Системы и оборудование по предотвращению загрязнения моря
Система ПЗМ предназначена для защиты моря и окружающей среды от загрязнения и состоит из трех основных частей: средств защиты от загрязнения нефтью; средств предотвращения загрязнения мусором с судов; средств предотвращения загрязнения сточными водами.
Сепаратор льяльных вод
Международная конвенция IMO, как секция мореплавания ООН издала в 1973 году "Договор о предупреждении загрязнений морей продуктами из нефти". Эту конвенцию до сих пор подписало 70 стран, обладающих объемом 90 % мировой торговой флотилии. Из этой конвенции вытекает, что суда которые покинут территориальные воды должны иметь с собой Сертификат IOPP (International Oil Pollution Prevention). Для того чтобы получить этот сертификат на судне должен находиться сепаратор льяльных вод, который был подвергнут типовым испытаниям в соответствии с IMO Резолюцией А393(Х). Государства, которые подписали конвенцию MARPOL, имеют право не разрешить плавание судам, которые не могут предъявить требуемый сертификат.
Резолюция IMO A 393(X), это действующее требование для испытаний и эксплуатации оборудования для очистки замасленных вод и анализаторов наличия масла в воде. У сепараторов системы делятся на вида: до 100 ррт и до 15 ррт. Одобренные сепараторы типового ряда SKIT-aquaclean S работают на физикальном гравитационном принципе с интегрированным коалесцентным вкладышем. Это оборудование достигает при хороших условиях (в соответствии с Резолюцией IMO) глубину очистки, которая достигает значений меньше 15 ррт остаточного масла в очищенной воде.
Сепараторная система RWO Skit aquaclean S работает с помощью совсем нового принципа течения и основана на новых знаниях о дисперсиях воды и масел, механизмах гомогенного течения и эффекта коалесцентности. Внешний вид сепаратора и основные элементы представлены на рисунке.
Насос MOHNO (14) всасывает воду через корпус отделителя с дренажного пространства. Таким направлением течения препятствуем дополнительному смешиванию смеси масла и воды под влиянием турбулентности до маслоотделителя. В результате этого происходит грубое отделение воды и масла под влиянием раздельной плотности в значительной мере. Новый вид коалесцентного фильтра с открытыми щелями, благодаря своей поверхности обеспечивает отделение даже мельчайших масляных частей. В ходе типовых испытаний оборудования SKIT aquaclean S были достигнуты значения остаточного масла в воде ниже 2 ррт, что также указывает на его высокую эффективность.
В верхней части отделителя скапливается отделенное масло. Эта часть оборудования отапливается мощным электрическим обогревателем (10), чтобы масло лучше отделялось и чтобы было проще его отвести и также чтобы густое масло не скапливалось на электродах. Сенсорные электроды RWO (9) измеряют высоту уровня накопленного масла. Когда его количество достигает определенного уровня, автоматика оборудования (З) обеспечит открытие вентиля для отвода масла (4) и вентиля для привода воды для прополаскивания (15). Одновременно остановится ход насоса. Накопленное масло под давлением воды для промывки отводится в сборную цистерну. Потом продолжается цикл промывки таким образом, что вентиль (4) закроется и откроется вентиль отвода воды промывки (5). Промежуток отвода масла и цикл промывки настроены таким образом, чтобы оборудование Skit aquaclean S работало долговременно без потребности вмешательства в обслуживание и уход. Во время отвода масла и цикла промывки насос (поз.14) отключен.
Распределитель автоматики (З) находится на оборудовании. Электроды измерения уровня, магнитные вентили (.4, 5 и 15), отопительный элемент (10) и насос электрически подсоединены и смонтированы. Управление оборудованием осуществляется с помощью одного включателя. Все остальные процессы протекают автоматически без потребности надзора. Эффективное оборудование Skit aquaclean S удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к оборудованию в тяжелой судовой эксплуатации.
По желанию, оборудование Skit aquaclean S снабжается анализатором масла, настроенным на значение 15 ррт. Анализатор работает на принципе распределенного света и надежно включает сигнал тревоги в случае, что частицы масла превысят настроенный уровень 15 ррт. В случае тревоги с помощью безпотенционального контакта управляется трехходовой пневматический вентиль (23), который после 10 секунд переключается на процесс рециркуляции и тем самым исключает возможность попадания загрязненной воды за борт судна.
