Классификация и условия работы электрических аппаратов.
Содержание
1.ВВЕДЕНИЕ. 4
2. электромагнитные вентили и Электропневматические клапаны.. 10
3.ТОКОПРИЕМНИКИ. 21
4. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТОРЫ ТИПА ПК. 28
5. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОНТАКТОРЫ. 33
6. ГРУППОВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПКГ-040. 42
7. КУЛАЧКОВЫЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ. 46
8. ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВЕНТИЛЯТОРОВ ТИПА ПВ-048 И ПВ-021. 49
9 . БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ТИПА БВП-5-02. 51
10. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕЛЕ. 63
11. ТОКОВЫЕ РЕЛЕ И ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ РЕЛЕ НАПРЯЖЕНИЯ. 66
12. БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ КОНТАКТОР ТИПА БК-78Т. 70
13. ВИЛИТОВЫЙ РАЗРЯДНИК РМВУ-3,3. 74
14. НОЖЕВЫЕ РАЗЪЕДИНИТЕЛИ И ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ. 75
15. РЕЗИСТОРЫ.. 77
16. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПЕЧИ ТИПА ПЭТ-1УЗ. 81
17. ИНДУКТИВНЫЙ ШУНТ ТИПА ИШ-063. 82
18. КОНТРОЛЛЕР МАШИНИСТА ТИПА КМЭ-13. 84
19. кнопочные выключатели КУ и ВУ.. 87
20. РЕЛЕ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ.. 89
21. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ. 94
22. АГРЕГАТ ПАНЕЛИУПРАВЛЕНИЯ ............................................................................................ 96
23. МЕЖЭЛЕКТРОВОЗНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И РОЗЕТКИ. 102
24. ВАБ – 55 ……………………………………………………………………………………………103
25. Разъединитель РЛД…………………………………………………………………………….106
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
Электрические аппараты магистральных электровозов постоянного тока должна соответствовать следующим техническим условиям:
• расчётное номинальное напряжение в контактной сети 3000В, но аппараты должны сохранять работоспособность при длительном его повышении до 3800В и кратковременном повышении до 4000В;
• расчетное номинальное напряжение 50В, но аппараты должны включаться при напряжении 30-В при питании их катушек от аккумуляторной батареи и 35В - при питании от генератора управления;
• номинальное давление сжатого воздуха 5 кг/см2, минимальное давление этого воздуха для включения аппаратов 3,5 кг/см2. Давление сжатого воздуха для испытаний на утечки 6,75 кг/см2;
• аппараты должны устойчиво работать при температуре наружного воздуха от -40° до +50°.
Электромагнитные вентили и Электропневматические клапаны
Электромагнитные вентили
Назначение. Электромагнитные вентили являются составной частью аппаратов, приводимых в действие сжатым воздухом (пневматические контакторы, клапаны, реверсоры и т. д.).
Вентили включающего типа ЭВ-08, ЭВ-16, ЭВ-17, ЭВ-29 и выключающего типа ЭВВ-09. Электромагнитные вентили указанных типов устанавливали на электровозах ВЛ11 выпуска до 1980г.
Каждый вентиль имеет два клапана (впускной и выпускной) и три отверстия для воздуха: первое — для подачи, второе — для соединения корпуса вентиля с цилиндром и третье — для выпуска в атмосферу. По принципу действия, вентили делятся на включающие (рисунок 8) и выключающие (рисунок 9).
Включающие вентили соединяют цилиндр аппарата с источником сжатого воздуха при возбужденной катушке и с атмосферой при обесточенной катушке. Выключающие вентили при возбуждении катушки выпускают сжатый воздух из цилиндра в атмосфeру, а при обесточенной катушке соединяют цилиндр аппарата с источником сжатого воздуха.
Все вентили в верхней части крышки имеют кнопку (грибок) 1 для включения вентиля вручную. При нажатии или отпускании этой кнопки вентиль производит те же операции, что при включении или выключении катушки. Вентиль имеет магнитную систему клапанного типа, состоящую из ярма 6, якоря 2, катушки 3, сердечника 4 и двусторонней клапанной системы.
При возбуждении катушки включающего вентиля якорь притягивается к сердечнику и давит на ствол 5, который открывает нижний клапан седла 7 и закрывает верхний клапан. При этом сжатый воздух поступает в цилиндр аппарата. При обесточенной катушке нижний клапан 8 под действием пружины 9 закрывается, а верхний клапан открывается и соединяет цилиндр аппарата с атмосферой.
