Исследование конструктивных особенностей свинцовых стартерных аккумуляторных батарей
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Устройство контактно-транзисторных реле-регуляторов
1. Цель работы
Изучение устройства и принципа действия автотранспортного контактно-транзисторного реле-регулятора (на примере реле-регулятора РР 362).
2. Краткие сведения
Контактно-транспортный реле-регулятор РР 362 предназначен для регулирования напряжения генератора переменного тока в 12-вольтовой системе электрооборудования и состоит из следующих основных функциональных элементов:
- регулирующего элемента - полупроводникового германиевого транзистора;
- управляющего электромагнитного регулятора напряжения;
- электромагнитного реле защиты транзистора от коротких замыканий в цепи возбуждения генератора.
Принципиальная схема контактно-транзисторного реле-регулятора РР 362 представлена на рис. 4.1. Регулятор напряжения и реле защиты имеют аналогичную конструкцию и представляют собой электромагнитное реле клапанного типа.
Магнитная система регулятора напряжения и реле защиты включает в себя П-образное ярмо, сердечник с обмоткой и якорей. Сердечник, якорек и ярмо изготовлены из малоуглеродистой стали и являются магнитопроводом.
Электромагнитный регулятор напряжения имеет две пары контактов KV1:1 и KV1:2. Верхняя пара контактов KV1:1 в нерабочем состоянии, постоянно замкнута. Подвижной контакт регулятора напряжения и реле защиты (контакт якоря) электрически соединен с корпусом (магнитопроводом) реле. Обмотка регулятора напряжения KV1, выполненная из провода марки ПЭТВ, диаметром 0,29 мм имеет 1240 витков, сопротивление 17 Ом. Для повышения частоты переключения транзистора VT в схему введено сопротивление обратной связи R4=240 Ом. Для компенсации влияния температуры окружающей среды на уровень регулируемого напряжения генератора обмотка регулятора напряжения KV1включена через термокомпенсирующее сопротивление RK=15 Ом намотанное проводом диаметром 0,3 мм, содержащее 82 витка, к общей точке ускоряющего сопротивления R1 и добавочного сопротивления R2. Ускоряющее сопротивление R1, равное 4,5 Ома, выполнено из провода марки ПЭК, диаметром 0,3 мм, содержит 23 витка.
Рис. 4.1. Электрическая схема контактно-транзисторного реле-регулятора РР 362:
KV1 – обмотка регулятора напряжения; RK – сопротивление термокомпенсирующее; R1 – сопротивление ускоряющее; R2 – сопротивление добавочное; KV1:1, KV1:2 – контакты регулятора напряжения; KV2:1 - контакты реле защиты; VT – транзистор; VD1 - диод смещения; VD2 – диод гасящий; КV2 – обмотка реле защиты; R3 – сопротивление базы; R4 - сопротивление обратной связи; В3, Ш, М – клеммы реле-регулятора.
Добавочное сопротивление представлено резистором типа МЛТ-2 и составляет 62 Ома. На сердечнике электромагнита реле защиты расположена обмотка KV2, которая включена через нормально-замкнутые контакты KV1:1 и диод смещения VD1параллельно транзистору VT. Обмотка реле защиты KV2, как и обмотка регулятора напряжения KV1, наматывается проводом марки ПЭТВ, диаметром 0,29 мм, имеет 1240 витков и сопротивление 17 Ом.
В отсеке, отделенном от блока электромагнитных реле перегородкой, имеющейся на внутренней части крышки, выполненной литьем из цинкового сплава, расположены транзистор VTтипа П 217 и два диода - диод смещения VD1 типа Д 242 и гасящий диод VD2типа КД 202. Транзистор VT, который для лучшего охлаждения крепится на теплоотводе, работает в режиме ключа и управляется нормально-разомкнутнми серебряными контактами регулятора напряжения KV1:2.
В цепь базы транзистора для обеспечения необходимой степени его насыщения включено сопротивление R3 величиной 40 Ом.
Диод смещения VD1 служит для обеспечения необходимой величины запирающего напряжения на входе транзистора и моменты его запертого состояния, когда контакты КV1:2 замыкаются.
Защита транзистора VT от перенапряжений, обусловленных индуктивностью обмотки возбуждения генератора, обеспечивается гасящим диодом VD2, включенным параллельно обмотке возбуждения.
