Порядок действий при обнаружении неисправностей в электрических цепях
При отказе на локомотиве тягового оборудования, обеспечивающего ведение поезда, и невозможности устранения причины отказа машинисту запрещается отправляться на перегон в соответствии с требованиями пункта 16.40 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ.
Локомотивная оршада обязана и пути следования периодически осматривать помещения злектровоза, обращая внимание на наличие повышенного шума или вибрации, искрения, запаха горелой изоляции, а также сверять показания приборов в кабинах управления.
При возникновении неисправности в пути следования в зависимости от сложившейся ситуации и поездной обстановки машинист обязан:
остановить поезд по возможности на станции, площадке или прямом участке пути, если не требуется экстренной остановки;
привести в действие автотормоза поезда и вспомогательный тормоз локомотива с фиксацией его ручки в VI положении;
при необходимости набрать воздух в запасной резервуар токоприемника;
немедленно объявить по радиосвязи о причинах остановки машинистам локомотивов, следующих по перегону, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, а так же начальнику (механику-бригадиру) пассажирского поезда по форме с указанием времени остановки. Дежурные по станциям, машинисты поездов, услышав сообщение, начатое словами «ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, слушайте все!» прекращают переговоры по радиосвязи и внимательно выслушивают сообщение. С указанного времени начинается 10-минутный отсчет времени для определения возникшей неисправности.
После получения подтверждающего ответа об услышанной информации от одного из дежурных по станции следует приступить к работам по устранению возникшей неисправности.
При срабатывании аппаратов защиты машинист обязан выяснить и по возможности устранить причину срабатывания. Не рекомендуется отключать аппараты защиты, шунтировать и отключать их блокировки, кроме случаев сборки аварийных схем, предусмотренных технической документацией.
Инструктивные указания локомотивным бригадам по быстрому обнаружению и устранению отказов утверждаются начальниками служб локомотивного хозяйства дорог, на которых обращаются локомотивы данной серии.
При невозможности устранения возникшей неисправности по истечении 10 мин после остановки поезда машинист через дежурного ближайшей станции у поездного диспетчера обязан затребовать вспомогательный локомотив, при этом указать, на каком километре и пикете находится голова поезда, в связи с чем требуется помощь и время ее затребования. Машинист после получения от поездного диспетчера информации, с какой из ограничивающих перегон станций будет оказана ему помощь и на какую станцию при необходимости будет выводиться поезд), приступает к более детальному осмотру тягового подвижного состава для устранения неисправности.
Если затребован вспомогательный локомотив, то машинист остановившегося поезда посте устранения неисправности может начать движение только посте доклада поездному диспетчеру о возможности дальнейшего следования. Поездной диспетчер, получив сообщение об устранении неисправности на подвижном составе, принимает решение о пропуске такого поезда со вспомогательным локомотивом или без него в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на же-тезных дорогах Российской Федерации, отмечает на графике время проследования по станциям участка и доводит его до дежурных по станциям и машиниста отравляемого поезда.
Во всех случаях при возникновении неисправностей машинист должен:
- внимательно проверить показание сигнальных ламп и приборов, положение кнопок пульта машинист и рукояток контроллера;
в случае остановки и опускания токоприемника для устранения неисправности необходимо закрепить состав, а на электровозе сохранить запас сжатого воздуха;
все работы должны производиться при строгом соблюдении правил техники безопасности;
проверить возможные места повреждений, применяя при необходимости контрольную лампу;
при устранении неисправностей избегать принудительного заклинивания аппаратов во включенном положении, установить перемычки в соответствующих местах;
- при проверке надежности контактов следует обращать внимание не только на чистоту контактных поверхностей, но также и на плотность прилегания контактов (наличие провала).
Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 мин и более, необходимо подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов). В поездах, где таких работников нет, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки, а при их недостатке — привести в действие ручные тормоза вагонов.
В случае отсутствия у машиниста ясного плана отыскания неисправности или ее устранения следует немедленно вызвать вспомогательный локомотив.
3.2.11. Во время движения локомотива, локомотивной бригаде запрещается:
высовываться из боковых окон кабины управления (будки паровоза) за пределы зеркала заднего вида и поворотного предохранительного щитка, паравана (эркера);
открывать входные наружные двери и высовываться из них;
находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива;
подниматься на локомотив и спускаться с него во время движения, а также при остановке локомотива на мосту, не имеющего настила;
находиться на тендере паровоза при приближении к мостам, воздушным линиям электропередачи и при следовании по электрифицированному участку железной дороги;
закорачивать защитные блокировки;
находиться помощнику машиниста в машинном отделении электровоза при наборе (сбросе) машинистом позиций контроллера и при включении (выключении) контактора отопления поезда;
отлучаться помощнику машиниста из кабины управления локомотива при производстве маневровой работы, следовании по желтому, красно-желтому, красному и белому огням на локомотивном светофоре, на запрещающий сигнал, перед железнодорожными переездами, по искусственным сооружениям, а также по участкам, на которых скорость движения ограничена или проводятся ремонтно-путевые работы;
выходить из наружной двери тамбура локомотива при подъезде к платформе;
входить в дизельное помещение тепловоза, машинное отделение электровоза после набранной 10-ой позиции контроллера.
