Открытые распределительные устройства
4.2.45. В ОРУ 110 кВ и выше должен быть предусмотрен проезд для передвижных
монтажно-ремонтных механизмов и приспособлений, а также передвижных лабораторий.
4.2.46. Соединения гибких проводов в пролетах должно выполняться опрессовкой с
помощью соединительных зажимов, а соединения в петлях у опор, присоединение
ответвлений в пролете и присоединение к аппаратным зажимам - опрессовкой или сваркой.
При этом присоединение ответвлений в пролете выполняется, как правило, без разрезания
проводов пролета.
Пайка и скрутка проводов не допускаются.
Болтовые соединения допускаются только на зажимах аппаратов и на ответвлениях к
разрядникам, ОПН, конденсаторам связи и трансформаторам напряжения, а также для
временных установок, для которых применение неразъемных соединений требует большого
объема работ по перемонтажу шин.
Гирлянды изоляторов для подвески шин в ОРУ могут быть одноцепными. Если
одноцепная гирлянда не удовлетворяет условиям механических нагрузок, то следует
применять двухцепную.
Разделительные (врезные) гирлянды не допускаются, за исключением гирлянд, с
помощью которых осуществляется подвеска высокочастотных заградителей.
Закрепление гибких шин и тросов в натяжных и подвесных зажимах в отношении
прочности должны соответствовать требованиям, приведенным в 2.115.
4.2.47. Соединения жестких шин в пролетах следует выполнять сваркой, а соединение
шин соседних пролетов следует выполнять с помощью компенсирующих устройств,
присоединяемых к шинам, как правило, сваркой. Допускается присоединение
компенсирующих устройств к пролетам с помощью болтовых соединений.
Ответвления от жестких шин могут выполняться как гибкими, так и жесткими, а
присоединение их к пролетам следует выполнять, как правило, сваркой. Присоединение с
помощью болтовых соединений разрешается только при обосновании.
4.2.48. Ответвления от сборных шин ОРУ, как правило, должны располагаться ниже
сборных шин.
Подвеска ошиновки одним пролетом над двумя и более секциями или системами сборных
шин не допускается.
4.2.49. Нагрузки на шины и конструкции от ветра и гололеда, а также расчетные
температуры воздуха должны определяться в соответствии с требованиями строительных
норм и правил. При этом прогиб жестких шин не должен превышать 1/80 длины пролета.
При определении нагрузок на конструкции дополнительно следует учитывать вес
человека с инструментами и монтажными приспособлениями при применении:
натяжных гирлянд изоляторов - 2,0 кН;
поддерживающих гирлянд - 1,5 кН;
опорных изоляторов - 1,0 кН.
Тяжение спусков к аппаратам ОРУ не должно вызывать недопустимых механических
напряжений и недопустимого сближения проводов при расчетных климатических условиях.
4.2.50. Расчетные механические усилия, передающиеся при КЗ жесткими шинами на
опорные изоляторы, следует принимать в соответствии с требованиями гл. 1.4.
4.2.51. Коэффициент запаса механической прочности при нагрузках, соответствующих
4.2.49, следует принимать:
для гибких шин - не менее 3 по отношению к их временному сопротивлению разрыва;
для подвесных изоляторов - не менее 4 по отношению к гарантированной минимальной
разрушающей нагрузке целого изолятора (механической или электромеханической в
зависимости от требований стандартов на примененный тип изолятора);
для сцепной арматуры гибких шин - не менее 3 по отношению к минимальной
разрушающей нагрузке;
для опорных изоляторов жесткой ошиновки - не менее 2,5 по отношению к
гарантированной минимальной разрушающей нагрузке изолятора.
4.2.52. Опоры для крепления шин ОРУ должны рассчитываться как промежуточные или
концевые в соответствии с гл. 2.5.
4.2.53. Компоновки ОРУ 35 кВ и выше рекомендуется выполнять без верхнего яруса шин,
проходящего над выключателями.
4.2.54. Наименьшие расстояния в свету между неизолированными токоведущими частями
разных фаз, от неизолированных токоведущих частей до земли, заземленных конструкций и
ограждений, а также между неизолированными токоведущими частями разных цепей
следует принимать по табл. 4.2.5 (рис. 4.2.3 - 4.2.12).
В случае, если в установках, расположенных в высокогорье, расстояния между фазами
увеличиваются по сравнению с приведенными в табл. 4.2.5 по результатам проверки на
корону, соответственно должны быть увеличены и расстояния до заземленных частей.
4.2.55. Наименьшие расстояния в свету при жестких шинах (см. рис. 4.2.3.) между
токоведущими и заземленными частями Аф-з и между токоведущими частями разных фаз Аф-
ф следует принимать по табл. 4.2.5, а при гибких (см. рис. 4.2.4) - следует определять
следующим образом:
где a = f sin α; f - стрела провеса проводов при температуре + 15 °С, м; α = arctg P/Q; Q -
расчетная нагрузка от веса провода на 1 м длины провода, даН/м; Р - расчетная линейная
ветровая нагрузка на провод, даН/м; при этом скорость ветра принимается равной 60 %
значения, выбранного при расчете строительных конструкций.
Рис. 4.2.3. Наименьшие расстояния в свету при жестких шинах между токоведущими и
заземленными частями (Аф-з, ) и между токоведущими частями разных фаз (Аф-ф)
Рис. 4.2.4. Наименьшие расстояния в свету при гибких шинах между токоведущими и
заземленными частями и между токоведущими частями разных фаз, расположенными в
одной горизонтальной плоскости
Т а б л и ц а 4.2.5.