрольные пункты проверки для организаторов соревнований 16
Подготовка соревнований 16
Место проведения полётов 17
10.3 Стартовый командный пункт (штаб) 17
Местные правила (МП) и отчёты 18
Формы и краткие замечания 18
12 Форма для описания задания 19
Официальные наблюдатели (ОН) 22
Полномочия 22
База данных (БД) 22
13.3 Квалификационные требования 22
Контроль 22
Сертификация 22
Лишение полномочий 22
Измерение дальности полётов 23
Образец местных правил проведения соревнований (МП) 24
Цель 24
Программа 24
Официальные лица 24
Местные правила 24
Образец формы заявки участника 27
Приложение А – Расписка о соответствии летательного аппарата 28
Приложение Б – Расписка об освобождении от юридической ответственности 29
17 Требование к сертификации прочности парапланов 30
Вид спецификации 30
Инструкции по оказанию помощи пилоту в чрезвычайных ситуациях 31
Действия спасателей на соревнованиях 31
Цель 31
Обязанности организаторов 31
Обязанности пострадавшего пилота 31
Обязанности пилота-очевидца ЧС 31
Пилот-очевидец ЧС обязан дождаться решения организаторов 31
Если радиоконтакт с организаторами невозможен, необходимо 31
Дальнейшая информация, предоставляемая организаторам, после обнаружения
Пострадавшего пилота 31
Приближение к пострадавшему пилоту 31
После обнаружения пострадавшего пилота 32
Политика разрешения конфликтов между участниками 33
Процедуры 33
Мелкие оскорбления 33
Крупные оскорбления 33
Наказание 33
Правила по GPS контролю полетов 34
Основные положения 34
Соревнования 1 Категории 34
Утверждение 34
Регистрация 34
Применение GPS 34
Резервный GPS 34
Множество Треков 34
Предоставление треков 34
Регистрация приборов GPS 34
Секторы 34
Размер секторов 34
Точность секторов GPS 34
Регистрация треков 34
Данные GPS 34
Необходимые данные 34
Данные о старте 35
Потерянный трек 35
Финишные данные 35
Потерянная часть трека 35
Лучшее подтверждение 35
Разногласия по времени 35
Отклонение трека 35
Обязанности Пилота 36
Оборудование GPS 36
Рабочие параметры 36
Финишный протокол 36
Маршрутные соревнования 37
Подтверждение полета 37
Законность соревнований 37
24 Точность приземления парапланеристов 38
Цель 38
Победитель 38
Допуск к соревнованиям 38
Пилот 38
Национальная команда 38
24.2.3 Параплан 38
Место и оборудование 38
Цель 38
24.3.1.1 Расположение 38
24.3.1.2 Измерительные приборы 38
Измерительное поле 38
24.3.2.1 Размер 38
24.3.2.2 Покрытие 38
24.3.2.3 Ограничения по допуску 38
Запись скорости ветра 39
Соревнования 39
24.4.1 Количество заданий (кругов) 39
Тренировочные круги 39
Утверждение кругов 39
Старт 39
Разведчики ветра 39
Разделение пилотов 39
Рекомендации по подаче сигналов 39
Ре-старт 39
Ограничения 40
Скорость ветра 40
Преграждение цели 40
Подсчет очков 40
Метод 40
Личный зачет 40
Командный зачет 40
24.6.4.1 Маленькие команды 40
Подтверждение очков 40
Жалобы и протесты 40
Видео подтверждение 41
24.7.2 Комиссионный сбор за оформление протеста 41
Судейство 41
Судейская коллегия 41
24.8.1.1 Состав судейской коллегии 41
Правила судейства 41
Передний и задний судьи 41
24.8.5.1 Сигналы 41
24.8.5.2 Неспособность прийти к согласию 41
Регистратор 42
Главный судья 42
Статус и классификация 43
25.2 Ограничения для дельтапланов 43
Рации 43
Определение маршрута 43
Обозначение маршрута 43
25.3.4 Победитель задания 43
Место старта 43
Старт 43
Порядок старта 43
25.3.8 Начало выполнения задания 43
Типы старта 43
Летный старт 43
Старт с земли 43
Электронный старт 43
Полет по заданию 43
25.5.1 Завершение задания 44
Иерархия правил 45
Процедура 45
Агрессивность 46
Вход в поток 46
Первое правило 46
Второе правило 46
Множество ядер 47
Общие правила 47
Введение
Краткое описание документа
Часть 7 Спортивного Кодекса (СК) Международной Федерации Сверхлегкой Авиации (FAI) определяет содержание полётов, разрядные требования, порядок проведения мировых и континентальных чемпионатов по дельта- и парапланеризму во всех классах летательных аппаратов (ЛА).