При возбужденной катушке выключающего вентиля якорь притягивается к сердечнику катушки и давит на ствол клапана, который открывает верхний клапан и закрывает нижний клапан. При этом случае цилиндр аппарата соединяется с атмосферой. Если катушка не возбуждена, верхний клапан закрывается под действием пружины, нижний клапан открывается силой давления сжатого воздуха, который поступает из резервуара в цилиндр аппарата.
Рисунок 8. Электромагнитный включающий вентиль ЭВ-08 | Рисунок 9 Электромагнитный выключающий вентиль ЭВВ-09 |
Вентили электромагнитные броневого типа включающие ЭВ-55, ЭВ-55-07, ЭВ-58 и выключающий ЭВВ-37. Эти вентили устанавливают на электровозах ВЛ11, начиная с 1980 г. взамен вентилей ЭВ-08, ЭВВ-09, ЭВ-16, ЭВ-17, ЭВ-29.
Их технические данные следующие:
ЭВВ-37 | ЭВ-55 | ЭВ-55-07 | ЭВ-58 | |
Номинальное напряжение постоянного тока, В | ||||
Номинальный ток, А | 0,21 | 0,21 | 0,13 | 0,13 |
Наименьший ток срабатывания, А. | 0,15 | 0,15 | 0,092 | 0,092 |
Сопротивление катушки при 20°С, Ом | ||||
Наибольшее рабочее давление сжатого воздуха, кПа | ||||
Зазор Б под якорем, мм | 2,1±0,1 | 1,5±0,1 | 1,5±0,1 | 1,5±0,1 |
Площадь сечения клапанной системы, мм2 | ||||
на впуск. ........ | 5,5 | 1,76 | 5,5 | |
на выпуск ..... | 10,5 | 10,5 | 10,5 | |
Ход А клапанной системы, мм | 1,2±0,1 | 0,5±0,1 | 0,5±0,1 | 0,5±0,1 |
Масса, кг | 1,57 | 1,2 | 1,26 | 1,24 |
Вентили ЭВВ-37, ЭВ-55, ЭВ-55-07 и ЭВ-58 состоят из двух основных узлов: электромагнита и распределительной клапанной коробки. Конструкция электромагнитов у них аналогична, и отличаются вентили в основном устройством распределительных клапанных коробок.
Электромагнит состоит из катушки (рисунок 10 и 11), залитой эпоксидным компаундом в стальную втулку, стопа 2, фланца 5 и якоря 4. К фланцу 5 прикреплен изолятор 6, в котором размещены два вывода 24 (рисунок 10) катушки. Выводы подсоединены к шинам 23. На изоляторе установлена полиэтиленовая крышка 7, через центральную тонкую перемычку которой можно вручную привести в действие вентиль, нажав на гайку 8.
Якорь 4 во фланце 5 фиксируется от радиальных смещений шариками 9, расположенными в пазу якоря. Он установлен по резьбе на штоке 3 и фиксируется от отворачивания гайкой 8.
Рисунок 10. Электромагнитный вентиль ЭВВ-37 | Рисунок 11. Электромагнитный вентиль ЭВ-58 |
В литом чугунном корпусе 16 распределительной коробки электромагнитного вентиля ЭВВ-37 запрессована втулка 22, в нижней части которой имеется кольцевой уплотняющий бурт, взаимодействующий с резиновой шайбой 20 выпускного клапана 19. Этот клапан и впускной 12 закреплены на шпильке 21, которая ввинчена в шток 3 и законтрена гайкой 10. Пружина 11 прижимает резиновую шайбу 20 к нижнему уплотнительному бурту втулки 22. На впускном клапане 12 завальцована резиновая шайба 13, взаимодействующая с уплотнительным буртом вставки 14, имеющей центральный глухой канал, сообщенный с радиальной проточкой на боковой поверхности. Вставка 14 имеет уплотняющие резиновые кольца 18. Ее устанавливают в корпус 16 так, чтобы радиальная проточка сообщалась с впускным отверстием «А». Положение пробки 15 зафиксировано винтом 17.
В исходном состоянии вентиля ЭВВ-37 (при обесточенной катушке 1) сжатый воздух по каналу «А» через каналы вставки 14, клапанную камеру и отверстие б поступает к исполнительному аппарату.
При подаче напряжения на катушку вентиля под действием электромагнитных сил якорь 4, притягиваясь к стопу 2, переместит шток 3 до упора клапана 12 в бурт вставки 14 и перекроет сообщение каналов «А» и «Б». Одновременно с этим между уплотнительным буртом втулки 22 и резиновой шайбой 20 образуется щель, равная ходу подвижной системы, и сжатый воздух от исполнительного аппарата через канал «Б» поступит в атмосферу.