Объем работ по обслуживанию и уходу за прибором для его поддержания в рабочем состоянии невелик. Необходимо лишь обеспечить подвод воды и проверить регулировку нуля. Периодичность работ по уходу и обслуживанию зависит полностью от внешних условий эксплуатации, но целесообразно усвоить следующую процедуру, которую по меру возрастания опыта можно изменить соответствующим образом.
Рисунок: Внешний вид сепаратора SKIT aquaclean S
Объем работ по обслуживанию и уходу за прибором для его поддержания в рабочем состоянии невелик. Необходимо лишь обеспечить подвод воды и проверить регулировку нуля. Периодичность работ по уходу и обслуживанию зависит полностью от внешних условий эксплуатации, но целесообразно усвоить следующую процедуру, которую по меру возрастания опыта можно изменить соответствующим образом.
Еженедельно:
1. Перевести переключающий клапан в положение чистой воды на 2 минуты.
2. Закрыть все подводы воды полностью.
3. Снять резьбовую крышку.
4. Проверить, что отверстия прохода воды в крышке не закрыты грязью
5. Прочистить стеклянную трубку при помощи входящей в поставку прибора щетки для чистки бутылок.
6. Восстановить крышку камеры на место.
7. Перевести клапан в положение "чистая вода". После около 1 минуты светодиод должен гореть оранжевым светом. Если нет, перерегулируйте показание потенциометром VR "ZERO"
8. Перевести переключающий клапан в положение проба воды.
Инсениратор
УПС “Крузенштерн” оборудован мусоросжигательной печью-инсениратором типа IR-30 фирмы “Delta”, предназначенным для уничтожения любых горючих твердых отходов путем их сжигания.
Как и в ходе любого другого процесса горения, в этой печи происходит смешивание и соединение двух компонентов: кислорода воздуха и топлива. При этом система должна быть оборудована всеми видами защитных устройств, что позволяло бы исключить всякий риск для пользователя в процессе эксплуатации системы. Кроме того, должны выполняться все требования, определяемые действующими законами и нормативами, в отношении температуры, шума, вибрации, загрязнения окружающей среды и др.
Сгорание мусора происходит в камере сгорания. Воздух вводится в камеру сгорания двумя способами: во-первых, под действием вентилятора горелки на дизельном топливе, способствующим его расширению при смешивании с распыленным топливом; во-вторых, всасывание воздуха обеспечивается работой вытяжного вентилятора, который постоянно поддерживает в камере сгорания пониженное давление (вакуум) во избежание риска внезапной активизации горения и выброса пламени наружу.
Основной поток воздуха регулируется с помощью заслонки газохода таким образом, что в камере сгорания всегда поддерживается вакуум во избежание риска внезапной активизации горения и выброса пламени наружу.
Используется два вида топлива:
- Дизельное топливо - это основное топливо для инициирования процесса горения и для достижения температуры, достаточной для горения твердого мусора и других отходов.
Дизельное топливо всасывается из резервуара, механически распыляется и смешивается с воздухом с помощью диффузора, в горелке, работающей на дизельном топливе.
- Твердые отходы, которые загружаются через переднюю дверцу, которую можно открыть только при условии, что установка выключена (и если температура в камере ниже 50°С). К твердым отходам относятся: кухонные отходы, обработанные в дезинтеграторе для кухонных отходов; мусор, обработанный в дробилке для мусора; уничтожаемые тряпки и другие материалы; любые другие виды горючих твердых отходов.
Основные технические характеристики
ПЕЧЬ ДЛЯ СЖИГАНИЯ МУСОРА.
Максимальная производительность 300 ООО.ккал/ч.
Количество сжигаемых твердых отходов 50 кг/ч.
Макс, температура в камере сгорания 1200°С.
Вакуумметрич. давление в камере сгорания около 25 мм водн. ст.
Макс, температура внешней оболочки рамы 60°С
Общий вес около 3110 кг
Диз. Топливо расход не более 15 кг/ч
Потребление мощности:
Мотор горелки 180 Вт
В ходе работы, включая вентилятор 6,9 кВт
ВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ГАЗОВ (ДЫМОВОЙ ЭКСГАУСТЕР).