Все соревнования, санкционированные FAI, должны проводиться в строгом соответствии с классом летательного аппарата и стандартами безопасности,приведенными в Части 7 Настоящего Кодекса.
Общая Часть
Общая часть детально описывает следующие разделы:
- Структуру и обязанности руководителей FAI (Глава 1)
- Определения (Глава 2)
- Наказания – Протесты (Глава 5)
- Спортивное лицензирование (Глава 8)
- Иерархия организаций до FAI (Глава 9)
Общая часть содержит также общие принципы следующих разделов:
§ Спортивные мероприятия (Глава 3)
§ Наблюдатели и Официальные лица (Глава 4)
§ Мировые рекорды (Глава 6)
§ Измерение и контроль полетов (Глава 7)
Часть 7 детализирует упомянутые разделы применительно к дельта- и парапланам.
1.4 Общие требования к дельтапланам
1.4.1 Определение дельтаплана, принятое в Общей Части:
дельтаплан – это летательный аппарат, который пилот увлекает за собой, который стартует благодаря разбегу пилота и приземляется, когда пилот касается ногами земли.
1.4.1.1 Классы дельтапланов
Класс 1: дельтапланы, имеющие жесткую базовую конструкцию с единственным способом управления – весом пилота, которые могут безопасно взлетать и приземляться при условии нулевого ветра. В этом классе допускаются дополнительные средства управления, воздействующие на его поперечную устойчивость и/или торможение, но только в случае их симметричного использования.
Класс 2: Дельтапланы, имеющие жесткую базовую конструкцию с двигающимися аэродинамическими поверхностями в качестве основного способа управления, и которые могут безопасно взлетать и приземляться при условии нулевого ветра.
Класс 3: Дельтапланы, не имеющие жесткой базовой конструкции (парапланы), которые могут безопасно взлетать и приземляться при условии нулевого ветра.
Примечание: требования к линейной прочности парапланов установлены в главе 17.
Класс 4: Дельтапланы, которые не могут безопасно взлетать и приземляться при условии нулевого ветра, но которые в других условиях стартуют благодаря разбегу пилота и приземляются, когда пилот касается ногами земли.
Класс 5: Дельтапланы, имеющие жесткую базовую конструкцию с движущимися аэродинамическими поверхностями на подвижных осях в качестве основного способа управления, которые могут безопасно взлетать и приземляться при условии нулевого ветра. В этом классе не допускается обтекатель вокруг пилота, а также никакие окружающие пилота конструкции, кроме рамы управления и подвесной системы.
Примечание: стандарты по обеспечению минимального уровня безопасности при полётах на дельтаплане изложены в главе 22.
Примечание: определение обтекателей дается в главе 20.7.
Примечание: условие нулевого ветра означает, что скорость ветра составляет менее 1 м/с (3,6 км/ч; 2,2 миль/ч).
1.4.1.2 В соревнованиях первой категории, национальная сборная должна быть численно укомплектована согласно командной квоте в классе 5, прежде чем она сможет участвовать с летательными аппаратами дизайна класса 2 в соревнованиях для ЛА класса 5.
1.4.1.3 Для целей регистрации спортивных рекордов выделяют 5 классов: 1, 2, 3, 4 и 5. Летательные аппараты класса 5 могут участвовать в соревнованиях двух классов: 2 и 5.
