Подход электровоза к составу и прицепка.
Въезжая на путь, где стоит состав, локомотивная бригада внимательно следит за сигналами, подаваемыми станционными работниками. Во всех случаях, когда последующий разгон поезда будет затруднен (загрязненные рельсы, дождь, метель, тяжелый подъем сразу за выходными стрелками и т. п.), подъезжая к составу, рельсы заранее посыпают песком. Если контактные провода покрыты инеем или льдом, то к составу подъезжают с двумя поднятыми токоприемниками, а при двойной тяге — с тремя. При очень сильном обледенении проводов необходимо несколько раз проехать по пути отправления.
Не доезжая 5—10 м до первого вагона состава, останавливают локомотив. Подход к составу выполняют, перейдя в кабину, обращенную в его сторону. Перед прицепкой п/машиниста проверяет положение и состояние автосцепных устройств локомотива и головного вагона, а затем с разрешения работника станции машинист подводит электровоз к составу со скоростью не выше 3 км/ч; при правильном сцеплении автосцепок у обеих голов сигнальные отростки замков не видны. Чтобы окончательно убедиться в надежности сцепления локомотива с первым вагоном, реверсивную рукоятку переводят в противоположное положение, а главной набирают одну или две позиции и тут же сбрасывают ее на нулевую позицию; затем машинист переводит управление тормозами в рабочую кабину.
Помощник машиниста перед соединением рукавов продувает тормозную магистраль локомотива, открыв на 1—2 с концевой кран; затем, соединив рукава, вначале открывает край тормозной магистрали электровоза, а затем вагона; машинист обязан убедиться в правильности соединения магистралей и правильности подвешивания нерабочего рукава.
После проверки плотности тормозной магистрали выполняют полное опробование автоматических тормозов поезда. Если при смене локомотивных бригад электровоз не отцепляют от поезда или заранее проведено полное опробование автотормозов от станционной компрессорной установки, выполняют сокращенное опробование тормозов (см. пп. 3.20 — 3.22 Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦНИИ/3969.
После этого машинист получает справку установленной формы (ВУ-45), где указаны номер и масса поезда, число осей, требуемое нажатие тормозных колодок состава, количество ручных тормозов (в осях), плотность тормозной сети, номер хвостового вагона и др. Машинист убеждается, что нажатие колодок и число осей с ручным тормозом равны или выше нормы, установленной МПС в расчете на каждые 100 т массы состава, а утечка не превышает допустимого значения.
Если во время подхода и прицепки локомотива к составу машинист переходил в кабину, которая в дальнейшем будет нерабочей, то в ней он должен выключить все кнопки управления, ВУ, контроллер и вынуть ключ КУ, ЭПК и реверсивную рукоятку. Блокировочное устройство тормозов усл. № 367. должно исключать возможность управления ими из нерабочей кабины; рукоятка комбинированного крана должна занимать поездное (вертикальное) положение.
Пока электровоз стоит под составом, машинист и его помощник еще раз проверяют действие всех сигналов, песочниц и состояние механической части электровоза, особенно ходовых частей (колеса, буксы).
Вспомогательные машины во время стоянки под составом включают при необходимости. Выходя из кабины, машинист принимает меры против самопроизвольного трогания электровоза и приведения его в движение посторонним лицом (снимает реверсивную рукоятку).
4.4. Трогание и разгон поезда
Перед отравлением поезда с железнодорожной станции при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент «Минута готовности» в виде диалога, при котором помощник машиниста задает машинисту вопросы о состоянии и показании приборов локомотива, наличии необходимых для следования поезда документов. Во время выполнения регламента «Минута готовности» машинист и помощник машиниста обязаны проверить и доложить друг другу о:
- наличии поездных документов и бланка предупреждений (на промежуточных станциях — для сборных и вывозных поездов в случае изменения количества вагонов поезда). Машинист должен проверить наличие бланка предупреждений у помощника машиниста.
включении приборов безопасности и радиостанции;
положении ручного тормоза и наличии т/б на локомотиве
наличии справки формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами, времени стоянки от последнего опробования тормозов (для грузовых поездов — о плотности тормозной магистрали поезда с);
соответствии номера хвостового вагона поездным документам (кроме моторвагоннного, специального самоходного подвижного состава и резервного локомотива),
времени стоянки от последнего опробования тормозов и плотности ТМ поезда
положении ручки крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях кгс/см ;
показании локомотивного светофора или блока индикации КЛУБ;
о проверке целостности ТМ
показании выходного (маршрутного) светофора с пути отправления;
об установленной скорости следования по маршруту отправления км/ч.