Регулятор напряжения, реле защиты и теплоотвод транзистора крепятся на текстолитовой панели, устанавливаются в корпусе реле-регулятора, выполненном методом литья из цинкового сплава ЦАМЧ-1, и сверху закрываются крышкой. В блоке электромагнитных реле под панелью расположены сопротивления. Крышка над блоком полупроводниковых элементов имеет отверстия (жалюзи) для улучшения условий отвода тепла от транзистора.
Между крышкой и основанием расположена уплотнительная резиновая прокладка.
На реле-регуляторе РР 362 имеются две клеммы: клемма Ш, которая соединяется с обмоткой возбуждения генератора через клемму Ш на генераторе, и клемма В3 (плюсовой вывод реле-регулятора), соединяющаяся через контакты включателя зажигания с плюсовой клеммой генератора. Это сделано для того, чтобы при не работающем двигателе (при отключенном включателе зажигания) не было бы разряда аккумуляторной батареи через реле-регулятор на обмотку возбуждения генератора.
Масса М (минусовой вывод, выполненный в виде винта) реле-регулятора соединена с массой (минусовым выводом) генератора.
Принцип действия регулятора напряжения и реле защиты заключается в следующем:
В нерабочем состоянии нижняя пара контактов регулятора напряжения KV1:2 и контактная пара реле защиты KV2:1 за счет усилия пружин находятся в разомкнутом состоянии. При малой частоте вращения ротора генератора, когда напряжение его ниже величины регулируемого напряжения (13,8…14,6 В), германиевый транзистор VT открыт и сопротивление его перехода эмиттер-коллектор осень мало. Через обмотку возбуждения генератора протекает ток возбуждения, который замыкается по цепи: клемма В3, диод смещения VD1, переход эмиттер-коллектор транзистора VT, клемма Ш, обмотка возбуждения генератора и масса. В этом случае величина тока возбуждения определяется в основном только сопротивлением обмотки возбуждения генератора.
Одновременно ток протекает и по цепи обмотки регулятора напряжения и по цепи реле защиты. После диода смещения VD1 часть тока ответвляется по пути: ускоряющее сопротивление R1, обмотка регулятора напряжения KV1, термокомпенсирующее сопротивление RK, масса, а также ток протекает через замкнутые контакты KV1:1 регулятора напряжения на обмотку реле защиты KV2. однако контакты реле защиты остаются в разомкнутом состоянии, так как величина тока в обмотке KV2 ограничена сопротивлением обмотки возбуждения и недостаточна для необходимого намагничивания сердечника реле-защиты и притяжения его якорька.
При достижении генератором напряжения, равного регулируемому напряжению, электромагнитное усилие, создаваемое ампервитками обмотки регулятора напряжения KV1, преодолевает усилие пружины. Якорек реле притягивается к сердечнику и контакты КV1:2 замыкаются. При этом на базу транзистора VТ подается положительный потенциал, превышающий потенциал эмиттера на величину падения напряжения на диоде смещения VD1 за счет протекания через него тока, и транзистор VT надежно запирается.
При запирания транзистора в цепь обмотки возбуждения последовательно включается ускоряющее сопротивление R1 и добавочное сопротивление R2, ток возбуждения генератора резко уменьшается и напряжения генератора снижается. Последнее приводит к размыканию контактов KV1:2регулятора напряжения и транзистор VT снова открывается.
В дальнейшем вес процесс замыкания и размыкания контактов KV1:2 электромагнитного регулятора напряжения периодически повторяется, что и обеспечивает регулирование напряжения генератора в необходимых пределах 13,8...14,6 В.
В случае короткого замыкания клеммы Ш массу обмотка возбуждения обесточивается. Напряжение генератора снижается практически до нуля и под действием усилия пружины контактная пара регулятора напряжения KV1:1 замыкается, включая обмотку реле защиты KV2 под напряжение аккумуляторной батареи. Реле зашиты срабатывает, замыкая контакты KV2:1.