1.4.2 Старт дельтаплана
Дельтаплан должен стартовать путем разбега пилота с вершины холма или с помощью средств механизированного старта (СМС: аэро-буксира, лебёдки, и т. д.). При этом следует принять во внимание следующее:
1.4.2.1 Организаторы соревнований могут разрешить использование средств механизированного старта (буксира, колёс, и других средств, которые отсоединяются от летательного аппарата сразу после взлёта) при условии, что любой летательный аппарат может продемонстрировать свою принадлежность к одному из классов, указанных в п. 1.4.1, т.е. способность к взлету без СМС при условии нулевого ветра.
1.4.2.2 Использование для взлёта и приземления колёс или подобных средств разрешается пилотам-инвалидам при условии, что здоровые пилоты могут совершать указанные маневры без дополнительных средств.
1.4.3 Мотодельтапланы
1.4.3.1 Дельтаплан или параплан, оборудованные мотором, могут использоваться в полётах на разряды FAI «Дельта» и «Орёл», если они соответствуют классам, описанным в п. 1.4.1, и доказано, что мотор не работал во время квалификационной части полёта.
1.4.3.2 Дельтаплан или параплан, оборудованные мотором, могут использоваться в национальных и мировых чемпионатах, если они соответствуют классам, описанным в п. 1.4.1, и доказано, что мотор был отключен до старта соревновательного полета, и было невозможно запустить его в полёте.
Полёты. Определения
Понятие «Дельтаплан» определяет все классы летательных аппаратов. Приводимые ниже определения имеют приоритет перед определениями, данными в Общей части.
1.5.1 Полет –это полёт дельтаплана, начинающийся с взлёта (1.5.7.1) и заканчивающийся посадкой (1.5.12.1).
1.5.2 Свободный полёт– часть полёта, в которой дельтаплан не буксируется, не увлекается, не имеет содействия со стороны другого летательного аппарата или отдельного внешнего или отделяемого двигателя.
1.5.3 Исполнение полёта –пилотирование летательного аппарата в свободном полёте.
Незавершенный полет
Полёт считается незавершенным, если:
- несчастный случай во время полёта повлёк смерть члена экипажа в течение 48 часов, или;
- отделилась часть дельтаплана или его оборудования, не обозначенная заранее как отделяемая, балласт или топливо.
Виды полётов
1.5.5.1 Полёт на дальность – полёт, при котором замеряется расстояние между местом взлёта (1.5.7.2) или точкой старта (1.5.7.3) и точкой финиша (1.5.12.3)
1.5.5.2 Полёт по заданию – полёт с точки старта до точки финиша по заданию, утверждаемому письменно перед взлётом. Полёт по заданию может быть на дальность и/или скорость.
1.5.5.3 Полёт на продолжительность – полёт, при котором замеряется время с момента взлёта до посадки.
Примечание: FAI не признает продолжительность в качестве зачетного показателя.
1.5.5.4 Полёт на максимальный набор относительной высоты.
Полёт с замером набранной или сохраняемой высоты.Высота определяется как вертикальное расстояние от места взлёта или отцепки от лебёдки. Примечание: FAI не признаёт полёт на максимальный выигрыш высоты в качестве зачетного показателя.
1.5.5.5 Полёт на максимальный набор абсолютной высоты.
Полёт с замером набранной или сохраняемой высоты.Высота в этом случае измеряется как вертикальное расстояние от уровня моря. Примечание: FAI не признаёт данный вид полёта в качестве зачетного показателя.
1.5.5.6 Полёт на набор высоты – полёт с замером разницы между самым низшим и наивысшим показателями высоты в течение свободного полёта.
1.5.5.7 Полёт на скорость – полет, при котором замеряется скорость между стартовым и финишным пунктами.
Маршруты
Маршрут состоит из непрерывной(ых) линии(ий) между стартовым и финишным пунктами через любые поворотные или контрольные пункты в заданной или заявленной заранее последовательности.
1.5.6.1 Заявленный маршрут – маршрут, заявленный заранее пилотом в письменной форме.
1.5.6.2 Заданный маршрут по замкнутой траектории:
o Полёт по маршруту с возвращением: полет до ППМ с возвращением к пункту старта по заданному маршруту.
o Полет по треугольномумаршруту: полёт с облетом двух ППМс возвращением к пункту старта.
o Полёт по пересеченной местности (по «полигонному маршруту») : полет по маршруту с облетом трех и более ППМили контрольных пунктов с возвращением к пункту старта.