Производительность 4900 м3/ч.
Перепад давления 200 мм водн. ст.
Рабочая температура 400°С
Скорость вращения 2930 об/мин.
Мощность мотора (потребляемая) 7 кВт.
Установка обеззараживания сточных вод
Автоматизированные установки типа ЭОС-15 предназначены для очистки и обеззараживания сточных или смесей сточных и хозяйственно-бытовых вод на судах. Установки удовлетворяет нормам и правилам Регистра СССР, Минздрава СССР и могут размещаться в машинных помещениях или газонепроницаемых выгородках, оборудованных естественной приточной и принудительной вытяжной вентиляцией. Индекс установки ЭОС-15 означает: "Установка для электрохимической обработки стоков пропускной способностью 15 м3/сутки.
Основные показатели установки приведены в таблице.
Таблица
Наименование | Единица измерения | Величина |
Пропускная способность максимальная | м3/сутки | |
Показатели очищенного стока | ||
-концентрация взвешенных веществ | мг/л | не более х+100 |
-биохимическая потребность в кислороде | мг/л | не более 50 |
-количество колибактерий | шт/100мл | не более 100 |
Масса установки с комплектующим оборудованием | кг | |
Максимальная мощность | кВт | 5,5 |
Максимальный расход соли (WqCt ) любой марки с содержанием примесей не более 1% (при солености стоков менее I г/л) | кг/ м3 | |
Рабочий объем шламового отсека | л | |
Объем емкости для соли | л |
4.2 Система осушения
Осушительная система предназначена для осушения машинного и котельного отделений, носовой и кормовой шахт живучести, коридоров и коффердамов трюма, рефрижераторного отделения, а также для осушения цистерн топлива и пресной воды. В конструкции судна предусмотрены сточные колодцы, к которым подведены приемные трубы с сетками; в машинном отделении и коридоре гребных валов после приемных сеток установлены грязевые коробки.
Осушительная система обслуживается балластно-осушительным насосом ЭГТЖН-3 производительностью 50м3/ч, напором 80м.вод.ст., который расположен в носовой шахте живучести; балластно-осушительным насосом 6МВх2 производительностью 22-180м3/ч, напором 25-20м.вод.ст., который установлен в машинном отделении; поршневым насосом ЭНП 25/2.5 производительностью 25м3/ч, напором 25м.вод.ст, который находится в машинном отделении. В котельном отделении установлены; осушительный насос ВЦН 90 производительностью 90м3/ч, напором 30м.вод.ст.; насос осушения ахтерпика ЭСН-2 производительностью 3м3/ч, напором 35м.вод.ст Трубопроводы системы - стальные оцинкованные, арматура бронзовая, соединения фланцевые и штуцерные.
4.3. Система пресной мытьевой и питьевой воды, санитарной забортной воды.
Система пресной воды
Система предназначена для удовлетворения нужд экипажа в питьевой воде и для обеспечения бытовых потребностей судна в мытьевой воде; соответственно она :подразделяется на автономные системы питьевой и мытьевой воды.
Питьевая вода.
Питьевая вода хранится в четырех вкладных цистернах общей емкостью 231,0м3. Приемный клапан установлен на верхней палубе справа от выступа настроили в районе 109-го шп. Наполнение цистерны осуществляется через распределительную колонку, которая расположена в тамбуре, на переборке кладовой сухой провизии в :районе 109-го шп. Предусмотрено хлорирование воды в цистернах.
Питьевая вода подается на камбуз, в буфетные, хлебопекарню, к электрокипятильникам и сатураторам, в медблок.
Вода берется из цистерн электронасосом ЦВС 10/40 производительностью 10м3/ч, напором 40м.вод.ст. и подается в пневмоцистерну емкостью 700л., в которой монореле постоянно поддерживает давление в пределах 2,5 - 3,5 бар. От пневмоцистерн вода по трубопроводам поступает к потребителям. При выходе из строя насоса ЦВС 10/40 предусмотрена аварийная подача питьевой воды.
Мытьевая вода.