Транзистор VT переключается в состояние отсечки. Контакты реле защиты KV2:1будут оставаться в замкнутом состоянии до тех пор, пока не будет устранено короткое замыкание в цепи обмотки возбуждения генератора. После устранения короткого замыкания ток в обмотке реле защиты KV2, замыкающийся теперь через обмотку возбуждения, резко снижается, контакты KV2:1 размыкаются и реле защиты возвращается в исходное состояние.
Контактно-транзисторный регулятор напряжения по сравнению с контактно-вибрационным обеспечивает повышенную надежность и долговечность работы при больших значениях тока возбуждения генератора, так как через контакты проходит ток управления транзистора (0,1...0,2 А) и практически отсутствует износ контактов. Недостатком контактно-транзисторного регулятора напряжения является разрегулировка - изменение величины регулируемого напряжения и эксплуатации из-за старения упругих элементов электромагнитного регулятора (якорька, пружины и др.).
3. Учебные пособия, приспособления и инструменты.
3.1. Реле-регуляторы, отдельные узлы и детали реле-регуляторов, учебные плакаты.
3.2. Приспособления и инструменты - отвертка, торцовый ключ, пинцет, паяльник, лгун, тестер.
4. Порядок проведения работы
4.1. Изучить устройство регулятора напряжения, реле защиты и реле-регулятора в сборе.
4.2. Изучить принцип работы регулятора напряжения и реле защиты.
4.3. Произвести разборку реле-регулятора.
4.4. Замерить тестером сопротивление обмотки регулятора напряжения.
4.5. Ознакомиться с магнитной системой регулятора напряжения.
4.6. Ознакомиться с электрической схемой соединения элементов (транзистора и диодов) панели теплоотвода.
4.7. Нарисовать электрическую монтажную схему соединения элементов (электромагнитов и сопротивлений) панели в сборе.
4.8. Произвести сборку реле-регулятора в последовательности, обратной разборке.
4.9. Отрегулировать с помощью щупов зазоры в узлах регулятора напряжения:
- зазор между якорем и сердечником при разомкнутых контактах (1,4...1,5 мм);
- зазор между контактами (0,2...0,3 мм).
5. Оформление отчета
Отчет по выполненной работе должен содержать:
5.1. Тип изучаемого реле-регулятора и его краткая техническая характеристика.
5.2. Краткое описание устройства и принципа работы реле-регулятора.
5.3. Электрическая схема контактно-транзисторного реле-регулятора.
5.4. Эскиз магнитной цепи регулятора напряжения.
5.5. Назначение и технические характеристики полупроводниковых приборов и других элементов реле-регулятора.
5.6. Преимущества и недостатки контактно-транзисторного реле-регулятора.
6. Контрольные вопросы
6.1. Как устроено контактно-транзисторный реле-регулятор?
6.2. Объясните назначение полупроводниковых диодов в реле-регуляторе.
6.3. Как производится регулировка величины регулируемого напряжения?
6.4. Как работает реле защиты?
6.5. Укажите преимущества контактно-транзисторного регулятора напряжения по сравнению с контактно-вибрационным регулятором.
6.6. Какие материалы применяют в реле-регуляторе и какие требования к ним предъявляют?
6.7. Какой тип транзистора используется в реле-регуляторе и каковы его основные параметры?
6.8. В каком режиме работает транзистор?
6.9. Как осуществляется охлаждение полупроводниковых элементов в реле-регуляторе?
6.10. Укажите на схеме путь тока возбуждения при разомкнутой нижней паре контактов регулятора напряжения.
6.11. Укажите на схеме путь тока возбуждения при замкнутой нижней паре контактов регулятора напряжения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Исследование конструктивных особенностей свинцовых стартерных аккумуляторных батарей
1. Цель работы:
Изучение устройства и принципа работы свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. Определение необходимого количества пластин заданного типа аккумуляторных батарей.
2. Краткие сведения
Аккумуляторные батареи на автомобилях, тракторах предназначены для питания электроэнергией стартера при пуске двигателя внутреннего сгорания и других потребителей, когда генератор не работает или не развивает достаточной мощности.
Разрядные токи аккумуляторных батарей при пуске двигателя стартером составляют 100...1000 А в зависимости от мощности стартера и температуры пуска. С понижением температуры пуска и увеличением мощности стартера, потребляемые стартером токи увеличиваются. Поэтому на автомобилях и тракторах в настоящее время применяются стартерные аккумуляторные батареи, способные отдавать токи большой силы при пуске двигателя стартером вследствие малого внутреннего сопротивления аккумуляторнойбатареи.