1.5.6.3 Круг – единичный завершенный полёт по заданному маршруту с возвращением. Один полет может включать более 1-го круга по маршруту.
Старт полёта
1.5.7.1 Запуск/взлёт:
Точка (пункт) и/или время, с которого все части дельтаплана или его экипажа перестают находиться в контакте или в какой-либо связи с землёй или водой.
1.5.7.2 Место взлёта:
Пункт, где осуществляется взлёт. Если взлёт производится с аэродрома, за место взлёта может приниматься центр аэродрома.
1.5.7.3 Пункт старта:
Место взлёта; или пункт отцепки от буксира; или пересечение линии старта; или наземный ориентир, сфотографированная из правильного фото-сектора.
В соревнованиях 1-й категории дальность полета измеряется с пункта взлёта.
1.5.7.4 Время страта:
Время отрыва от земли (взлёта) дельтаплана или время пересечения линии старта.
В соревнованиях 1-й категории данное понятие регулируетсяместнымиправилами проведения соревнований (МП).
1.5.7.5 Высота старта:
Высота дельтаплана над уровнем моря в пункте взлёта.
1.5.7.6 Пункт отцепки:
Место, расположенное вертикально ниже дельтаплана в момент отцепки от буксировщика.
1.5.7.7 Линия старта:
Ворота (коридор) установленной ширины и высоты с основанием, обозначенным на земле.
1.5.7.8 Наземные сигналы:
Могут использоваться для сообщения о начале выполнения задания или части задания. Видами таких сигналов могут быть пункт взлёта или контрольный пункт маршрута.
1.5.7.9 Виды старта:
§ Старт в полёте. Дельтаплан находится в свободном полёте, когда пересекает линию старта или пункт старта.
§ Старт с места. Старт неподвижного дельтаплана с момента подачи сигнала «Пошёл!».
1.5.7.10 Сектор старта:
Установленный сектор, имеющий маркеры в виде физических ориентиров, расположенных на земле; или в виде характерных визуальных ориентиров определенной формы и размера, выделяющихся на общем ландшафте местности и находящихся вокруг физических ориентиров, расположенных на земле; или в виде характерных ориентиров местности определенной формы и размера, описанных координатами GPS (или набором координат GPS). Местные правила проведения соревнований (МП) детализируют вид, форму и размер стартовых секторов, которые будут использоваться.
1.5.8 Поворотный пункт маршрута (ППМ):
Чётко определённый ориентир местности, или координаты GPS, точно заданные перед взлётом.
1.5.8.1 Облет ППМ
ППМ считается взятым, когда наблюдения установили, что дельтаплан целиком прошёл по внешнему краю вертикальной проекции ориентира местности, установленного в качестве ППМ, или когда имеются достоверные доказательства, что дельтаплан входил в установленный сектор.
1.5.8.2 Секторы ППМ
Цилиндр ППМ может быть описан координатами GPS и радиусом. Рекордным считается минимальное расстояние, позволяющее войти в установленные секторы.
Позиционный пункт контроля
Пункт, облет которого может быть доказан пилотом в полёте, маршрут которого не был заявлен заранее.
Завершение полёта (финиш)
1.5.12.1 Посадка
Место и/или время, в которое любая часть дельтаплана или его команды:
- впервые коснулась земли или (если установлено МП)
- пришла в состояние покоя после посадки.
1.5.12.2 Место посадки:
Центр аэродрома или точное место совершения посадки.
1.5.12.3 Пункт финиша:
Либо место посадки, либо пересечение линии финиша.
1.5.12.4 Линия финиша:
Ворота (коридор) установленной ширины и высоты, с основанием, обозначенным на земле.
1.5.12.5 Пересечение линии финиша
Линия финиша считается пересеченной, когда нос дельтаплана (для классов 1, 2, 4 и 5) или ведущая нога пилота (для класса 3, параплана) пересекает линию финиша перед совершением посадки. См. п.2.3.2 по вопросу пересечения линии финиша во время соревнований по полётам на парение.