Распределительная клапанная коробка электромагнитного вентиля ЭВ-58 состоит из прессованного корпуса 13 (рисунок 10), имеющего уплотнительные бурты по месту размещения впускного 16 и выпускного 18 клапанов, установленных на шпильке 17 в центральном отверстии корпуса. На клапанах 16 и 18 завальцованы резиновые шайбы 12 и 11. Шток 3 якоря 4 жестко связан со шпилькой 17 клапанов резьбовым соединением, уплотненным резиновым кольцом 10. Впускной клапан 16 подрессорен пружиной 15, опирающейся на пробку 14.
В распределительной клапанной коробке электромагнитного вентиля ЭВ-55 вместо пробки 14 установлен штуцер. Клапанные коробки вентилей ЭВ-55 и ЭВ-58 отличаются в основном конструктивным исполнением корпуса, по-разному осуществлен подвод сжатого воздуха во впускную камеру.
Принцип работы вентилей ЭВ-55 и ЭВ-58 заключается в следующем. В исходном состоянии пружина 15 (рисунок 10), преодолевая вес подвижной системы (якорь 4, шток 3, клапаны 18 и 16 и шпилька 17), прижимает впускной клапан к корпусу, при этом исключается подача сжатого воздуха из нижней камеры распределительной коробки к исполнительному устройству. При возбуждении катушки 1 якорь 4 электромагнита вместе с закрепленными на нем деталями подвижной системы перемещается вниз до упора клапаном 18 в верхний бурт корпуса 13. Впускной клапан 16 при этом открывается, а выпускной 18 закрывается, и сжатый воздух через отверстие а, клапан 16 и отверстие б поступает к приводу исполнительного устройства.
Защитный вентиль ВЗ-1.
Его основные технические данные следующие:
Ход клапана, мм 0,85
Наименьший ток срабатывания в цепи управления, А 0,17
Вентиль должен удерживаться во включенном положении при
напряжении в контактной сети, В 2200
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания
изоляции в течение 1 мин, В 1500
Начальное давление сжатого воздуха для испытания на
герметичность, кПа 675
Масса, кг 3,2
Вентиль защитный (рисунок 13) состоит из распределительной коробки 13 и электромагнитного включающего вентиля с двухсекционной катушкой 2, имеющей четыре вывода. Одна секция катушки через нижние выводы включается через добавочный резистор и катушку реле РП-280 в цепь токоприемника, а другая в цепь управления электровоза и получает питание при включении кнопки «Токоприемники» на пульте управления машиниста. Секции катушек включаются в цепь таким образом, чтобы их потоки были направлены согласно. Вентиль включается при возбуждении одной из секций катушки. Поэтому при снятии напряжения с низковольтной секции и возбужденной высоковольтной секции катушки воздух через вентиль поступает в цилиндры пневматических блокировок двери высоковольтной камеры и люка крышки, блокируя их.
Защитный вентиль ВЗ-57-02. На литом кронштейне 8 (рисунок 14) размещены два электромагнитных вентиля: низковольтный 1 (левый) и вентиль 6, на стороне высокого напряжения (правый), а также рычаг 7 ручного включения вентиля 1. Кронштейн 8 имеет два канала — нижний, который сообщен с впускным патрубком и с камерами впускных клапанов вентилей 1 и 6 и верхний, размещенный соосно с впускными каналами обоих вентилей и сообщенный с выпускным патрубком кронштейна.
Между вентилями и кронштейном в нижнем канале размещены полиэтиленовые втулки 4, в верхнем — латунные 2 и 5. Все втулки уплотнены резиновыми кольцами. Между смежными торцами втулок 2 и 5 с возможностью осевого перемещения установлен переключательный клапан 3, на торцах которого завальцованы резиновые шайбы.
Рисунок 13. Вентиль защитный ВЗ-1: | Рисунок 14. Защитный вентиль ВЗ-57-02 | |
1 — ярмо; 2 — катушка; 3 — коробка; 4 — якорь; 5 — крышка; 6 — сердечник; 7 — ствол клапана; 8 — седло; 9 — клапан; 10 — пружина, 11 — корпус, 12 — пробка; 13 — распределительная коробка. |
Конструкция защитного вентиля обеспечивает сообщение источника сжатого воздуха с потребителем независимо от того, включены его вентили по отдельности или оба вместе. Благодаря этому система блокирования входа в высоковольтную камеру обеспечена сжатым воздухом:
а) при наличии напряжения в цепи управления (возбужден вентиль 1);
б) при наличии питания на стороне высокого напряжения (возбужден вентиль 6);
в) при наличии питания на стороне высокого напряжения и в цепи управления (возбуждены оба вентиля).
