Работа реле обратного тока (РОТ)

Реле отключает АБ от генераторов управления (ГУ), если напряжение ГУ меньше напряжения АБ.
При неработающем ГУ, ток в сериесной и шунтовой катушках отсутствует. Под действием пружины якорь
удерживает два верхних контакта разомкнутыми, а один нижний замкнут создавая при этом эл.цепь: +АБ, пр.А72,
предохранитель 50А, рубильник АБ, нижний контакт РОТ, пр. 108, кондуит, пр. 108, 5А предохранитель (пульт со
стороны пом. машиниста), пр.А108(А109), кондуит, пр.А108(А109) на сигнальную лампу РОТ.
Разрядный ток от АБ не проходит, т.к. разомкнуты верхние контакты РОТ.

При появлении напряжения на ГУ, по катушкам РОТ идёт ток, по цепи: + якоря ГУ I, 100А предохранитель, ПГ,
сериесная катушка, шунтовая катушка, резисторг5, корпус, -якоряГУI.

Магнитный поток катушек согласован и по этому при напряжении 48 В, электромагнитная сила притяжения якоря
превышает усилие пружины, в следствии чего:

1) замыкаются вспомогательные контакты РОТ, шунтируя сериесную и часть шунтовой катушки, подготавливая
РОТ на обратное отключение;

2) замыкается силовой контакт РОТ, создавая эл.цепь зарядки АБ и питание всех цепей управления: + якоря ГУ
I, 100А предохранитель, ПГ, сериесная катушка РОТ и далее на 3 ветви:

а) шунтовая катушка РОТ, резистор г5, корпус, контакт ПВ-В, пр. 89, - якоря ГУ I;

б) силовые контакты РОТ, плюсовой нож рубильника АБ, предохранитель 50А, пр.А72, +АБ, -АБ, пр.Б72,
предохранитель 50А, минусовый нож, шунт амперметра зарядки АБ, корпус, контакт ПВ-В, пр. 89, - якоря ГУ I
(происходит зарядка АБ, контроль зарядки по амперметру);

в) силовой контакт РОТ, провод, нижний правый зажим ножа усиленной зарядки АБ (в цепи управления).

3) размыкаются контакты в цепи сигнальных ламп РОТ.

При уменьшении напряжения ГУ менее напряжения АБ, идёт разрядный ток от АБ по цепи: +АБ, пр.А72,
предохранитель 50А, рубильник АБ, провод, зажим силового контакта РОТ и далее:

- сериесная катушка РОТ, ПГ, 100А предохранитель, якорь ГУ I, пр.89, контакт ПВ-В, корпус, шунт
амперметра, минусовый рубильник АБ, предохранитель 50А, -АБ;

- вспомогательные катушки РОТ, часть шунтовой катушки РОТ, резистор г$, корпус, шунт амперметра,
минусовый рубильник АБ, предохранитель 50А, - АБ. При разрядном токе в сериесной катушке 2,5 А, и её магнитный
поток размагничивает шунтовую катушку, при этом якорь РОТ отпадает под действием пружины, в результате:

1) размыкаются силовые контакты РОТ, отключая АБ от ГУ;

2) размыкаются вспомогательные контакты РОТ, подготавливая его на последующее включение;

3) замыкается нижний контакт РОТ в цепи сигнальных ламп РОТ, сигнализируя об его отключении.
На модернизированных электровозах вместо РОТ устанавливают диод зарядки АБ.

Режим усиленной зарядки АБ

В случае выдачи электровоза из длительного отстоя, а также при низком напряжении АБ, осуществляют режим
усиленной зарядки АБ.

Для этого, необходимо кратковременно отключить рубильник УЗ.
В цепях управления происходят следующие изменения:

1) в катушки СРН вводится сопротивление г3=15 Ом, снижая ток катушек и магнитный поток при напряжении на
ГУ 50 В.

Усилие притяжения катушек ослабевает и средний контакт замыкается с правым, в результате увеличивается
возбуждение ГУ до 60-70 В, а значит увеличивается сила притяжения катушек СРН и контакт занимает среднее
положение, но при напряжении 60-70 В. Этим достигается режим усиленной зарядки АБ.

3) также в цепь катушек также вводится дополнительное сопротивление Гб (6,5 Ом), что обеспечивает уменьшение нагрева катушек СРН.

Электрические цепи подготовки приведения электровоза в движение

При включении выключателя управления 79-1(80-2) подаётся питание на контроллер машиниста 95-1(96-2) по цепи:
замкнутый правый нож рубильника усиленной зарядки батареи, пр.67, выключатель управления 79-1 ( 80-2), провод
Н99(Н100) и далее на 3 ветви:

• контакт Н99(Н100) главного вала контроллера машиниста;

• на реверсивно-селективный вал к контактам проводов (6,5,7,8,4,10);

• на тормозной вал к контактам проводов (26,28,29,31,34-46);
Для приведения электровоза в движение необходимо:

1) Включить ЭПК-150 Е;

2) Включить БВ;

3) Включить блокировку БУ-367 М;

4) Реверсивно-селективную рукоятку контроллера машиниста поставить в положение «Вперёд» или «Назад»:
при постановке в положение «Вперёд»(режим «М»- моторный) замыкаются контакты в проводах 1(2), 3, 6 и в
положении «Назад» замыкаются контакты в проводах 2(1), 3,6.

5) рукоятку контроллера машиниста поставить в положение 1-ой позиции:

при этом на главном валу контроллера машиниста замыкаются контакты (см. развёртку):

■ контакт нулевого провода (замкнутого только на 1-ой позиции) создаёт длинный "минус" линейным
контакторам;

■ контакт Н99(Н100) (замкнутого с 1 по 31 позицию) подаёт питание на реверсивно-селективный вал к
контактам проводов 1(2), 3 (положение «Вперёд») и 2(1), 3 (положение «Назад»);

■ «Безымянный» контакт подаёт питание на реверсивно-селективный вал к контакту провода 6;

■ контакт в цепи 8 провода;

■ контакт в цепи 23 провода.

1, 3 проводполучают питание, через контакт главного вала замкнутого на 1 позиции, пр.Н252(Н256), кондуит,

пр.Н252(Н256), контакты ключа ЭПК 286(287), пр.Н253(Н257), контакты промреле 293(294) (замкнутые после

включения ЭПК), пр.Н254(Н255), контакты БТ-1(БТ-2) блокировочного устройства БУ-367, пр.Н258(Н259), кондуит,

пр.Н258(Н259), к контактам реверсивно-селективного вала замкнутых в моторном режиме ( при нахождении

"реверсивки"в положении «вперёд» или «назад») на провода 1(2), 3(положение «Вперёд») или 2(1), 3(положение

«Назад»).

6 проводполучает питание через замкнутый контакт Н99(Н100), шина, замкнутый "безымянный" контакт главного

вала контроллера машиниста (замкнутого с 1 по 16 позицию), контакт реверсивно-селективного вала замкнутого в

моторном режиме и на провод 6.

8 провод получает питание через замкнутый контакт Н99(Н100), шина, замкнутый контакт главного вала (с 1 по 37

позицию) и на провод 8.

23 проводполучает питание через замкнутый контакт Н99(Н100), шина, замкнутый контакт главного вала (с 1 по 27

позицию) и на провод 23.

Таким образом, на 1-позицииполучают питание провода 1,3, 6, 8, 23 (находящиеся также на клемовой рейке,
где можно их и «прозвонить» в случае не сбора схемы тяги)

Наши рекомендации