1.5.12.6 Секторы финиша
Установленный сектор, имеющий маркеры в виде физических ориентиров, расположенных на земле; или в виде характерных визуальных ориентиров определенной формы и размера, выделяющихся на общем ландшафте местности и находящихся вокруг физических ориентиров, расположенных на земле; или в виде характерных ориентиров местности определенной формы и размера, описанных координатами GPS (или набором координат GPS). Местные правила проведения соревнований (МП) детализируют вид, форму и размер секторов финиша, которые будут использоваться.
1.5.12.7 Время финиша
Время пересечения дельтапланом линии финиша.
1.5.12.8 Посадка в цель
Посадка, при которой точно измеряется расстояние от установленной части человека или дельтаплана до цели.
1.5.12.9 Другой метод
Другой метод как описано в настоящем руководстве.
Таблица сертификатов и подтверждений
Для регистрации спортивных результатов и присвоения Золотых, Серебряных и Бриллиантовых знаков FAI требуются следующие сертификаты, подтверждения и прочая информация.
Требуемая информация | Заявление о намерениях | Подтверждение взлета и посадки | Декларация о заданных целях и ППМ | Подтверждение облета каждого ППМ | Подтверждение посадки или достижения цели | Барограмма или распечатка | Калибровка барограммы |
Дата полета Х Х Х Х Х Х
Имя и адрес пилота Х Х Х Х Х Х
Национальность Х
Вид, категория и класс спортивного
результата или разряда Х Х Х Х Х
Заявленное исполнение полета Х
Номер и срок действия лицензии FAI Х
Вид и номер летательного аппарата Х Х Х Х Х Х
Вид и номер барографа Х Х
Сертификат калибровки Х
Номер промежуточной посадки Х Х
Место взлета Х Х
Давление на поверхности земли
в пункте взлета (1) Х
Пункт старта Х Х Х
Высота старта Х
Время старта Х Х
Вид запуска или буксировки Х Х
Свидетельство отцепки от аэро-буксира Х
Цели и ППМ Х Х Х Х
Время фиксации цели и ППМ Х
Время на ППМ (2) Х
Расчетная высота на ППМ (2) Х
Целая (неразрезанная) пленка
фото-подтверждения, подписанная
наблюдателем Х Х Х Х
Время посадки в цель Х
или время финиша Х Х
Место посадки, если оно отличается от цели Х Х
Высота в пункте финиша Х Х
Дальность Х
Штрафы на дистанции (если имеются) Х
Дата и подпись пилота Х Х
Дата и подпись представителя
калибровочной лаборатории Х
Дата и подпись официального наблюдателя Х Х Х Х Х Х
Имя и пол пассажира(ов) Х Х
Подтверждение возраста,
подписанное пассажиром Х
(1) Высота (только на спортивный результат или рекорд)
(2) Только наблюдение с земли
Подпись официального наблюдателя вместе с указанием отсутствия его заинтересованности в значении результата.
Измерения
Следующие требования относятся ко всем зачетным и соревновательным полётам:
Полёты на разряды
Для полётов на разряд и на спортивных чемпионатах дальность полётов измеряется по единой карте с масштабом 100м:1мм или больше. Для более длинных расстояний, измерение проводится согласно п. 6.2.2.
Измерение скорости
Средняя скорость полёта равна общему расстоянию маршрута, делённому на разность между временем взлёта и посадки.
Изменение высоты
Для определения допустимой потери высоты в течение полётов на спортивный результат или разряд смотри п.3.5.6.
Барограф
Должен показать, что не была совершена промежуточная посадка, и иметь данные о полёте в целом.
o Использование барографа должно регулироваться таким образом, чтобы было невозможно изменить его записывающую функцию без повреждения печати, что станет очевидным для наблюдателя.
o Барограф должен быть опечатан и вскрыт официальным наблюдателем (ОН) лично, ОН должен также контролировать распечатку записей электробарографов.
o Для записи высоты, барограф должен быть откалиброван не позднее 12 месяцев до записи или в течение 1 месяца после последней записи. При полётах, не требующих учёта и контроля высоты, калибровку барографа производить не требуется.