При возбуждении катушки вентиля сжатый воздух от источника по впускному патрубку и через клапанную систему вентиля 1 поступит в верхний канал кронштейна 8. Воздействуя на переключательный клапан, сжатый воздух сместит его вправо до упора резиновым кольцом во втулку 5. Это исключит выход сжатого воздуха через открытую клапанную систему вентиля 6. По каналам кронштейна сжатый воздух поступит к выпускному патрубку и в магистраль потребителя.
Если при этом будет возбуждена катушка и правого вентиля (подача питания на стороне высокого напряжения), сжатый воздух от источника поступит через клапанную систему вентиля 6 к переключательному клапану 3 с другой стороны. При этом положение переключательного клапана или не изменится, или же займет неопределенное положение между втулками 2 и 5.
В случае снятия питания с левого электромагнитного вентиля 1 и наличия при этом напряжения на катушке правого вентиля 6 через клапанную систему вентиля верхний канал кронштейна 8 сообщится с атмосферой. Переключательный клапан под действием сжатого воздуха со стороны вентиля 6 сместится влево до упора во втулку 2, обеспечив таким образом, подачу сжатого воздуха от источника к потребителю, т. е. в пневмомагистраль системы блокирования дверей высоковольтной камеры.
Клапан КП-39
Назначение и технические данные. Клапан КП-39 предназначен для подачи сжатого воздуха к звуковым сигналам и форсункам песочниц.
Технические данные клапана следующие:
Номинальное напряжение вентиля, В 50
Рабочее давление сжатого воздуха, кПа:
питательной магистрали 350— 900
в цепи управления 350 675
Ход клапана, мм, не менее 4
Масса, кг 5
Конструкция и принцип действия. Клапан электропневматический КП-39 (рисунок 16) состоит из литого чугунного трехкамерного корпуса 7, клапанной системы и привода. Клапанная система выполнена из втулки 8, верхнего резинового уплотнения 9, нижнего резинового уплотнения 4, съемной втулки 6 и резиновой манжеты 11. Привод состоит из поршня 3, резиновой манжеты 2 и отключающей пружины 5. Верхняя и нижняя камеры корпуса герметически закрыты соответственно пробкой 10 и крышкой 1. К крышке закреплен электромагнитный включающий вентиль 12. Верхняя камера соединена с источником сжатого воздуха, она отделена от средней камеры, сообщенной с исполнительным аппаратом, верхним уплотнением.
Рисунок 16. Электропневматический клапан КП-39 1 – крышка, 2 – резиновая манжета, 3 – поршень, 4 – нижнее резиновое уплотнение, 5 – отключающая пружина, 6 – съёмная втулка, 7 – трехкамерный корпус, 8 – втулка, 9 – верхнее резиновое уплотнение, 10 – пробка, 11 – манжета, 12 – электромагнитный вентиль включающего типа. |
При подаче напряжения на катушку вентиля управляющий воздух поступает под поршень и перемещает его вверх, открывая верхнюю клапанную систему. Сжатый воздух через верхнюю и среднюю камеры поступает к исполнительным устройствам. При прекращении подачи управляющего воздуха поршень под действием отключающей пружины перемещается вниз в исходное положение, перекрывая верхнее уплотнение, и подача сжатого воздуха к исполнительному устройству прекращается. Сжатый воздух исполнительных устройств через отверстие в корпусе попадает в атмосферу. Оставшийся под поршнем воздух через вентиль уходит в атмосферу.
СМАЗКИ ТОКОПРИЁМНИКА
• СГС-О. Сухая, графитовая смазка-основная. Представляет из себя смесь 35% кумарановой смолы с 65% графита. При изготовлении полозов или при их ремонте эта смесь, разогретая до температуры 180-190° наноситься на разогретые полозы в пространство меду накладками и после остывания превращается в твердую массу тёмно-серого цвета;
• СГС-Д. Сухая, графитовая смазка-дополнительная. Имеет тот же состав, но с добавлением растворителя бензолового происхождения. Применяется для подмазки трещин и отколов в основной смазке СГС-О.
• ЖТ-79Л. Смазка привода с резиновыми манжетами. При замерзании её в цилиндр добавляют 3/5 антифриза Левер: смесь спирта и глицерина в равных долях.
