Автоматизация судовой энергетической установки
УПС “Крузенштерн” не имеет знака автоматизации в классе регистра. Эксплуатация СЭУ производится при постоянном присутствии обслуживающего персонала в Машином отделении. СЭУ не оборудована центральным постом управления, вахта несется непосредственно в машинном отделении. Управление ГД, ВДГ и вспомогательными механизмами ведется с местных постов управления. Система ДАУ не предусмотрена, команды с мостика передаются в машинное отделение посредством машинного телеграфа.
На местном посту управления главных двигателей установлена система аварийно-предупредительной сигнализации и защиты ГД. Она контролирует следующие параметры:
- температура охлаждающей воды пресного контура
- давление охлаждающей воды пресного контура
- температура смазочного масла
- давление смазочного масла
При превышении каким либо параметром предельного значения включается световая и звуковая сигнализация и осуществляется останов двигателя. В качестве измерительных преобразователей температуры используются термопары. Сигнал по давлению рабочих жидкостей подается реле давления.
Для контроля температуры упорных и опорных подшипников установлена система индикации МЕТАКОН. В качестве преобразователей используются термопары. Значение температуры высвечивается на цифровом дисплее устройства.
Вспомогательные двигатель также оснащены местным постом управления. Кроме того они оснащены системами автоматизации, АПСиЗ.
Дизель генераторы 6CTA 8 3-D(M) оснащены системой фирмы Wärtsila. Система предназначена для автоматического контроля за работой двигателя и контроля его параметров.
Представляемые параметры:
-температура выхлопных газов
-температура охлаждающей воды пресного контура
-давление охлаждающей воды пресного контура
-давление смазочного масла
-обороты двигателя
-частота вырабатываемого тока
-наработка в часах
-количество пусков
Эти же параметры(кроме наработки) контролируются системой АПСиЗ и при превышении параметрами предельных значений двигатель либо останавливается по заданной программе, либо происходит экстренный останов. При подаче с местного поста управления сигнала остановки после снятия нагрузки, система автоматически снижает обороты двигателя до холостых и останавливает его после снижения температуры двигателя.
Дизель-генераторы MAN D 2866 LXE оснащены системой автоматизации и АПСиЗ AHD фирмы Lindenberg. Представляемые параметры:
- давление смазочного масла
- температура охлаждающей воды пресного контура
- обороты двигателя
- наработка в часах
К контролируемым параметрам кроме того относятся:
- температура смазочного масла
- давление охлаждающей воды пресного контура
- уровень охлаждающей воды пресного контура
-уровень масла в картере двигателя
При превышении контролируемыми параметрами предельных значений включается световая и звуковая индикация и происходит останов двигателя.
В качестве измерительных преобразователей температуры используются термопары.
Главные двигатели оснащены регуляторами частоты вращения прямого действия типа SKL. Регулятор всережимный, прямого действия, относится к типу П-регуляторов (пропорциональный, статический). Регулятор обеспечивает поддержание заданной частоты вращения во всем диапазоне рабочих нагрузок. Регулятор смонтирован в отдельном корпусе, частота вращения задается маховиком передаточного устройства от местного поста управления, расположенного с противоположной стороны двигателя. Привод регулятора осуществлен от распределительного вала. Степень нечувствительности регулирования (т.е. точность поддержания заданной частоты) составляет ±2%. Динамическая ошибка (максимальная амплитуда увеличения частоты вращения при внезапном сбросе нагрузки) не должна превышать 10%, а время переходного процесса при сбросах и приеме нагрузки составляет не более 15с. Степень неравномерности лежит в пределах ±5%.
Система охлаждения ГД оснащена регулятором температуры типа АКО ‘Опладен’ прямого действия. Состоящего из жидконаполненного чувствительного элемента и сильфона с клапаном.
Котельная установка DGHS 8/1 оснащена полностью автоматической системой управления, не требующей постоянной вахты в котельном отделении. Все управление размещено в 2-дверном распределительном шкафу фирмы Вайсхайпт. На распределительном шкафу размещены все элементы управления, индикации рабочего состояния и помех.
В распределительном шкафу содержатся все системы обработки данных установленных на местах датчиков, устройств управления и сигнализации, а также различные выводы для дистанционной индикации для отдельных форсунок или котла.