Свинцовый аккумулятор представляет собой обратимый электрический источник тока, в котором при разряде его химическая энергия активных масс превращается в электрическую энергию, и при заряде химическая энергия восстанавливается путем подвода энергии от внешнего источника (например, генератора). Окислительно-восстановительные электрохимические реакции повторяются многократно в процессе срока службы свинцового аккумулятора.
Активными массами заряженного свинцового аккумулятора вступающими в процесс токообразования, являются двуокись свинца (темно-коричневого цвета) на положительной пластине, губчатый свинец Рb (темно-серого цвета) на отрицательной пластине и электролит-водный раствор серной кислоты, в который помещены пластины.
В процессе разряда свинцового аккумулятора активные массы положительной и отрицательной пластин преобразуются в сернокислый свинец PbSO4. В электролите, при разряде расходуются ионы сульфата SO4, плотность электролита уменьшается от начальных значений (1,25 ... 1,31)∙103 кг/м3, до конечных (1,09 ... 1,15)∙103 кг/м3. Расход серной кислоты в процессе разряда больше около положительной пластины.
В процессе заряда под влиянием тока от внешнего источника электроэнергии на пластинах происходят обратные процессы восстановления активных масс: сульфат свинца PbSO4 на положительной пластине преобразуется в двуокись свинца РbО2, а на отрицательной пластине – в губчатый свинец Рb. Плотность электролита при этом повышается от (1,09 ... 1,15)∙103 кг/м2 до (1,25 ... 1,31)∙103 кг/м3 из - за освобождения ионов сульфата SO4- при разложении сульфата свинца PbSO4.
После полного преобразования активных масс положительной и отрицательной пластин плотность электролита перестает повышаться, что служит признаком конца заряда аккумулятора. При дальнейшем заряде (переразряде) происходит разложение воды на кислород и водород, характеризующееся появлением на поверхности электролита газовых пузырьков, так называемое «кипение» электролита.
Окислительно-восстановительные реакции, происходящие в свинцовом аккумуляторе при разряде и заряде, согласно теории двойной сульфатации могут быть упрощенно представлены в виде следующего уравнения:
РbО2 + Рb + 2Н2SO4 = 2PbSO4 + 2H2О
При чтении слева направо уравнение, описывает процесс разряда, а справа на лево процесс заряда.
Окислительно-восстановительные реакции происходят на границе раздела активных веществ пластин и электролита. Для увеличения граничной поверхности и облегчения доступа электролита пластины свинцового аккумулятора выполняются пористыми. При наличии пор электролит превышает примерно в 2000 раз видимую поверхность пластин, но при пористых пластинах плотность электролита в пространстве между пластинами отличается от плотности его в глубине пор, особенно при стартерном разряде аккумулятора, в результате чего ухудшается протекание электрохимических процессов в аккумуляторе.
Основными электрическими характеристиками стартерных свинцовых аккумуляторных батарей являются электродвижущая сила, напряжение и ёмкость.
Электродвижущей силой аккумулятора называется разность потенциалов положительной и отрицательной пластин при разомкнутой внешней цепи. ЭДС полностью заряженного свинцового аккумулятора составляет около 2,1 В. ЭДС аккумуляторной батареи, состоящей из нескольких последовательно соединенных аккумуляторов, равна сумме ЭДС аккумуляторов.
Напряжение аккумуляторной батареи при разряде меньше её ЭДС на величину внутреннего падения напряжения, обусловленного в основном сопротивлением пластин, электролита, сепараторов и других токоведущих деталей.
Ёмкостью аккумулятора называется количество электричества выраженное в ампер - часах, получаемое от аккумулятора при разряде его до допустимого напряжения. При последовательном соединении аккумуляторов одинаковой емкости емкость аккумуляторной батареи равна емкости одного аккумулятора.
Емкость аккумулятора зависит от количества активных веществ и коэффициента их использования, а также от величины разрядного тока, температуры разряда, конструкции пластин, их пористости и т. д.