• ЖТКЗ-65 или ЦИАТИМ-201. Смазки привода с кожаными манжетами шарниров. Перед постановкой манжеты пропитываются в прожировочном составе №12: разогретая смесь касторового масла с пчелиным воском;
• ЦНИИ-КЗ. Смазка противогололёдная. Наноситься на подъёмные пружины, подвижные рамы и фартуки полозов слоем 1-2 мм при получении команды «Гололёд»
Основные технические данные
Ток номинальный:
МК-310А (МК-010), А 25
МК-310В (МК-010-01),А 10
Раствор главных контактов, мм 30-34
Провал главных контактов, мм: 7-9
Нажатие главных контактов, кг 1,8-2,7
Нажатие вспомогательных контактов, кг 1,5-2,0
Провал вспомогательных контактов, мм 2,5-3,5
Основные элементы: Две изолированные стойки 12 и 19 (рисунок 30), электромагнитный привод 10, 11, 9, контактная система 18, 20, 7,3,13,2 , дугогасительная система 14, 15,17,1 и блокировочное устройство (на рисунке 32 не изображено).
Электромагнитный привод: Привод имеет ярмо-основание 10 с круглым сердечником, на котором закреплена включающая катушка 11. Между стенками ярма шарнирно закреплен якорь 9 с противовесом. На якоре закреплена диамагнитная прокладка. Она исключает залипание якоря при выключении контактора.
Контактная система: Контактная система расположена на изолированных стойках 12 и 19. На стойке 12 закреплен кронштейн 18 неподвижного контакта. На нем закреплен неподвижный контакт 13, кронштейн имеет выемку под дугогасительную катушку 14 и верхнюю изогнутую часть, которая является дугогасительным рогом. Стойка 19 имеет две стенки. Вверху между ними закреплен кронштейн 20 подвижного контакта 2. Подвижный контакт 2 с держателем 6 и притирающей пружиной 5 расположен на изоляционном рычаге 7, закрепленном на якоре. Подвижный контакт 2 при помощи гибкого, медного шунта 4 соединён с кронштейном 20. Между хвостовиком рычага 7 и перегородкой, закрепленной между стенками стойки, установлена выключающая пружина 8.
Блокировочное устройство: При необходимости контактор дополняется блокировочным устройством (рисунок 32). Подвижные контакты 4 мостикового типа с притирающими пружинами 5 закреплены на кронштейне якоря, а неподвижные 3 – между стенками стойки 19.
Дугогасительное устройство: Аналогично по устройству контактору типа ПК. Состоит из катушки 14 и дугогасительной камеры 17. Катушка, в зависимости от типа контактора, наматывается из изолированного провода круглого или прямоугольного сечения и определенного количества витков. По этой причине контакторы не являются взаимозаменяемыми. Катушка имеет стальной сердечник 15, изолированный от катушки миканитовой втулкой, стальные полюсы с фибровыми шайбами. Камера трехщелевая, горизонтального типа с пружинной защелкой 21. Дугогасительный рог 6 камеры 16 расположен со стороны подвижного контакта и соприкасается с ним. Камера с двух сторон имеет стальные полюсы 1.
Дугогасительные камеры контакторов типа МК-10 и МК-10-01 имеют деионные решетки.
Для включения контактора на включающую катушку 11 (рисунок 31) подаётся напряжение 50В. Якорь 9 притягивается к сердечнику ярма 10, главные 2 и блокировочные контакты, если они имеются, замыкаются.
Путь тока по контактору после включения: вывод дугогасительной катушки 14, закреплённый на кронштейне 18 (рисунок 31), витки катушки, главные контакты 2, медный, гибкий шунт 4, кронштейн подвижного контакта, закреплённый на стойке 19. Для выключения контактора включающая катушка отключается от напряжения 50 вольт и под действием выключающей пружины 8, которая разжимается, якорь 9 отпадает и силовые и блокировочные контакты размыкаются. Процесс дугогашения происходит аналогично контактору типа ПК.