об отсутствии сигналов остановки с железнодорожного пути и что время стоянки пассажирского поезда согласно расписанию закончилось
Без выполнения регламента «Минута готовности» приведение поезда в движение запрещено.
Помощник машинистат обязан доложить машинисту о правильном приготовлении маршрута следования поезда по некодированным путям станции в пределах видимости по следующей форме «Маршрут приготовлен правильно с ... пути на ... путь.». Машинист, убедившись в правильном приготовлении маршрута, обязан повторить: «Вижу, маршрут приготовлен правильно». Помощник машиниста обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании — за 10 -15 м до выходного (маршрутного) светофора по следующей форме: «Маршрутный (выходной) сигнал с... пути (называет показание сигнала)». Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан ответить «Вижу, выходной (маршрутный) с... пути (называет показание сигнала)".
Ведение поезда
В пути следования локомотивная бригада должна руководствоваться пунктами 16.38 16.49 ПТЭ, инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава, соблюдать регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста в пути следования:
после проследования поездом станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости;
в пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (кроме проходных светофоров при автоблокировке, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с пути и поезда, сигалах ограждения мест производства работ. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее;
помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении: к местам проверки действия автоматических тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения; к железнодорожным переездам; нейтральным вставкам; к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5—2,0 км), дефектоскопным тележкам, лейтерам, модеронам.
При проследовании места ограничения скорости движения помощник машиниста обязан стоять на своем рабочем месте; при следовании поезда по кривым участкам пути, при приближении к искусственным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и станциям машинист и помощник машиниста обязаны поочередно через боковые окна или с помощью зеркал заднего вида осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости, следить за состоянием контактной сети;
- на двух и многопутных участках железной дороги помощник машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о результатах осмотра, а в случае
обнаружения в проследовавшем поезде неисправностей или нарушений, угрожающих безопасности движения, по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего
поезда, дежурному по станции или поездному диспетчеру;
при дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках — также принадлежность по номеру пути;
при приближении к светофору с горящим желтым огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования;
при приближении локомотива к входному светофору станции помощник машиниста в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость движения по станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее;
при проследовании станции машинист и помощник машиниста обязаны следить за правильностью приготовленного маршрута, свободностью пути и показанием выходного (маршрутного) светофора, обмениваться между собой информацией О маршруте следования поезда и скорости движения по следующей форме: «Стрелки по маршруту, выходной светофор с пути (его номер) — (называет показание светофора), скорость ... км/ч». Помощник машиниста при проследовании поездом станции обязан наблюдать за показаниями светофоров и свободностью пути, стоя на своем рабочем месте;
- при вступлении поезда на блок-участок с запрещающим
показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста и проверить положение контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давление в тормозной и напорной магистралях, напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/ч за 400- 500 м до светофора с запрещающим показанием. После этого помощник машиниста обязан стоять на своем рабочем месте и наблюдать за показанием светофора и свободностью пути. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала либо при наличии на локомотиве устройства САУТ через каждые 30—40 с обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед ним светофором. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд (локомотив);
помощнику машиниста в целях исключения случаев невыполнения настоящего Регламента запрещается покидать кабину управления локомотивом в следующих случаях:
при проследовании станции,
при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;
- при горящем белом огне на локомотивном светофоре
(кроме участков, не оборудованных автоблокировкой);
при следовании по некодированным путям; в пределах искусственных сооружений;
при пробе тормозов на эффективность,
- при выключенных устройствах АЛСН и в местах действия
предупреждений.
По разрешению машиниста помощник машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное отделение локомотива.
Машинисту в это время запрещается набирать и сбрасывать позиции. По возвращении в кабину управления локомотивом помощник обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях.
Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного отделения. При осмотре локомотива помощник обязан, в зависимости от вида тяги, проверить работу электрического оборудования и аппаратов, вспомогательных машин, уровень и температуру масла в трансформаторе, ток зарядки батареи, показания измерительных приборов, наличие (отсутствие) постороннего стука и скрежета в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымления и т.д.;
в случае приема поезда на станцию и отправления со станции при запрещающем показании светофора или погасшем основном огне светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, помощник обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда;
при остановке одиночного локомотива (сплотки из нескольких локомотивов) с применением песка на участке с автоблокировкой или на станции, оборудованной электрической централизацией, помощник обязан напомнить машинисту о необходимости съехать на чистые рельсы для обеспечения шунтирования рельсовой цепи.