Контроллер КВМ-68А и Выключатель батареи ВБМ-13Б
Контроллер КВМ-68А У3 предназначен для резервного управления вагонами метрополитена с целью эвакуации неисправного состава с линии.
Выключатель батареи ВБМ-13Б У3 предназначен для включения и отключения аккумуляторной батареи на вагоне метрополитена.
Основные технические данные
Номинальный напряжение, В | |
Род тока | постоянный |
Исполнение | утопленное |
Крепление | со стороны рукоятки |
Присоединение монтажа | боковое |
Усилие на рукоятке при переключении из одного фиксированного положения в другое, Н | не более 25 |
Степень защиты | IPOO |
Остальные технические данные приведены в таблице
Тип аппарата | Номинальный ток, А | Число пакетов | Число пакетов |
КВМ-68А У3 | 1,4 | ||
ВБМ-13Б У3 | 0,81 |
Устройство и работа
Контроллер и выключатель созданы на базе пакетнокулачковых переключателей. Они состоят из прессованных пакетов, в которых расположены кулачки изоляционные, ролики и контактные мостики с контактами, имеющими двойной разрыв. Кулачки устанавливаются на квадратном валу, на конце вала закреплена рукоятка. В зависимости от поворота рукоятки кулачки включают или выключают контакты. Аппараты имеют для фиксации положений храповик и упор. В контроллере головка закрыта крышкой с пазами, выполненная так, что рукоятку можно вставлять и вынимать только в положении "0". Контроллер имеет три положения: "0", "1", "2". Выключатель батареи имеет два положения: "0", "1".
Размещение, монтаж и маркирование
Контроллер устанавливают (утапливают) в пульте кабины машиниста головного вагона и крепят на фланце четырьмя болтами. При размещении контроллера необходим доступ для включения реверсивной рукоятки на всех положениях. выключатель батареи устанавливается в отсеках внутри вагона и крепится на фланце четырьмя болтами.
На табличке контроллера нанесены следующие данные:
- тип контроллера
- степень защиты по ГОСТ 14254-96
- заводской номер
- номинальные данные
- масса
- дата изготовления (две последние цифры года)
Меры безопасности и подготовка к работе
Перед осмотром аппаратов снять напряжение. В остальном руководствоваться общими правилами техники безопасности при обслуживании электрооборудования подвижного состава.
Перед установкой аппаратов следует:
- Удалить пыль и грязь
- проверить все резьбовые соединения и ослабленные затянуть
- проверить вращение вала при помощи рукоятки
- убедиться в исправности аппарата и установить рукоятку в положение "0".
Возможные неисправности и методы их устранения
Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки | Вероятная причина | Способы устранения |
Нет переключений на различные положения | Излом пружины или контактного мостика | Заменить новым аппаратом |
При переключении в замкнутое положение контактов разрыв в цепи | Износ контактов | Заменить новым аппаратом |
Техническое обслуживание
Осматривать аппараты необходимо не реже одного раза в течение 15 дней.
Проверить состояние монтажных проводов и рабочих поверхностей контактов. Протереть контакты в случае их загрязнения или обгорания.
Рис. 8.8. Габаритные и установочные размеры контроллера КВМ-68А У3
Рис. 8.9. Габаритные и установочные размеры выключателя батареи ВБМ-13Б У3
Присоединение монтажных проводов к контактным зажимам производится в соответствии со схемой электрических соединений.
Припаивание проводов к наконечникам производится припоем ПОС40 ГОСТ 21930-76 с канифолью.
Рис. 8.10а. Схема соединений электрическая контроллера КВМ-68А У3
Рис. 8.10б. Схема соединений электрическая выключателя батареи ВБМ-13Б У3
Ящик с резисторами ЯС-44
В ящике ЯС-44 установлены резисторы, которые используются в цепи нулевого реле в качестве балласта и тиристорном регуляторе ТР-300/300 в качестве делителя напряжения.
Ящик состоит из металлического ящика (4), в котором на изоляционной панели крепятся добавочные резисторы типа ПЭ-150 (1) и ПЭ-75 (6).