Рисунок 30. Электромагнитный контактор МК-310. 1 – дугогасительный рог, 2 – подвижный контакт, 3 – кронштейн, 4 – гибкий шунт, 5 – притирающая пружина, 6 – держатель подвижного контакта, 7 – изоляционный рычаг, 8 – пружина, 9 – якорь с противовесом, 10 – ярмо-основание, 11 – включающая катушка, 12, 19 – изолированная стойка, 13 – неподвижный контакт, 14 – дугогасительная катушка, 15 – стальной сердечник дуг. катушки, 16 –дугогасительный рог, 17 – дугогасительная камера, 18 – кронштейн неподвижного контакта, 20 – вывод подвижного контакта. | |
Рисунок 31. Электрическая схема контактора МК-310. |
Рисунок 32. Блокировочное устройство контактора МК-310 при выключенном положении (а) и при выключенном положении контактора (б). |
Основные технические данные
Номинальный ток силовых контактов, А....................:............................................... 500
Разрыв (раствор) силовых контактов, мм.................................................................24-27
Провал (притирание) силовых контактов, мм.............................................................10-12
Время поворота кулачкового вала, с .......................................................................1-2,5
Полный угол поворота кулачкового вала, градусы.....................................................120
Начальное контактное давление силовых контактов, кг.............................................4,5-9
Конечное контактное давление силовых контактов, кг...............................................14-18
На каждой секции электровозов ВЛ11 применяется один ПКГ для переключения тяговых двигателей из СП в П соединение. На электровозах ВЛ11м – два ПКГ. ПкГ1 переключает тяговые двигатели из С в СП соединение, а ПкГ2 - из СП в П соединение.
Основные элементы: каркас16 (рисунок 39), кулачковый вал 18, 6 контакторных элемента (КЭ) 17, двухпозиционный электропневматический привод (1, 2, 3,4, 8) и блокировочное устройство (19,20,21).
Контакторный элемент. ПкГ-040 имеет 6 контакторных элемента. Устройство элемента аналогично устройству электропневматического контактора. Отличие заключается в конструкции контактного рычага и в применении дугогасительной камеры лабиринтно-щелевого типа.
Контактный рычаг 8 (рисунок 40) имеет два ролика (шариковых подшипника) 9 и удлинённый хвостовик 11. Замыкание и размыкание контактов происходит, под действием кулачкового вала. Этот вал имеет кулачковые шайбы с большим и малым радиусами. При повороте шайбы, ролики перекатываясь по большому её радиусу, поднимают контактный рычаг и контакты замыкаются. При обратном вращении шайбы ролики перекатываются с большого радиуса на малый радиус. Контакты под действием притирающей пружины 7 и собственного веса контактного рычага размыкаются. В случае заедания контактного рычага в верхнем положении (из-за задевания подвижного контакта о стенку дугогасительной камеры или замерзания привода) контакты разомкнуться принудительно за счёт удара удлинённого хвостовика 11 по выступу кулачковой шайбы.
Кулачковый вал. Кулачковый вал 18 (рисунок 39) представляет из себя стальной шестигранный вал с напрессованными на него кулачковыми, шайбами из пресмассы АГ-4. Он вращается в подшипниках, закрепленных на каркасе. С одного конца он имеет четырёхгранник для принудительного поворота вала и снятия диаграммы замыканий элементов. С другого - две шестерни. Одна шестерня 3 входит в зацепление с зубчатой рейкой привода, а вторая - с шестерней блокировочного барабана.
Привод двухпозиционный. Цилиндр привода представляет собой стальную трубу 4, на концах которой напрессованы и приварены держатели, служащие для крепления крышек и самого цилиндра к каркасу аппарата. В цилиндре размещены два поршня 1, соединённые зубчатой рейкой 2. Поршни уплотнены двумя резиновыми и одной войлочной манжетами. Поршни имеют ограничитель хода, закреплённый внутри цилиндра. Сжатый воздух подается в полости цилиндра через отверстия в держателях и крышках цилиндра вентилями включающего и выключающего типов.
Блокировочное устройство. Блокировочное устройство состоит из изоляционного цилиндра 21 и изоляционной колодки 19 с блокировочными пальцами 20. Изоляционный цилиндр изготавливается из бакелита (прессованная бумага на бакелитовом лаке). На нём закреплены медные и фибровые сегменты. Внутри изоляционный цилиндр имеет стальной вал, который вращается в подшипниках каркаса. Со стороны привода он имеет шестерню, которая входит в зацепление с шестерней кулачкового вала.
ДЕЙСТВИЕ ПРИВОДА ПКГ.
Кулачковый вал имеет два положения. Первое положение С-СП, а второе - П. В первом положении катушки обоих вентилей обесточены. У вентиля выключающего типа открыт впускной клапан, поэтому он наполняет сжатым воздухом левую полость цилиндра. Правая полость цилиндра в это время сообщена с атмосферой через открытый выпускной клапан вентиля включающего типа, поэтому поршни занимают в цилиндре крайнее правое положение. Кулачковые шайбы в этом положении кулачкового вала (С-СП) замыкают КЭ 1 и 4 при помощи, которых в каждой секции тяговые электродвигатели соединяются последовательно, а каждая секция к контактной сети подключена параллельно.