Мытьевая вода хранится в восьми бортовых цистернах и вкладной расходной цистерне, общей емкостью 670,0м3. Причем шесть цистерн № XXIII – XXVIII емкостью 416,0м3 используются как балластные и воду из них можно брать только в экстренных случаях. Приемный клапан установлен на верхней палубе справа от выступа настроили в районе 112-го шп. Наполнение цистерны осуществляется через распределительную колонку, которая расположена в тамбуре, на переборке хлебопекарни в :районе 112-го шп. В коридоре цистерн пресной воды установлен электронасос ВЦН 90, производительностью 90м3/ч, напором 30м.вод.ст., который служит для заполнения расходной цистерны и раскачки воды по цистернам
Мытьевая вода берется из цистерн электронасосом ЦВС 10/40 производительностью 10м3/ч, напором 40м.вод.ст. и подается в пневмоцистерну емкостью 700л., в которой монореле постоянно поддерживает давление в пределах 2,5 - 3,5 бар. От пневмоцистерн вода по трубопроводам поступает к потребителям. При выходе из строя насоса ЦВС 10/40 предусмотрена аварийная подача питьевой воды.
Мытьевая вода подается а баню, прачечную, душевую, по каютам, в санузлы и умывальники, водоподогреватели горячей воды.
Также, наполнение цистерн возможно от опреснительной установки (см. п. 3.5), которая установлена в районе тросовой. Трубопровод от опреснительной установки подсоединен к распределительной колонке мытьевой воды.
Для санитарной обработки питьевой и мытьевой воды, в машинном отделении установлены 2 комплекта автоматических самопромывающихся фильтров “Cilit-Klarifilter” с пропускной способность. 12м3/ч при номинальном давлении 2-10 кг/см2, максимальной температуре воды 30-40°С и диаметре фильтрующих частиц не более 0,09-0,11мм, а также 2 ультрафиолетовые установки фирмы “Wedeko” с лампами типа “Sem-100” мощностью 80Вт, объемом 11,5дм3 и максимальным давлением 10 кг/см2.
Горячую воду, необходимую для бытовых нужд, получают в паровом водоподогревателе, установленном в котельном отделении. Вода подогревается до температуры 60-80°С и подается потребителям.
Трубопроводы системы пресной воды - стальные оцинкованные.
Система забортной воды
Система предназначена для санитарных нужд судна и аварийного охлаждения ВГД, АДГ, а также для других потребителей.
Забортная вода берется из кингстонов машинного отделения насосом ЦВС 10/40 производительностью 10м3/ч, напором 40м.вод.ст. и подается в пневмоцистерну емкостью 700л. Монореле постоянно поддерживает давление в цистерне в пределах 1 5 - 3,5 бар, под таким давлением забортная вода поступает к потребителям. В систему включены фильтры очистки от механических примесей. При необходимости может быть использован насос мытьевой воды ЦВС 10/40. Трубопроводы системы - стальные оцинкованные; проходящие во внутренних помещениях изолированы, арматура бронзовая, соединения фитинговые.
4.4. Пожарная водяная система.
Предназначена для тушения пожара, скатывания палубы и подачи воды на аварийное охлаждение главных и вспомогательных двигателей, аварийного дизель-генератора и агрегатов холодильной установки.
Система обслуживается тремя пожарными электронасосами ЭПЖН-3 (производительность 50 м3/ч, напором 0,8 МПа), которые установлены: один в носовой шахте живучести, один - в кормовой шахте живучести и еще один - в машинном отделении, а также аварийным пожарным электронасосом НЦВ 63/80 (производительность 63 м3/ч, напором 0,8 МПа), который получает питание от аварийного дизель-генератора и находится в котельном отделении.
Прием воды пожарными насосами производится от самостоятельных кингстонов, расположенных в носовой шахте живучести в машинном отделении. Главная напорная магистраль проходит под главной палубой, является однолинейной кольцевой с максимальным давлением в системе 8,0 кгс/см2. На напорных трубах насосов установлены предохранительные и невозвратно-запорные клапаны. Предусмотрено подключение к береговому источнику водоснабжения через два угловых клапана.
Система имеет стальной трубопровод, арматуру и рожки из медного сплава, соединения фланцевое и штуцерное. По судну установлено 38 пожарных рожков, снабженных пожарными рукавами с брандсбойтами и комбинированными стволами. Длина пожарных рукавов на открытых палубах 20 м, они хранятся в закрытых ящиках; во внутренних помещениях - 10 м, они хранятся в корзинах.