3.10. Холодильная установка и система кондиционирования воздуха
УПС «Крузенштерн» - учебное парусное судно, предназначено для прохождения плавательной практики курсантами морских специальностей: судоводителей, судомехаников, рефмехаников, радистов. За последние годы эксплуатации на судне было установлено современное оборудование по навигации и произведена модернизация холодильной установки.
Охлаждаемые помещения
1. Камера «мясо».
Расположение выше ватерлинии. Температура хранения 1- (- 10) °С. В камере установлены батареи марки БНИ-35.60-1-0. Батареи неоребренные, расположение настенное. Количество батарей 33 штуки. Батареи разбиты на 11 секций по 3 батареи в каждой. Наружная поверхность батареи 3 м2.
2. Камера «рыба».
Температура хранения txp= - 10 °С. В камере установлены батареи марки БНИ-35.60-1-0. Количество батарей 10 штук. Камера расположена выше ватерлинии. Батареи разбиты на 5 секций по 2 батареи в каждой.
3. Камера картофелехранения-
Температура хранения Ц= + 2 °С Камера расположена выше ватерлинии. В камере установлены батареи марки БРН-4,8. Количество батарей 6 штук. Батареи оребренные, расположение настенное. Наружная поверхность батареи 4,8 м2.
4. Консервная камера.
Температура хранения txp= + 2 °С. В камере установлены батареи марки БНИ-35.60-1-0. Количество батарей 3 штуки. Камера расположена выше ватерлинии.
5. Камера овощная.
Температура хранения txp- + 2 °С. В камере установлены батареи марки БНИ-35.60-1-0. Количество батарей 3 штуки. Камера расположена выше ватерлинии.
Как видно, из выше сказанного в состав провизионных кладовых УПС «Крузенштерн» входило устаревшее холодильное оборудование, со сроком эксплуатации более 20 лет.
Батарейное охлаждение, кроме того, имеет ряд существенных недостатков:
- большая емкость по холодильному агенту;
- проведение оттайки снеговой шубы должно быть приурочено к моментам выгрузки камер;
- при большом количестве батарей (особенно в мясной камере) плохая подача холодильного агента в батареи.
Все эти недостатки существенно затрудняли эксплуатацию холодильной установки провизионных кладовых УПС «Крузенштерн», а также было затруднено обучение курсантов на устаревшем оборудовании.
В соответствии с техническим заданием было решено на УПС «Крузенштерн» установить современное холодильное оборудование, отвечающее «последнему слову техники».
Три компрессора ФУ-12 были заменены на! два компрессора фирмы DWM COPELAND марки D3DS5-100XH, холодопроизводительностью 21,77 кВт при to= - 20 °С; tK= +30 °С, потребляемой мощностью 7,24 кВт при to= - 20°С; tK= +30 °С, ток - переменный 380 Вт, хладагент - хладон-22 (R-22).
Три конденсатора МТКР-41 были заменены на^два конденсатора CFL/M75 фирмы Alfa Laval с наружной теплопередающей поверхностью 5,6 м2.
Батареи непосредственного кипения в провизионных камерах заменены на воздухоохладители фирмы ALFA LAVAL:
- в мясной камере - воздухоохладитель - BL77ES,
поверхностью охлаждения 32 м2, хладагент - R-22,
температура воздуха вх/вых -10,0/-12,4°С температура кипения Vs - 20°С материал трубы - Си материал ребер - А1;
- в рыбной камере - воздухоохладитель - BL74ES,
поверхностью охлаждения 14,9 м2,
хладагент - R-22,
температура воздуха вх/вых -10,0/-12,6°С
температура кипения to= - 20°С
материал трубы - Сu
материал ребер - А1;
- в овощной и консервной
камерах- воздухоохладитель - RL51ES,
поверхностью охлаждения 77 м2, хладагент - R-22,
температура воздуха вх/вых -0,0/-2,2°С
температура кипения to= - 10°С
материал трубы – Си
материал ребер - А1;
- в камере картофелехранения- воздухоохладитель - RL54ES,
поверхностью охлаждения 20,6 м2,
хладагент - R-22,
температура воздуха вх/вых -0,0/-3,1°С
температура кипения to= -10°С
материал трубы - Си
материал ребер - А1;
Холодильная установка провизионных кладовых УПС «Крузенштерн» полностью автоматизирована, позволяет поддерживать в камерах требуемую температуру. Воздухоохладители снабжены электрическими тенами и подогревом слива талых вод, что позволяет производить автоматическую оттайку снеговой шубы.
