Межэлектровозные соединения и розетки.
Рисунок 112 Розетка РУ-51 (межсекционные соединения цепей управления)
1-розетка; 2-штепсель; 3- штифт розетки; 4-гнездо штепселя.
Розетка РУ-51. состоит из литого корпуса 1 (рисунок 112), в котором между двумя изоляторами установлены штыри 3. В штырях имеются отверстия для пайки подводящих проводов. На корпусе розетки имеются приливы, с помощью которых к розетке крепится штепсель. Для предохранения от попадания внутрь влаги внутрь розетки при отключенном штепселе в розетке имеется крышка, прижимаемая к корпусу пружиной.
Штепсель ШУ-21 состоит из литого корпуса 5 (рисунок 113) и изоляторов 3 и 6, между которыми имеются гнезда 2. Для улучшения качества контакта гнезда имеют крестообразный разрез, который обжат пружиной. В штепселе предусмотрена система рычагов, обеспечивающая его крепление с розеткой.
Для уплотнения монтажных проводов применена резиновая втулка 9, закрепленная гайкой 7 и кожухом 8. Сопрягаемые поверхности корпусов и штепселя необходимо периодически покрывать смазкой ЦИАТИМ-201.
Рисунок 113 Штепсель Шу-21 1,3 – изолятор, 2 – гнезда контактные, 4,6– рычаги крепления к розетке, 5 – литой корпус, |
Розетка РН-1 используется для ввода электровоза в депо под низким напряжением, а так же для подачи напряжения 50В в цепи управления и зарядки АБ на ремонтном стойле. Первая установлена под кузовом между тележек, а вторая - на торце кузова Розетка РЗ-86 используется для включения переносной, лампы (переноски).
Состоит из двух изоляционных колодок 2 (рисунок 114 и 115), соединенных между собой болтами. Внутри колодок установлены контактные пластины 1 с пальцами 3. Для обеспечения нажатия пальцев предусмотрены плоские пружины 4.
Рисунок 114 Розетка низковольтная РН-1. Рисунок 115 розетка РЗ-86.
Выключатель ВАБ - 55 предназначен для защиты оборудования магистральных электровозов постоянного тока от перегрузок и токов короткого замыкания.
Исполнение выключателя – неполяризованный.
Тип включающего привода выключателя – пневматический.
Выключатель может быть использован для оперативных отключений без нагрузки и редких отключений под нагрузкой. Устройство полюса представлено в Приложении Б.
Полюс состоит из механизма включения 17, неподвижного контакта 14 с верхней шиной и одновитковой катушкой магнитного дутья, отключающего электромагнита 5 с нижней выводной шиной 4. Для гашения малых токов выключатель снабжен камерой воздушного дутья 6, не связанной с воздушной магистралью пневматического привода.
Механизм включения 17 соединен с подвижным контактом 10 тягой 15.
Все узлы полюса закреплены в корпусе, состоящем из боковых стенок 1,18 и крышки 16.
Устройство механизма включения показано в Приложении В.
Механизм включения состоит из пневмоцилиндра 1, рычагов 20 и 21, защелки 14, соединяющей эти рычаги, удерживающего электромагнита 18 и регулировочной тяги 17, соединяющей электромагнит с защелкой 14. На рычаге 20 установлена тяга 15 с контактной пружиной 9.
На пневмоцилиндре установлен клапан электропневматический 23 для управления приводом и вспомогательные контакты 5(конечные выключатели). Управление вспомогательными контактами S2, S3, S4 осуществляется рычагом 6, соединённого тягой 16 с главным контактом. Цепи вспомогательных контактов выведены на разъём 4. Управление выключателем S1 осуществляется болтом 28, законтренным гайкой 27.
Подача сжатого воздуха производится через штуцер 3.
Механизм включения собран на основании 19. На этом же основании размещены резисторы схемы управления 24 и 26 (2шт. – для Uн = 110 В и 1 шт. – для UН = 50 В ).
Неподвижный контакт представляет собой токопровод, состоящий из выводной шины, основания, двух шин и контактного наконечника. Токопровод охватывается магнитопроводом магнитного дутья. Полюса магнитопровода прикрыты экранами . На контактном наконечнике закреплен дугогасительный рог с гибкой связью. На шинах установлены радиаторы. Для крепления дугогасительной камеры через скобу на выводной шине 1 установлен винт 2.
Отключающий электромагнит (Приложение Г) состоит из магнитопровода 7, якоря 4, скобы 5, являющейся одновременно упором для якоря 4 и шунтом магнитного потока, проходящего по магнитопроводу 7 и якорю 4. Скоба 5 охватывается медными кольцами 6.