Теоретически необходимое количество активных веществ на один ампер-час емкости составляет 4,46 г двуокиси свинца РbО2, 3,87 г губчатого свинца Рb и 3,66 г серной кислоты H2SO4. В действительности из-за недоиспользования активных веществ в аккумуляторе расход их превышает более чем в 2 раза приведенные теоретические значения. При одинаковой конструкции и размерах пластин емкость аккумулятора пропорциональна числу пластин.
С повышением тока разряда и понижением температуры емкость аккумулятора уменьшается (особенно резко при стартерном разряде и температуре электролита ниже 0°С).
Так как мощность аккумулятора зависит от многих факторов, то в технических характеристиках стартерных свинцовых аккумуляторных батарей указывается номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и продолжительность стартерного разряда.
Номинальная емкость - это количество электричества, выраженное в ампер-часах, получаемое при непрерывном разряде полностью заряженной батареи при температуре +25 °С током 0,05 С20 (С20 - номинальная емкость, указанная в условном обозначениибатареи) до достижения конечного напряжения на полюсных выводах 5,25 В у 6-вольтовой батареи и 10,5 В у 12-вольтовой батареи.
Свинцовая стартерная аккумуляторная батарея номинальным напряжением 6 или 12 В представляет собой совокупность последовательно соединенных трех или шести аккумуляторов, размещенных в едином баке - моноблоке. При номинальном напряжении 24 В используются две 12-вольтовые аккумуляторные батареи, соединенные последовательно.
Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи состоят из следующих деталей и узлов:
• моноблока;
• крышек и общей крышки;
• полублоков положительных пластин;
• полублоков отрицательных пластин;
• сепараторов;
• перемычек;
• пробок;
• полюсных выводов.
Моноблок 1 (рис. 1.1 и рис. 1.2) представляют собой сосуд с внутренними перегородками, делящими его на ячейки по числу аккумуляторов. На дне ячеек моноблока имеются 4 призмы, на которые опираются пластины и сепараторы. Пространство между призмами служит для предотвращения замыкания разноименных пластин шламом - оплывающей в процессе работы активной массы пластин. Моноблоки перспективных батарей (рис. 1.2) имеют выступы на нижней части для крепления аккумуляторной батареи на автомобиле.
Материалами для изготовления моноблоков являются эбонит и термопластичные материалы (полипропилен, полиэтилен, поликарбонат).Применение пластмасс благодаря их низкому удельному весу, жесткости, твердости и износостойкости позволило снизить толщину стенок и перегородок моноблока,что улучшает массо-габаритные характеристики аккумуляторных батарей.
Каждая ячейка моноблока закрывается сверху крышкой 5 с двумя отверстиями со свинцовыми втулками и заливочной горловиной и пробкой 3 (рис. 1.1). Герметизация батареи осуществляется при этом с помощью битумной мастики, заполняющей стыки крышек и моноблока. Данный способ герметизации затрудняет механизацию технологического процесса сборки батареи и недостаточно надёжен при резких температурах.
При применении общей крышки 5 на моноблоке (рис. 1.1) герметизация батареи осуществляется контактно - тепловой сваркой или склеиванием моноблока с крышкой, что более технологично, но батарея при заданном, способе является неремонтноспособной. Использование общей крышки позволяет также облегчить техническое обслуживание батареи.
Крышки изготовляются из эбонита или термопластичных материалов.
Заливочные горловины крышек закрываются резьбовыми пробками 3 (рис. 1.1), имеющими вентиляционные отверстия для выхода газов из аккумулятора. Для предотвращения выплескивания электролита в пробке установлен отражатель, а на корпус пробки надевается резиновая шайба, обеспечивающая плотное прилегание пробки 3 к крышке 5.
В новых конструкциях аккумуляторных батарей применяются безрезьбовые пробки 3, прижимающиеся к крышке с помощью планки 11 (рис. 1.2).
Рис. 1.1. Свинцовая стартерная аккумуляторная батарея:
1 - моноблок; 2 - полублок отрицательных пластин; 3 - пробка; 4 - перемычка; 5 - крышка; б - полюсный вывод; 7 - сепаратор; 8 - борн; 9 - мостик; 10 - полублок положительных пластин.