1 - резистор ПЭ-150
2 - подвеска
3 - шина
4 - ящик
5 - втулка
6 - резистор ПЭ-75
Рис. 8.11. Ящик с резисторами ЯС-44. Составные элементы
Технические данные:
- Номинальное напряжение: 750 В
- Отклонение номиналов трубчатых резисторов: не более ±10 %
- Масса: не более 29 кг
Монтажная схема и данные резисторов приведены:
Рис. 8.12. Электрическая принципиальная схема ЯС-44
Техническое обслуживание
- Отвернуть верхнюю крышку
- Продуть ящик сжатым воздухом
- Протереть панель и резисторы от пыли и грязи
- Проверить крепление изоляционной панели к коробке и резисторов к панели
- Осмотреть состояние наконечников, их пайку
- Осмотреть состояние изоляции подходящих к ящику проводов
- Проверить крепление наконечников проводов
- Убедиться в отсутствии на резисторах сколов эмали, оплавлений, замыкания витков между собой
- Закрепить верхнюю крышку
Характерные неисправности
Неисправность | Причина | Метод устранения |
Выгорание контактных зажимов | Ослаблено крепление | Заменить поврежденный элемент полностью |
Напряжение на корпусе | Касание монтажных проводов | Провод подогнуть |
Сильная вмятина на кожухе | Вмятину выправить |
Индуктивный шунт ИШ-15
Индуктивный шунт ИШ-15 предназначен для шунтирования (совместно с активным сопротивлением обмоток возбуждения) для обеспечения одинаковой скорости изменения тока якоря и обмоток возбуждения при колебаниях напряжения.
1 - болт М16
2 - табличка
3 - боковина
4 - сердечник
5 - катушка
Рис. 8.13. Индуктивный шунт ИШ-15. Составные элементы
Шунт состоит из стального сердечника, на который намотаны 6 катушек из шинной меди. Катушки соединены в две группы, в каждой по три катушки последовательно.
Шунт — устройство, которое позволяет электрическому току протекать в обход какого-либо участка схемы, обычно представляет собой низкоомный резистор, катушку или проводник.
Шунтирование — процесс параллельного подсоединения электрического элемента к другому элементу, обычно с целью уменьшения итогового сопротивления цепи.
Индуктивность шунта близка к индуктивности обмоток возбуждения. При ослаблении магнитного поля методом шунтировки создается замкнутый контур, в который включены катушки главных полюсов, обладающие большой индуктивностью.
При колебаниях напряжения в катушках главных полюсов возникает ЭДС самоиндукции, которая может превысить приложенное напряжение втрое. Такое явление при шунтировании обмоток возбуждения одним только активным сопротивлением приводило бы к следующему:
- при падении напряжения в контактном рельсе ЭДС самоиндукции, замыкаясь на очень малое сопротивление реостата ослабления поля создавало бы большие токи, разрушающие обмотки возбуждения
- при повышении напряжения в контактном рельсе ЭДС самоиндукции препятствовала бы прохождению тока по обмоткам возбуждения и возрастанию противо-ЭДС. В результате по обмоткам якорей тяговых двигателей и шунтирующей цепочке прошел бы увеличенный ток, способный разрушить обмотку якоря.
Индуктивный шунт, включенный в цепочку последовательно с резистором ослабления поля, сам индуцирует ЭДС при колебаниях напряжения. причем, эта ЭДСМ направлена против ЭДС смоиндукции и гасит ее. Уравнивая индуктивные характеристики параллельных цепочек, индуктивный шунт обеспечивает равномерное распределение тока по ним при колебаниях напряжения.
Рис. 8.14. Электрическая принципиальная схема ИШ-15
Технические данные
Показатель | Метод устранения |
Номинальное напряжение, В | |
Длительный ток, А | |
Масса аппарата, не более, кг | |
Сопротивление при 20 °С, Ом | 0,038 |
Коробки соединительные
Соединительные коробки представляют собой стальные сварные короба, внутри которых находится изоляционная панель. Короб закрывается металлической крышкой с уплотняющей прокладкой. Замки крышки представляют собой барашковые зажимы.
На изоляционной панели коробки расположена стальная контактная планка или клеммное устройство, в которое крепятся наконечники всех соединяемых в коробке проводов.
Коробка СК-25Ж предназначена для соединения с целью заземления проводов силовых и вспомогательных цепей, а также цепей управления.
1 - крышка
2 - коробка
3 - панель с зажимами
Рис. 8.15. Коробка СК-25Ж. Составные элементы
На раме вагона установлены две коробки СК-25Ж, по одной около каждой тележки.