Устройство регулировки уставки состоит из пружины 10, регулировочного винта 9, рычага 11, контргайки 13 и шкалы 12 с указателем 14. На корпусе 1 выключателя (Приложение Б), под стеклом 2, размещена табличка 3 с параметрами уставки выключателя. На табличке указана величина тока уставки в А, выставляемая при регулировке выключателя и, соответствующая ей, величина в условных делениях шкалы, а также дата регулировки. Отрегулированная уставка фиксируется контргайкой 13 (Приложение Г) и пломбируется через отверстия Б. Через окно магнитопровода 7 проходит шина главного тока 8 , соединённая гибкими связями 1 с подвижным контактом 3.
Работа выключателя.
Включение выключателя происходит при подаче напряжения через разъем 4 (Приложение В) на электромагнит 18 и вентиль электропневматический 23, который открывает доступ сжатого воздуха в пневмоцилиндр 1 через штуцер 3. Поршень 2 при перемещении поворачивает рычаг 21 вокруг оси 22 и, через защелку 14 и ролик 10, поворачивает рычаг 20, связанный через пружину 9, создающей контактное давление, с изоляционной тягой 15, которая, в свою очередь, перемещает подвижный контакт 10 (Приложение Б). Во включенном положении выключателя между упором пружины 11 и гайкой 12 (Приложение В) образуется зазор δ1 (Приложение Б), необходимый для компенсации обгара главных контактов. Регулировочная гайка 12 (Приложение В) фиксируется винтом 13. Включенный электромагнит 18 через тягу 17 удерживает защелку 14 от расцепления.
Вспомогательные контакты 5 (S2, S3, S4) переключаются под действием пружины 7, S1 – переключается болтом 28, установленном на рычаге 21.
Оперативное отключение выключателя происходит при снятии напряжения с удерживающего электромагнита 18. При этом защелка 14 выходит из зацепления с роликом 10.
Подвижный контакт 10 (Приложение Б) под действием пружин 11 переходит в отключенное положение. Поршень пневмоцилиндра после снятия напряжения с пневматического клапана с системой рычагов переходит в отключенное положение.
Автоматическое отключение выключателя происходит при достижении током отключаемой цепи величины уставки. При этом якорь 4 отключающего электромагнита (Приложение Г) притягивается к магнитопроводу 7 и своим противоположным концом расцепляет защелку 7, совмещенную с тягой 15 (Приложение Б). Контакт 10 переходит в отключенное положение.
Дуга, возникающая при отключении, выдувается из зоны контактов поперечным магнитным полем, создаваемым потоком, проходящим по магнитопроводу 12, на рога 9 и 13. Далее дуга втягивается в дугогасительную камеру, где происходит процесс гашения. При отключении малых токов, когда магнитное дутье не эффективно, процесс гашения дуги происходит с помощью камеры воздушного дутья 6, соединённой с подвижным контактом тягами 8 (Приложение Б).
Разъединитель локомотивный дистанционный типа РЛД предназначен для дистанционного подключения и отключения без нагрузки высоковольтных электрических цепей электровоза. Аналогичный по конструкции аппарат используется в качестве заземлителя - предназначен для заземления силовых цепей электровоза при отключенном разъединителе.
Разъединитель состоит из стальной плиты, которая крепится к кузову электровоза болтами. На плиту установлен неподвижный изолятор с закрепленным на нем контактом высоковольтной контактной группы. Подвижный изолятор с контактом высоковольтной контактной группы жестко закреплен на рычаге, который через ось держателя установлен на плите.
При подаче напряжения на катушку включающего электропневматического вентиля блока пневматического управления , сжатый воздух из тройника по трубе, через блок пневматического управления, по трубе поступает в пневматическую камеру. Диафрагма пневматической камеры передает усилие через палец к рычагу, который производит перемещение подвижного контакта к неподвижному. Нож подвижного контакта входит во вруб неподвижного контакта. Силовая цепь разъединителя замыкается.
Для отключения разъединителя напряжение с катушки включающего электропневматического вентиля снимается и подается на катушку выключающего электропневматического вентиля. Процесс отключения происходит в той же последовательности, что и включение.
Ручное отключение или включение разъединителя производится с помощью рычага. Для этого необходимо перекрыть подачу сжатого воздуха из пневматической системы управления к блоку пневматического управления разъединителем.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Электровоз ВЛ11. Руководство по эксплуатации. Под руководством Г.И. Чиракадзе, О.А. Кикнадзе. – М.:Транспорт, 1983.
2. Э.С. Вохмянин, В.Ю. Чумаков. Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Электрические схемы электровозов ВЛ11. – Екатеринбург: Транспорт, 2001.
3. Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Под ред. С.А. Алябьева. – М.:Транспорт, 1977.
4. Э.С. Вохмянин, В.Ю. Чумаков. Электровоз ВЛ10. Схемы электрических цепей. – Екатеринбург: Транспорт, 2001.
5. В.К. Калинин. Электровозы и электропоезда. – М.: Транспорт, 1991.