Запуск с аэро-буксировщика
Чтобы определить высоту старта с использованием СМС, пилот дельтаплана должен обеспечить запись на барографе минимальной высоты полёта сразу за моментом отцепки от буксировщика.
Описание
Линии старта и финиша – это ворота (коридоры), чётко обозначенные на земле или между двумя вертикальными объектами. Для чемпионатов любые размеры, имеющие отношение к линиям старта и финиша, а также любые отличительные характеристики или высоты должны соответствовать главам данного Кодекса, и должны быть установлены в местных правилах проведения соревнований.
Визуальные сигналы
Наземные сигналы используются, чтобы показать начало задания (гонки) со стартом в полёте, или для других целей. Они должны быть достаточно велики, чтобы их было чётко видно с максимальной высоты, которую могут набрать участники соревнований. Предпочтительными сигналами могут быть полосы ткани, каждая из которых имеет размер около 20м×2м. Вид и форма любых наземных сигналов должны быть определены в местных правилах проведения соревнований. Рекомендации по наземным сигналам содержатся в Пособии для организаторов соревнований (Competition Organisers Handbook).
Фото-подтверждения
Общие положения
Если местными правилами проведения соревнований установлено, что на соревнованиях используются только фото-подтверждения, любые другие подтверждения, кроме подтверждений наземных очевидцев о пересечении линии финиша, не принимаются.
Фотоаппараты
Используемые для подтверждения полёта должны иметь линзы установленной фокусировочной дальности (между 30 и 60 мм) и плёнку 35 мм.
6.6.2.1 Опечатывание фотоаппарата перед взлетом
Если имеется возможность изменить в течение полёта порядок кадров или время, указанное на кадре, фотоаппарат должен быть опечатан перед взлётом.
6.6.2.2 Плёнка
Для подтверждения полёта может быть использованы 2 фотоаппарата, но только 1 плёнка. Обе плёнки с фотоаппаратов должны быть сданы сразу после посадки с маркировкой 1 и 2. Пилотам рекомендуется проставить свой соревновательный номер на ярлыке плёнки перед заправкой в фотоаппарат.
Плёнка
Используемая в качестве фото-подтверждения, должна оставаться целой (неразрезанной).
Обязательные снимки
Снимки, представляющие собой фото-подтверждения, на каждой плёнке участника, должны как минимум содержать следующую информацию:
§ Для полёта на результат или разряд – заявочную доску с указанием даты соревнований, имени пилота, места, времени и декларацию с описанием полёта.
§ Для чемпионатов – доску с описанием задания с указанием даты, задания, и соревновательного номера пилота, а также показывать официальные часы соревнований.
§ В качестве альтернативы, соревновательный номер может быть снят на шлеме пилота или крыле ЛА на следующем фото.
§ Фото момента старта или стартовых часов, если возможно.
§ Фотографии наземных сигналов, ППМ или контрольных пунктов маршрута в правильной или заявленной заранее последовательности.
§ Фотографию(ии) летательного аппарата на месте посадки, сделанную сразу после приземления и прежде, чем он будет сложен, а также фотографии, показывающие свидетельства, идентифицирующие место посадки.
§ На чемпионатах – по крайней мере, один из снимков должен показывать соревновательный номер пилота.
Фото-секторы
описываются в соответствующихМП.
Разведчики метеоусловий
Задача разведчиков метеоусловий состоит в помощи Руководителю Полётов (РП) по определению времени старта, а также по предоставлению информации участникам соревнований о состоянии атмосферы, наличии термических восходящих потоков (ТВП), и т.д. Правила, изложенные в данной главе, могут варьироваться в главе 24 и в МПдля соревнований по парапланеризму с точным приземлением.
Для предоставления Руководителю Полётов нужной ему информации, разведчики метеоусловий должны летать в тех местах и в то время, которое им задает Руководитель Полётов, даже если это повлечёт их вынужденную посадку.
Когда начинаются соревновательные полёты, разведчики метеоусловий должны приземлиться или летать в специально отведенном для них месте, чтобы не помешать проведению соревнований.
Разведчики метеоусловий должны входить в состав организации и получать одинаковые с прочими помощниками бонусы. Разведчики метеоусловий не должны являться членами участвующих в соревновании команд.