Коробка СК-43 предназначена для соединения силовых кабелей, идущих от токоприемников с кабелем силовой цепи.
1 - крышка
2 - коробка
3 - панель с зажимами
Рис. 8.16. Коробка СК-43. Составные элементы
Установлена коробка СК-43 на левой стороне рамы вагона.
Ящик с реле ЯР-13
Ящик ЯР-13 предназначен для размещения различных электрических аппаратов - электромагнитных реле, резисторов, конденсаторов, диодов.
Рис. 8.17. Ящик с реле ЯР-13
В ЯР-13 на двух панелях установлены следующие реле:
Наименование реле на схеме | Тип реле | Назначение |
РП | РМ 3001 | Реле перегрузки |
НР | Р 3150 | Нулевое реле |
РСУ | Р 3100 | Реле системы управления |
РВ1 РВ2 | Р 3100 | Реле времени |
РРТ | Р 3100 | Реле ручного торможения |
РРП1 | Р 3100 | Реле резервного пуска |
СР1 | РМ 3000 | Стоп-реле |
РКР | РМ 3000 | Реле контроля реверсора |
РУТ | Р 52 Б | Реле ускорения и торможения |
Реле перегрузки (РП)
Реле перегрузки РП служит для защиты силовой цепи от токов короткого замыкания и перегрузок.
В реле РП входят семь отдельных реле:
· Реле перегрузки РПЛ которое отключающее схему вагона в случае срабатывания автоматического выключателя или дифференциальной защиты. катушка реле включена в цепь провода 20М схемы управления.
· Два реле перегрузки РП1-3 и РП2-4 с током срабатывания 620―660 А, предназначенные для защиты двух групп двигателей. Катушки реле включены в силовую цепь.
· Реле заземления РЗ-1 с током срабатывания 0.6―0.8 А, предназначенное для защиты силовой цепи от тока короткого замыкания при пробое изоляции. Катушка включена в силовую цепь генераторного контура.
· Реле заземления РЗ-2 с током срабатывания 1.0―1.5 А, предназначенное для определения вагона, на котором сбор силовой схемы закончился неудачей. Катушка включена в цепь 24 провода схемы управления.
· Реле заземления РЗ-3 с током срабатывания 40―60 А, предназначенное для защиты тиристорного регулятора от перегрузок. Катушка включена в цепь тиристорного регулятора.
· Реле возврата РП предназначено для возвращение реле перегрузки в рабочее положение после его срабатывания. Катушка включена в цепь 17 провода схемы управления.
При срабатывании любого из реле, входящих в реле перегрузки, хвостовик сработавшего реле ударяет по упору валика, валик поворачивается, освобождает защелку реле РП-"Возврат". Реле РП-"Возврат" отключается и размыкает контакты РП в цепи проводов Б7, 1 и 20. Принудительно отключаются линейные контакторы и схема разбирается.
Контакт на хвостовике якоря реле замыкается и загораются красная и зеленая сигнальные лампы РП.
Для восстановления РП в рабочее положение необходимо подать импульсное питание на катушку рала РП "Возврат". При этом якорь реле притянется к сердечнику и встанет на защелку При этом контакты РП в цепях проводов Б7, 1 и 20 замкнутся, а контакты цепи сигнальных ламп разомкнутся.
Нулевое реле (НР)
Нулевое реле НР предназначено для защиты тяговых двигателей в ходовом режиме при снижении напряжения на контактном рельсе до 190 В. В случае падения или полного снятия напряжения на контактном рельсе нулевое реле отключает линейные контакторы.
Катушка реле включена в 1 провод вспомогательной цепи высокого напряжения.
Уставка реле НР:
· Напряжение включения: 360-380 В
· Напряжение отключения: 120-190 В
Напряжение, при котором реле НР притягивает якорь, составляет 360-380 В. Критическим для двигателя является не падение напряжения, а следующее за этим его повышение, поскольку тяговые двигатели оказались бы включенными без пусковых реостатов, а также уменьшилось бы противоЭДС. Величина тока, который прошел бы по двигателю, составила бы порядка 1500 А, что привело бы к выходу его из строя.
Таким образом, нулевое реле НР обеспечивает повторное подключение двигателей в ситуации, когда пусковые реостаты полностью выведены. При понижении высокого напряжения и отключении НР необходимо перевести главную рукоятку КВ в положение "0" и после повышения напряжения и включения НР собрать схему на "ХОД".