Техника безопасности при вождении поездов и обслуживании электровозов.
Общие сведения.
При эксплуатации электровозов руководствуются Инструкцией по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава ЦТ/3199. Ею предусматривается периодическое проведение в депо инструктажей по технике безопасности для машинистов и их помощников непосредственно на рабочем месте с показом безопасных приемов работы, а также обучение способам оказания первой помощи медицинскими работниками на здравпункте депо. Занятия по охране труда и изучение отдельных теоретических вопросов, связанных с техникой безопасности, должны проводиться в кабинетах охраны труда или в технических кабинетах.
Продолжительность стажировки (работы в качестве дублера) перед самостоятельной работой в качестве машиниста или его помощника должна быть не менее трех поездок.
Каждый электровоз должен иметь исправные защитные средства, ограждающие устройства и другие средства безопасности. На дверях, съемных щитах, раздвижных шторах, у коллекторных съемных люков вспомогательных машин, на задних стенках щитков измерительных приборов и др. должны быть надписи «При поднятом токоприемнике не открывать», около люков выхода на крышу — надпись «При поднятом токоприемнике на крышу не подниматься».
Корпуса электрических машин, приборов и аппаратов, в том числе кожуха печей отопления в кабинах, должны иметь надежное заземление, которое периодически необходимо проверять.
На каждом электровозе должны быть следующие защитные средства:
- две пары диэлектрических перчаток;
- не менее двух диэлектрических ковриков размером не менее 0,5X0,6 м;
- не менее одной отключающей изолирующей штанги (на двухсекционных электровозах не менее двух штанг);
- должен быть комплект противопожарного оборудования и сигнальных принадлежностей;
Нормы и сроки испытания защитных средств приведены в приложении 3 к Правилам и Инструкции по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава ЦТ/3199.
Этой инструкцией предусмотрено обязательное выполнение следующих требований по технике безопасности при нахождении на тяговой территории депо:
- быть внимательными к сигналам, подаваемым машинистами и водителями движущегося транспорта, крановщиками кранов, и выполнять их;
- не находиться под поднятым грузом;
- переходить смотровые канавы только в установленных местах;
- не заходить без разрешения руководителя цеха или отделения за ограждения;
- не касаться зажимов и электропроводов, арматуры общего освещения и не открывать двери электрошкафов и электрооборудования;
- курить только в отведенных местах.
При возникновении опасности для окружающих заметивший ее должен немедленно принять срочные меры по предотвращению несчастного случая, а затем предупредить об этом руководителя цеха, мастерской, участка.
Нахождение на путях станций и перегонов требует выполнения следующих основных правил.
1. Ходить вдоль путей на станциях можно по обочине или междупутью по специально установленному маршруту, на перегонах — только по обочинам; при этом надо следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами, а также обращать внимание, нет ли предметов, выступающих за очертания габарита подвижного состава. Хождение внутри колеи и по концам шпал запрещается.
2. При подходе к пути, который необходимо пересечь, следует осмотреться и убедиться, что нет приближающегося состава; переходить пути можно в специально установленных местах (пешеходные мостики, настилы и др.) под прямым углом; при этом нельзя* становиться на рельс, между остряком стрелочного перевода и рамным рельсом. В районе стрелочных переводов следует переходить через пути, не доходя 20 м до предельного столбика.
3. Не следует пересекать пути, подлезая под вагоны или автосцепки, следует состав обойти или воспользоваться тормозной площадкой вагона.
4. Прежде чем сойти с подножек тормозной площадки вагона или локомотива на междупутье, следует убедиться в исправности поручней, подножек и в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава; при сходе нужно держаться за поручни и располагаться лицом к вагону (локомотиву).
5. При обходе группы вагонов или локомотивов путь следует переходить на расстоянии не менее 5 м от стоящего подвижного состава и проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между ними не менее 10 м; предварительно необходимо убедиться, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, локомотив или отцеп.
6. Запрещается касаться опор контактной сети; при обнаружении оборванного контактного провода необходимо принять меры, чтобы к нему не подходили люди на расстояние менее 10 м, и сообщить о случившемся энергодиспетчеру. Оказавшись на расстоянии менее 10 м от лежащего на земле оборванного провода контактной сети, чтобы уменьшить опасность поражения электрическим током, выходить из опасной зоны можно только маленькими шагами (не более 0,1 м).