Разведчики метеоусловий должны быть примерно одинаковой квалификации со спортсменами-участниками соревнований. Большой честью является быть выбранным разведчиком метеоусловий. Хорошие разведчики метеоусловий являются ценными помощниками в формировании заданий для полётов.
Статус и важная роль разведчиков метеоусловий должны быть признаны в рамках чемпионата.
Свободным пилотам или персоналу, связанному с командами,запрещается летать по заданию или выполнять его часть; особенно важно следить за тем, чтобы эти люди не приближались к полю с целями.
Системы начисления очков
На соревнованиях должна использоваться система начисления очков, одобренная CIVL.
Перед использованием на соревнованиях первой категории, система начисления очков должна быть опробована на соревнованиях низшего уровня.
Система начисления очков должна быть разработана в соответствии с МП, в которых должен детализироваться порядок расчета каждой переменной из формулы.
Важно также, чтобы порядок проведения соревнований, выбор заданий для полётов и прочие местные факторы соответствовали выбранной системе начисления очков.
Если результаты 1-го, 2-го и 3-го пилотов (команд) в одном классе одинаковы, победитель (пилот или команда) определяется по минимальной сумме мест, занятых в зачетных заданиях. Если и в этом случае сохраняется равенство результатов, то объявляются совместные чемпионы.
Соревнования с выбыванием
Соревнования проводятся в одной группе с выбыванием пилотов для уменьшения общего числа участников.
Выбывание участников не проводится, если организаторы не заявили об этом перед началом соревнований. Если просьба организаторов о проведении соревнований с выбыванием удовлетворяется, то выбывание проводится после выполнения не менее четырёх полётных заданий. Только после этого общее число участников соревнований может быть уменьшено. Число оставшихся пилотов должно составлять не менее 60 % от числа пилотов, соревновавшихся в первый день.
Продолжительность туров
Туры с выбыванием спортсменов должны продолжаться до тех пор, пока среднее количество разыгранных туров не составит, по крайней мере, 45 % от максимального количества потенциальных полётных дней в течение соревновательного периода. Количество потенциальных полётных дней в любой момент времени определяется по формуле:
количество потенциальных полетных дней = среднее количество разыгранных на дату туров + оставшееся количество соревновательных дней (не включая резервный день).
Подготовка соревнований
Организационная подготовка к соревнованиям проводится в следующих областях:
Ø Местность:
- её пригодность;
- возможность подъезда;
- доступность;
- разрешение использовать для соревнований.
Ø Воздушное пространство:
- наличие свободного и пригодного для взлёта и выполнения полётных заданий пространства;
- территории, запрещённые для полетов;
- урегулированность вопросов пересечения воздушных границ.
Ø Радиостанции:
- разрешение использовать и частоты;
- лицензионные требования.
Ø Метеорология:
- период лучших метеоусловий;
- прогнозы погоды во время соревнований;
- возможность получения спутниковых прогнозов погоды.
Ø Карты территории соревнований и заданий: масштаб и наличие.
Ø Спасательные и медицинские услуги:
- наличие врача,
- возможность оказания неотложной медицинской помощи,
- наличие вертолёта (в том числе по вызову).
- какая-либо вакцинация, рекомендуемая участникам.
Ø Стартовый Командный Пункт (СКП):
- пригодность;
- местоположение;
- коммуникационное оборудование (связь);
- фотолаборатория.
Ø Руководитель полётов и группа руководства полётами:
- квалификация;
- владение иностранными языками;
- возможность формирования.
Ø Финансирование и спонсорская помощь:
- достаточно ли финансовых ресурсов для проведения соревнований?
Ø Инфраструктура на местности:
- гостиницы;
- кемпинги;
- возможность аренды автомобиля;
- магазины;
- ремонтные мастерские.
Ø Страховка: обязательна для организаторов и участников, включая коллективную.
Ø Заявочный взнос:
- сумма;
- что входит в сумму;
- обмен валюты, валютные курсы.
Ø Временной график подготовки: достаточно ли времени для хорошей организации соревнований?
Ø Подго