Пробки изготавливаются из эбонита или полиэтилена. В каждой ячейке моноблока размещен блок пластин, состоящий из полублока положительных пластин 10 и полублока отрицательных пластин 2, разделенных сепараторами 7. Полублок пластин состоит из пластин одной полярности, соединенных мостиком 9 с определенными зазорами между пластинами. К мостику 9 приварен борн 8, служащий наружным токоотводом. Борн 8 проходит через отверстие со свинцовой втулкой в крышке 5 (рис. 1.1).
Мостики и борны изготавливаются из свинца, для уменьшения сопротивления борны иногда имеют залитые в корпус медные стержни.
Пластина каждой полярности состоит из активной массы и решетки, которая служит токоотводом и удерживает основную активную массу. В верхней части решетка имеет токоотводящее ушко, а в нижней - две ножки, которыми пластина опирается на соответствующие призмы моноблока. Решетки пластин изготовляются из свинцово-сурьмистого или свинцово кальциевого сплава.
Полублок отрицательных пластин, как правило, содержит большее на единицу количество пластин по сравнению с полублоком положительных пластин для более равномерного износа и уменьшения коробления положительных пластин. Отрицательные пластины имеют меньшую толщину по сравнению с положительными. Крайние к стенкам ячейки отрицательные пластины выполняются чаще всего тоньше остальных, так как в реакциях участвуют только стороны пластин, обращенные к положительным пластинам.
Сепараторы 7 (рис. 1), расположенные между пластинами, служат для предотвращения замыкания пластин разной полярности и представляют собой тонкие листы из пористого кислотостойкого материала: микропористой резины (мипор) или микропористой пластмассы (мипласт, поровинил, винипор). Сепараторы имеют продольные ребра со стороны, обращенной к положительным пластинам, для улучшения доступа электролита к ним. Иногда к основному сепаратору из мипора или мипласта добавляют сепаратор изстекловолокна, пропитанного связующим компаундом, устанавливаемыйсо стороны положительной пластины. Установка дополнительною сепаратора уменьшает количество активной массы положительных пластин, являющейся одной из причин выхода из строя свинцовых аккумуляторных батарей.
В перспективной конструкции свинцовой аккумуляторной батареи сепаратор 7 изготовлен в виде конверта, внутрь которого вставляется положительная пластина (рис. 1.2). Активная масса положительной пластины, сплывая при эксплуатации батареи, остается внутри конверта, тем самым устраняется возможность короткого замыкания разноименных пластин. При данной конструкции возможно уменьшение шламового пространства на дне моноблока, что увеличивает уровень электролита над пластинами и уменьшает необходимость доливки дистиллированной воды в аккумуляторы.
Сверху над сепараторами устанавливается пластмассовый перфорированный предохранительный щиток для защиты верхних кромок сепараторов от механических поврежденийпри техническом обслуживании.
Соединение аккумуляторов в батарее осуществляется перемычками 4, которые помещаются на верхней части крышек 5 и свариваются с проходящими сквозь отверстия в крышках борнами 8 (рис. 1.1). В перемычки иногда вставляют медные планки для уменьшения их сопротивления.
В перспективной конструкции свинцовой аккумуляторной батареи (рис. 1.2) соединение полублоков пластин аккумуляторов осуществляется путем сварки укороченных борнов, проходящих через отверстие в перегородке моноблока. Применение укороченных перемычек 4 позволяет сократить расход свинца, из которого изготавливаются перемычки и борны, а также снизить внутренне сопротивление батареи, что особенно важно для стартерного разряда.
К борнам крайних аккумуляторов ля подключения аккумуляторной батареи в цепь привариваются конусные полюсные выводы 6, имеющие маркировку «+» или «-» на выводах или на крышке около полюсных выводов.
Каждый тип стартерной аккумуляторной батареи имеет условное обозначение, которое наносится на моноблоке, крышке или перемычке.
В условном обозначении батареи первая цифра определяет количество последовательно соединённых аккумуляторов (3 или 6), характеризующее ее номинальное напряжение (6 или 12 В). Последующие в обозначении буквы - СТ указывают назначение батареи - стартерная.
Далее в обозначении батареи приведена номинальная ёмкость батареи при 20 - часовом режиме разряда.