3.2.17. Локомотивной бригаде запрещается открывать двери, шторы и входить в высоковольтную камеру электровоза, тепловоза:
при поднятом токоприемнике на электровозе;
при работающем дизеле тепловоза;
при движении тепловоза, электровоза, в том числе при опущенных токоприемниках.
3.2.18. Запрещается включать вручную главный выключатель на электровозах переменного тока.
3.2.19. При приближении встречного поезда по смежному пути локомотивная бригада должна следить за его состоянием, а в случае обнаружения посторонних предметов, груза, выходящего за габарит подвижного состава, искрения буксового подшипника или какого-либо другого повреждения встречного поезда, немедленно сообщить об этом по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, диспетчеру и дежурному ближайшей станции. На время проследования встречного поезда помощник машиниста должен отойти к рабочему месту машиниста.
3.2.20. Искусственные сооружения, станции, переезды локомотивная бригада должна проследовать с особой бдительностью.
3.2.21. При приближении к месту работ, на перегонах и железнодорожных станциях, а также при следовании по неправильному пути, при неблагоприятных погодных условиях, понижающих видимость (туман, дождь, снегопад, метель и др.) и недостаточной освещенности, машинист локомотива обязан подавать оповестительные сигналы, начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от переносных сигналов.
Оповестительные сигналы подаются также при приближении поезда к сигнальным знакам "С", переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости при подходе и проследовании кривых участков пути с неудовлетворительной видимостью, выемок, тоннелей, при подходе к переездам, съемным подвижным единицам и при приближении к находящимся на путях людям.
3.2.22. При приближении поезда к работающим, идущим по путям или находящимися в междупутье людям, машинист локомотива обязан подавать оповестительные сигналы до тех пор, пока не будет освобожден путь и не сойдут люди с него в безопасное место.
3.2.23. При приближении встречных поездов на перегонах или железнодорожных станциях в темное время суток необходимо переключать прожектор в положение "тусклый свет" на таком расстоянии, чтобы не ослеплять локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда прожектор должен быть переключен в положение "яркий свет". На время проследования встречного поезда помощник машиниста локомотива должен отойти к рабочему месту машиниста.
При пропуске поездов на станциях на остановившемся локомотиве прожектор должен быть выключен, при проследовании по смежному пути головы встречного поезда - включен для осмотра вагонов встречного поезда.
При следовании поезда по станции машинист локомотива должен пользоваться переключателем яркости прожектора в зависимости от метеорологических условий, скорости движения, наличия предупреждений о работающих на путях людях и с учетом передвижения поездов и локомотивов по смежным путям на станции. Запрещается при встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или станциях оставлять прожектор в выключенном положении. В случае ослепления прожектором встречного поезда при следовании на запрещающий сигнал, машинист обязан остановить поезд.
3.2.38. При необходимости захода в высоковольтную камеру для устранения неисправности локомотива, машинист должен внести запись в 6 раздел бланка маршрута о выполнении всех мер безопасности и после этого:
по радиостанции через начальника пассажирского поезда (при обслуживании локомотива одним машинистом) вызвать на локомотив поездного электромеханика;
затормозить локомотив (поезд) и подложить под колесные пары тормозные башмаки;
отключить вспомогательные машины;
опустить токоприемники и убедиться визуально, что они опущены;
вынуть реверсивную рукоятку и ключи выключателей;
открыть шторы высоковольтной камеры;
снять заземляющей штангой емкостные заряды с силовой цепи электровоза и заземлить высоковольтный ввод, завесив штангу на главный ввод тягового трансформатора;
войти в высоковольтную камеру, оставив дверь открытой. При этом помощник машиниста (поездной электромеханик - при обслуживании локомотива одним машинистом) должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия машиниста, находящегося внутри нее.
4.1.8. При необходимости захода в высоковольтную камеру локомотивная бригада должна выполнить следующие действия:
выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда. Отключить главный выключатель на электровозах переменного тока (быстродействующий выключатель на электровозах постоянного тока) и опустить токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться по показаниям вольтметра и визуально, что токоприемники опущены;
заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять ключи;
снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста, если конструкцией электровоза не предусмотрена ее блокировка в нулевом положении. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр и техническое обслуживание оборудования;
перекрыть разобщительным краном подвод сжатого воздуха от вспомогательной пневматической системы к клапану токоприемника.
На электровозах постоянного тока следует отключить крышевые разъединители и убедиться, что нож заземляющего разъединителя находится в положении "Заземлено".
На электровозах переменного тока после полной остановки вспомогательных машин и фазорасщепителя надеть диэлектрические перчатки и заземляющей штангой, предварительно подсоединенной в установленном месте к корпусу электровоза, коснуться выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда с силовой цепи электровоза, после чего заземлить высоковольтный ввод.
После проведенных операций необходимо убедиться на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, после чего разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра или ремонта. Выполнение этих работ должно производиться двумя работниками, один из которых должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия работника, находящегося в высоковольтной камере. При этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания работника в опасной зоне.
У электровозов (секций), работающих по системе многих единиц, техническое обслуживание тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и электрических аппаратов должно производиться при опущенных токоприемниках на всех электровозах (секциях).