При переводе главной рукоятки контроллера с позиций СП соединения тяговых двигателей на позиции П соединения катушки обоих вентиле получают питание. Клапаны обоих вентилей изменяют свое положение на противоположное. Из левой полости сжатый воздух выпускается в атмосферу, а в правую впускается. В цилиндре кратковременно создается воздушная подушка, необходимая для чёткого выполнения кулачковым валом четыре переходных позиции. Кулачковый вал вращается и кулачковыми шайбами переключат КЭ. КЭ 1 и 4 размыкаются, а замыкаются КЭ 2,3 и 5,6. При вращении кулачкового вала вращается и изоляционный цилиндр блокировочного устройства, что приводит к переключению блокировок.
В схеме катушки вентилей, силовые и блокировочные контакты группового переключателя обозначаются ПкГ. Нормальным положением кулачкового вала ПкГ в схеме является положение С-СП, поэтому силовые и блокировочные контакты этого положения в схеме изображаются замкнутыми.
Цепи управления | Силовая схема | |
- катушки пневматического вентиля | ||
- блокировочные контакты разомкнуты при начальном положении С-СП | ||
- блокировочные контакты замкнуты при начальном положении С-СП |
КУЛАЧКОВЫЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ.
Кулачковые переключатели производят различные переключения в обесточенной силовой цепи тяговых двигателей, поэтому они не имеют устройств дугогашения. Все переключатели устроены одинаково. Основное отличие в количестве кулачковых элементов (КЭ). Переключатели выполняют роль следующих аппаратов:
ПКД-043 – реверсор;
ПКД-043-01 – режимный переключатель ПкС;
ПКД-047 – отключатель двигателей;
ТК-042 – тормозной переключатель.
РЕВЕРСОР
Обозначение в схеме - ПкР. Изменяет направление тока в обмотках якорей с целью изменения направления движения. Имеет четыре КЭ. Первое положение кулачкового вала «Вп», а второе – «Наз». Нормальное положение в схеме - положение «Вп». В этом положении кулачковый вал расположен гладкой стороной вверх.
Цепи управления | Силовая схема |
ТОРМОЗНОЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ.
Обозначение в схеме - ПкТ. В тяговом режиме соединяет последовательно обмотки возбуждения двух спаренных тяговых двигателей с обмотками якорей. В режиме рекуперативного торможения отключает обмотки возбуждения от обмоток якорей и подключает их к генератору преобразователя по схеме независимого возбуждения. Имеет 10 КЭ. Первое положение - М (моторный режим), второе – Т (тормозной режим). Нормальное положение в схеме положение М. Кулачковый вал расположен кулачками вверх.
Цепи управления | Силовая схема |
РЕЖИМНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ.
Обозначение в схеме - ПкС. Переключает тяговые электродвигатели из С в СП соединение и наоборот. Имеет 4 КЭ. Первое положение С (сериесное, рукоятка КтМ в положение Вперёд-СМ), второе - СП -П (сериес-параллельное - параллельное, рукоятка КтМ в положении Вперёд-М). Нормальное положение СП-П. Кулачковый вал расположен гладкой стороной вверх:
Цепи управления | Силовая схема |
ОТКЛЮЧАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ.
Обозначение в схеме - ПкД1, и ПкД2. Дистанционно отключают пару тяговых двигателей. Каждый имеет по два КЭ. Первое положение Н (нормальное), второе – А (аварийное). Нормальное положение в схеме Н. Кулачковый вал расположен гладкой стороной вверх.
Цепи управления | Силовая схема |
РЕГУЛИРОВКА БВ.
регулировка нажатия контактов. Удерживающую катушку подключают под напряжение 50В и реостатом устанавливают ток 1,18А. Между контактами закладывают полоску бумаги и включают БВ. К подвижному контакту закрепляют динамометр и прикладывают усилие к нему до момента освобождения полоски бумаги и снимают показание динамометра
Если оно менее 22 кг, увеличивают натяжение отключающих пружин регулировочным болтом и после этого его пломбируют;
проверка плотности прилегания якоря к полюсам. При включенном БВ, снижают напряжение на удерживающей катушке до 19 В. Если якорь не отпадает, то плотность прилегания не менее 75%. В противном случае его надо пришабривать к полюсам удерживающего электромагнита.
