Состав и назначение огней систем посадки
Системы светосигнального оборудования аэропортов разделены на четыре группы в зависимости от метеоусловий, при которых они обеспечивают посадку воздушного судна: ОМИ, ОВИ-I, ОВИ-II, ОВИ-III.
ОМИ (огни малой интенсивности). Этими огнями оборудуются ВПП, предназначенные для визуальной или некатегорированной посадки. Система ОМИ используется для посадки в ухудшенных метеоусловиях, однако комплексная радиосветосигнальная система аэродрома не обеспечивает посадку в условиях, соответствующих метеоминимуму 1-ой категории ИКАО.
ОВИ-I, II, III - системы огней высокой интенсивности предназначены для обеспечения захода на посадку, посадки, руления и взлета ВС на ВПП (направлениях) точного захода на посадку по I, II, III категорий ИКАО соответственно.
Огни в зависимости от расположения в зоне аэродрома подразделяют на три группы: огни зоны приземления – участок ВПП длиной 900 м от её начала; огни концевой полосы безопасности (КПБ) – участок длиной 300 м до начала ВПП; огни приближения – участок длиной 600 м, расположенный перед КПБ.
Состав групп огней, используемых для взлета и посадки, для каждой из посадочных систем указан в таблице 2.3. В этой таблице знаком «+» обозначено обязательное наличие огней, знаком «-» - отсутствие, знаком «Р» - рекомендуются для установки.
Огни приближенияпостоянногоизлучения и огни с импульсными источниками света предназначены для указания пилоту направления на ось ВПП. Огни излучают белый свет.
Огни приближения системы ОМИ постоянного излучения, белого света. Для отличия этих огней от других аэронавигационных наземных и посторонних огней допускается установка огней приближения красного света.
Огни световых горизонтовслужат для созданияискусственного горизонта с целью ориентировки пилота о положении самолета в поперечном направлении (по отношению к естественному горизонту). Они излучают белый или желтый свет.
В международной практике используются системы огней зоны приближения Кальверта и Альпа-Ата. В системе Кальверта устанавливается до шести световых горизонтов, ширина которых уменьшается по мере приближения к ВПП (рис.2.18). В системе Альпа-Ата (рис.2.19) число световых горизонтов уменьшено, но увеличено число линейных огней приближения (линейный огонь - это два или более огней, размещенных с небольшими интервалами на поперечной линии, которые на расстоянии кажутся короткой световой полосой).
Таблица 2.3
Группы огней и указатели | Светосигнальная система | |||
ОМИ | ОВИ-1 | ОВИ-II | ОВИ-III | |
Огни приближения постоянного излучения | + | + | + | + |
Огни приближения импульсного излучения | - | Р | Р | Р |
Световых горизонтов | + | + | + | + |
Центральные огни КПБ | - | - | + | + |
Боковые огни КПБ | - | - | + | + |
Входные огни | + | + | + | + |
Входные фланговые огни | - | Р | Р | Р |
Огни знаков приземления | + | + | Р | Р |
Посадочные огни | + | + | + | + |
Ограничительные огни | + | + | + | + |
Осевые огни ВПП | + | + | + | + |
Огни зоны приземления | - | - | + | + |
Глиссадные огни | + | + | + | + |
Заградительные огни светового ограждения высотных препятствий | + | + | + | + |
Приводной светомаяк | Р | Р | Р | Р |
Опознавательный светомаяк | Р | Р | Р | Р |
Входные огни предназначены для указания начала ВПП; излучают зеленый свет
Посадочные огни обозначают боковые продольные стороны ВПП. Излучают белый цвет, а на последних 600 м ВПП - желтый.
Ограничительные огни служат для указания конца ВПП. Излучают красный цвет.
Входные, посадочные и ограничительные огни отмечают границы ВПП. Это огни кругового обзора, поскольку они имеют всенаправленную характеристику излучения.
Заградительные огни (красного цвета) предназначены для обозначения высотных препятствий.
Осевые и центральные огни на концевой полосе безопасности (белого цвета) предназначены для указания направленияна ось ВПП при посадке, а боковые (красного цвета) для обозначения границ КПБ с целью облегчения выхода самолета на ось ВПП.
Осевые огни ВППпредназначены для указания пилоту продольной оси ВПП при взлете и посадке самолетов. Для кодирования участков ВПП, осевые огни, смонтированные на расстоянии 300 м от конца ВПП должны излучать красный цвет, а на расстоянии 300-900 м от конца ВПП - попеременно красный и белый цвет. На остальном расстоянии огни излучают белый свет.
Огни зоны приземления(белые) служат для обозначения зоны приземления на ВПП и ее боковых границ, с целью облегчения посадки самолетов в условиях плохой видимости.
Приводной светомаяк и служит для указания места расположения аэродрома, излучает белый свет. Опознавательный светомаяк имеет кодировку светового сигнала и обозначает аэродром. Оба маяка являются проблесковыми и имеют круговой обзор.
Рис.2.15 |
Глиссадные огни
Глиссадные огни предназначены для визуального контроля за глиссадой планирования. Они могут использоваться в дневное, вечернее и ночное время, благодаря регулированию яркости огней. К настоящему времени широкое распространение получили системы VASIS и PAPI.
Система VASIS содержит 12 огней по шесть с каждой стороны ВПП. Эти огни составляют две пары световых горизонтов симметрично расположенных с двух сторон ВПП. Каждый огонь излучает белый и красный свет с резкой границей между ними, что достигается с помощью оптической системы.
Глиссадные огни системы VASIS располагаются так, что летчик при заходе на посадку видит (рис.2.16а):
- все огни красными, если самолет находится ниже нормальной глиссады планирования (3);
- все огни белыми, если самолет находится выше этой глиссады(1);
- ближние огни белыми, а дальние красными, если самолет находится над глиссадой(2).
Рис.2.16 |
Более совершенными являются глиссадные огни системы PAPI, позволяющие измерять свое отклонение от глиссады. Эта система представляет собой один фланговый горизонт, размещаемый с левой стороны, и состоит из четырех огней А, В, С, Д (рис.2.16в). Иногда фланговый огонь устанавливают с двух сторон ВПП.
Световой пучок каждого глиссадного огня двухцветный: белого цвета в верхней части и красного – в нижней (рис.2.16г).. Изменение белого цвета в красный происходит быстро через переходную розовую зону с угловым размером не более .
Огни возвышения световых пучков в вертикальной плоскости отрегулированы таким образом, что пилот, когда самолет находится на глиссадной траектории, видит по два огня , расположенных ближе к ВПП, красными, а два других – белыми(рис.2.16б -3). Когда самолет находится выше глиссады (угол траектории больше ), пилот видит один огонь, расположенный ближе к ВПП, красным, а три остальных огня – белыми (рис.2.16б -2), или все огни белыми (рис.2.16б -1) при угле траектории больше . Находясь ниже глиссады, пилот видит три огня, расположенных ближе к ВПП, красными (угол траектории ниже ) или все огни красными (угол траектории ниже ).
По сравнению с VASIS система PAPI более точная, так как в ней обеспечивается резкий переход белого цвета в красный через минимально возможную переходную розвую зону (не более ) по сравнению с в системе VASIS. В системе VASIS пилот информируется только о наличии отклонения вверх или вниз от номинальной глиссады, а в PAPI о величине отклонения.