После обозначения номинальной емкости ставятся буквы, характеризующие материал моноблока (Э - эбонит, Т - термопластмасса: полиэтилен, полипропилен и т. д.), затем - материал сепараторов (М - мипласт, Р - мипор, МС - мипласт со стекловолокном, PC - мипор со стекловолокном).
Для отдельных батарей, выпускаемым по специальным техническим условиям или опытных, условное обозначение может включать некоторые другие показатели (например, ток стартерного разряда), а также дополнительные буквы в обозначении, определяющие конструктивные особенности батарей.
Рис. 1.2. Перспективная свинцовая стартерная аккумуляторная батарея:
1 - моноблок; 2 - полублок отрицательных пластин; 3 - пробка; 4 - перемычка; 5 - крышка; 6 - полюсный вывод; 7 - сепаратор; 8 - борн; 9 - мостик; 10 - полублок положительных пластин.
3. Учебные пособия, приспособления и инструменты
3.1. Учебные плакаты, стенды с разрезами аккумуляторов, отдельные узлы и детали стартерных свинцовых аккумуляторных батарей.
3.2. Инструмент мерительный (линейка, штангенциркуль).
4. Порядок проведения работы
4.1. Изучить принцип работы и химические реакции: в свинцовом аккумуляторе при разряде и заряде, ознакомиться с основными электрическими характеристиками свинцового аккумулятора.
4.2. Изучить устройство свинцовой стартерной аккумуляторнойбатареи, отмечая при этом конструктивные особенности стартерных батарей.
4.3. Выполнить эскизы моноблока, пластин, сепараторов, крышки, пробки, перемычки и полюсных выводов.
4.4. Измерить и обозначить на эскизах длину, ширину и толщину положительных и отрицательных пластин, сепараторов. Дать заключение о соотношении размеров пластин и сепараторов.
4.5. Измерить и обозначить на эскизах размеры полюсных выводов.
4.6. Зарисовать схему соединения аккумуляторов в изучаемой аккумуляторной батарее. Указать другие возможные схемы соединения аккумуляторов в батареях для получения необходимого номинального напряжения или необходимой емкости.
4.7. Определить количество положительных и отрицательных пластин в полублоках изучаемого аккумулятора. Разобраться в причине использования большого количества отрицательных пластин.
4.8. Рассчитать долю номинальной емкости батареи. Приходящуюся на одну положительную пластину в аккумуляторе.
4.9. Ознакомиться с условными обозначениями свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. По условному обозначению изучаемой аккумуляторной батареи определить назначение и основные технические характеристики батареи.
5. Содержание отчета
5.1. Тип аккумуляторнойбатареи и её техническая характеристика.
5.2. Краткое описание принципа работы и химические реакции в свинцовом аккумуляторе при разряде и заряде.
5.3. Краткое описание устройства свинцовых стартерных аккумуляторных батарей (по узлам и деталям, указывая назначение, технические требования, конструктивные особенности и применяемые материалы.
5.4. Эскизы моноблока, пластин, сепаратора, крышки, пробки, перемычки и полюсных выводов с указанием основных размеров пластин, сепараторов и полюсных выводов.
5.5. Схема соединения аккумуляторов в изучаемой аккумуляторной батарее.
6. Контрольные вопросы
6.1. Из каких основных узлов и деталей состоит свинцовая стартерная аккумуляторная батарея?
6.2. Каковы значения плотности электролита в заряженном и разряженном свинцовом аккумуляторе?
6.3. Каков состав активных масс в заряженном и разряженном свинцовом аккумуляторе?
6.4. Каковы значения, технические требования и конструктивные особенности моноблока аккумуляторной батареи?
6.5. Какой тип пластин применяется в свинцовом аккумуляторе? Каково соотношение количества положительных к отрицательным пластинам в аккумуляторе?
6.6. Каково назначение сепараторов и из каких материалов они изготовляется? Какими пластинам обращены сепараторы своей ребристой поверхностью и почему?
6.7. Каковы конструктивные особенности крышек свинцовых аккумуляторной батареи?
6.8. Каковы конструктивные особенности свинцовой стартерной аккумуляторной батареи, направленные на уменьшение внутреннего сопротивления батареи?
6.9. Что такое номинальная емкость батареи?
6.10. Как расшифровывается условное обозначение свинцовой стартерной аккумуляторной батареи?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2