Древесина, используемая в производстве гитар.
Вопрос:
- Чем отличается «Stratocaster» от «Les Paul»?
Ответ:
- «Strat» горит лучше, а «Les Paul» - дольше.
Для производства электрогитар используются различные породы дерева. Существует одно принципиальное требование – древесина должна быть хорошо высушена. Сырое дерево не звучит, т.к. влага, оставшаяся в дереве является своеобразным демпфером, кроме того при высыхании дерево может повести и оно может треснуть. Особенно это принципиально для древесины, из которой делается гриф. В промышленном производстве дерево для гитар сушится в специальных помещениях многие годы. Срок сушки дерева в принципе не ограничен – чем дольше, тем лучше. В домашних условиях дерево сушится вдали от прямых солнечных лучей в сухом месте. В квартирах жилого дома, например, под кроватью. Даже термин такой есть – подкроватная сушка. Для того, чтобы дерево сохло равномерно торцы бревен или досок заливают компаундом. В домашних условиях в качестве такого компаунда можно применять парафин, из которого изготовлены бытовые свечи. На мой взгляд для того, что бы древесину можно было использовать для постройки гитары, ее достаточно выдержать на чердаке минимум 3 года, а в квартире от 5 лет. По этому запасайтесь деревом заранее! Быструю сушку дерева в вакуумных печах применять не рекомендую, т.к. при такой сушке нарушается структура дерева, что практически полностью убивает звук. При изготовлении гитары используются доски только продольных (ни в коем случае не поперечных!) распилов. На рисунке ниже показаны три основных типа продольной распиловки ствола дерева (бревна), которые применяются в деревообрабатывающей промышленности.
Тангентальный распил - плоскость разреза проходит по касательной к годичным слоям и на спиле виден «арочный» рисунок годовых колец.
Радиальный распил - плоскость разреза проходит перпендикулярно годичным кольцам древесины. Рисунок в виде полос.
Смешанный тип распила - имеет радиальный, тангентальный рисунок и переходные структуры.
Для изготовления гитар применяют доски в основном тангентального и радиального распилов, однако на худой конец можно использовать и доски смешанного распила.
Сразу оговорюсь, что дерево в магазинах стройматериалов приобретать не следует по нескольким причинам. Первая – такое дерево сушится в сушильных печах, которые разрушают структуру. Второе – зачастую доски имеют склейки для получения необходимой длины. И т.п. Необходимое дерево можно найти либо на деревообрабатывающих предприятиях (не прошедшее сушку в печах), либо в организациях, занимающихся распиловкой леса, либо в торговых фирмах, специализирующихся на поставках дерева для изготовления музыкальных инструментов, либо, наконец, у гитарных мастеров. В России существует крупная компания по поставке лесоматериалов любых пород дерева – «Buhmans» (www.bohmans.com), услугами которой пользуется много гитаростроителей-любителей. Кроме того деку и гриф любой степени готовности можно заказать у Александра Шамрая (www.shamray.ru). На изготовление гитар идут доски получаемые при распиловке ствола дерева до первых ветвей.
Дерево для корпуса (деки):
1. Ольха (Alder) – стандартный материал для дек. Большинство дек гитар от дешевых до дорогих делается из ольхи. Это объясняется хорошими акустическими характеристиками дерева, его не большим весом, легкостью в обработке и достаточной прочностью.
2. Липа (Basswood – басовое дерево) – один из самых распространенных материалов для дек, особенно бас-гитар. Звук такой деки получается сбалансированный, с хорошей низкочастотной составляющей. Характеризуется также как и ольха достаточной прочностью, средней твердостью и весом.
3. Тополь (Poplar) – по своим свойствам похож на ольху, но более мягкий.
4. Клен (Maple) – хороший материал для дек, но тяжелый. Имеет широкий акустический диапазон, много высоких частот. Материал твердый, и прочный. Клен имеет много разновидностей, таких как клен явор, огненный клен, волнистый клен, «птичий глаз», которые почти все используются в гитаростроении. В основном применяется в качестве топов дек.
5. Ясень (Ash) – прочный и тяжелый материал. По акустическим характеристикам похож на клен.
Существуют еще экзотические для России породы дерева, которые часто используются в гитаростроении типа красного дерева (Mahogany), но на них я не буду останавливаться. Такие породы как береза, бук, осина, ель, сосна, а также другие хвойные и лиственные породы в производстве электрогитар не используются. Очень редко можно встретить дуб и то только как часть деки.
Дерево для грифа.
Лучшим и классическим материалом для грифа является клен, из-за его прекрасных акустических качеств, прочности, прекрасной фактуре и твердости. Кроме клена в качестве дерева для грифа часто используют красное дерево. На других материалах, я останавливаться не буду.
Накладки обычно делают из палисандра (Rosewood) и его разновидностей и клена. Палисандр дерево для России экзотическое, найти его можно только в некоторых специализированных магазинах и фирмах, поставляющих дерево для гитар. На некоторых дорогих гитарах накладки делаются из еще более экзотической породы – черного дерева (Ebony).
Самое подходящее дерево для изготовления гитар, которое можно найти на просторах нашей великой Родины, произрастает на Северном Кавказе. Это липа, кавказский клен явор и ясень. Тополь и ольха - в средней полосе России.