регулировка тока уставки. При токе в удерживающей катушки 1,18 А по включенному БВ, от низковольтного многоамперного агрегата, пропускают ток близкий по величине к току уставки БВ (рисунок 56). Регулировочными болтами 12 добиваются отключения БВ при токе уставки А, после чего в прорези болтов заводят стопорные планки и болты пломбируются. Эту регулировку проводят на вибростенде, который имитирует работу БВ в реальных условиях на электровозе под нагрузкой.
Рисунок 56 Схема включения БВ для его регулировки
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕЛЕ
Назначение. Дифференциальные реле служат для защиты силовой цепи тяговых электродвигателей и высоковольтной цепи вспомогательных машин от токов короткого замыкания не достигших тока уставки БВ, при коротких замыканиях со стороны рельсовой цепи, а также они используются в качестве токового реле для разбора схемы рекуперации.
Основные технические данные
РДЗ-068 | РДЗ-068-01 | |
Применение | РДФ1, РТ-37 | РДФ2 |
Ток небаланса, А | 8,5 | |
Собственное время срабатывания, с | 0,065 | 0,065 |
Длительность включения катушки без добавочного резистора, с | не более 40 | |
Зазор между якорем и магнитопроводом, мм | 5 +/- 0,5 | |
Площадь прилегания якоря к полюсу, % |
1 – текстолитовая панель, 2 – блок контакты, 3 – крышка, 4 – якорь, 5 – удерживающая катушка, 6 – отключающая пружина, 7 – добавочные сопротивления, 8 – магнитопровод, 9 – магнитный шунт | ||
Рисунок 60 Дифференциальное реле РДЗ-068. |
Устройство.Текстолитовая панель 1 (рисунок 60), магнитопровод 8 с магнитным шунтом 9 и со съёмным нижним стержнем, включающая катушка 5, якорь 4, регулировочная пружина 6, блокировочное устройство 2, токоограничивающие резисторы 7 и крышка 3.
1 – текстолитовая панель, 2 – блок контакты, 3 – крышка, 4 – якорь, 5 – удерживающая катушка, 6 – отключающая пружина, 7 – добавочные сопротивления, 8 – магнитопровод, 9 – магнитный шунт, 10 – плюсов силовая катушка, 11 – минусовая силовая катушка | ||
Рисунок 61 Дифференциальное реле РДЗ-068-01. |
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛЕ В СХЕМЕ.
РДФ1 (РДЗ-068) – дифференциальное реле для защиты силовой цепи тяговых электродвигателей (рисунок 57). Ток небаланса 100 А. Контакты включены в цепь удерживающей катушки БВ. В окно магнитопровода пропущено чётное число проводов силовой цепи двигателей.
РДФ2 (РДЗ-068-01) – дифференциальное реле для защиты высоковольтной цепи вспомогательных машин (рисунок 58). Ток небаланса 8,5 А. Контакты включены в цепь удерживающей катушки БВ, Для создания магнитного потока от тока небаланса 8,5 А, достаточного для притяжения якоря, на вертикальных стержнях магнитопровода имеет «плюсовую» и «минусовую» отключающие катушки 10 и 11 по 12 витков каждая.
РТ-037 (РДЗ-068) - реле моторного тока. Служит для разбора схемы рекуперации в режиме тяги при токе 100а, что способствует снижению перенапряжений при разборе схемы. В окно магнитопровода проложен один провод. Контакты включены в цепь катушек вентилей линейных контакторов в режиме рекуперации.
ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЛЕ.
включением кнопки БВ подается питание на катушку РДФ через резистор 195 Ом (рисунок 62) по цепи: +50В, контакты кнопки, катушка, корпус. Величина тока в катушке ограничена, поэтому магнитный поток слабый, а зазор между якорем и магнитопроводом большой, поэтому якорь не притягивается;
при нажатии кнопки «Возврат БВ» катушка РДФ получает питание, минуя резистор. Величина тока, а следовательно, и магнитного потока большие. Якорь притягивается к магнитопроводу. Контакты в цепи лампы РДФ размыкаются и лампа погасает. В цепи удерживающей катушки БВ контакты замыкаются и подготавливают её цепь для включения;
после отпускания кнопки Возврат БВ, катушка РДФ сохраняет питание через резистор от кнопки БВ. Ток и магнитный поток катушки уменьшаются. Однако якорь остается притянутым, так как этого ослабленного магнитного потока вполне достаточно для удержания якоря в притянутом состоянии. Кроме этого, при срабатывании РДФ, ослабленный магнитный поток быстрее исчезает. Это