Признаки нормальной работы холодильной установки.
Холодильная установка должна обеспечивать поддержание заданных температур воздуха, хладагента в провизионных камерах.
Под «нормальной» понимается такая работа холодильной установки в установившемся режиме, при которой в заданных пределах поддерживаются температуры, характеризующие исправное рабочее состояние, оптимальное регулирование и эффективное использование холодильной установки.
1) Признаки нормальной работы системы хладагента:
а) температура конденсации должна быть выше средней температуры воды (на входе и выходе из конденсатора) на 5-7°С при чистых трубках конденсатора и отсутствии воздуха в системе хладагента. В условиях эксплуатации, в связи с определенным загрязнением трубок и наличием некоторого количества воздуха в системе, температура (по температурной шкале манометра) может быть выше средней температуры охлаждающей воды на7-10°С
При наличии водорегулирующего вентиля (регулятора давления конденсации) проверку на соответствие температуры конденсации температуре охлаждающей воды рекомендуется производить при относительно высокой температуре охлаждающей воды и полностью открытом регуляторе (для исключения влияния изменения температур конденсации и воды на выходе из конденсатора при работе регулятора на точность результатов проверки); ,
б) перегрев паров на всасывании (разность температур кипения хладагента в испарительной системе и всасываемых паров) в компрессор в установке на хладоне-22 должен быть:
на выходе из воздухоохладителя 3-5°С.
При наличии регенеративного теплообменника общий перегрев паров на всасывании в компрессор должен быть 10-20°С;
в) уровень жидкого хладагента в линейном ресивере при нормальной работе испарительной системы и стабильной тепловой нагрузке должен быть постоянным и свидетельствовать о достаточности хладагента в системе;
г) отсутствуют пропуски хладагента через сальники запорной и регулирующей арматуры, фланцевые соединения и т.п.
2) Признаки нормальной работы компрессора:
а) температура паров, нагнетаемых поршневым компрессором, должна соответствовать режиму его работы, при этом превышение фактической температуры над теоретической (по диаграмме Т - S или i - lgP) не должно быть более 25°С.
Максимально допустимая температура нагнетания поршневого компрессора на хладоне-22 120-160°С.
б) отсутствуют посторонние стуки и шумы, а также не наблюдается повышенного нагрева цилиндров, подшипников;
в) отсутствуют признаки влажного хода;
г) нагрузка электродвигателя привода компрессора (по амперметру) должна соответствовать рабочей нагрузке для данного режима работы компрессора;
д) отсутствуют утечки хладагента и масла в разъемных соединениях.
3) Признаки нормальной работы системы охлаждающей воды:
а) разность температур входящей и выходящей из конденсатора воды 1-3°С (при отсутствии водорегулирующего вентиля).
При наличии водорегулирующего вентиля (регулятора давления конденсации) должно поддерживаться заданное давление конденсации;
б) обеспечивается требуемый напор воды в системе;
в) отсутствуют утечки воды из системы;
г) обеспечивается нормальный проток охлаждающей воды через потребители;
д) отсутствует посторонний шум в насосе, а также не наблюдается повышенного нагрева подшипников и сальника насоса;
е) нагрузка электродвигателя привода насоса (по амперметру) не превышает максимально допустимой.
4) Признаки нормальной работы воздушной системы охлаждения:
а) средняя температура воздуха выше температуры кипения хладагента на 7-10°С;
б) обеспечивается необходимая циркуляция воздуха в охлаждаемом помещении;
в) отсутствует посторонний шум при работе вентиляторов.
4) В результате влажного хода может произойти авария компрессора.
При появлении признаков влажного хода необходимо закрыть подачу жидкого хладагента в испарительную систему. Для более быстрого прогрева компрессора можно приоткрыть вентиль байпаса. Если в результате влажного хода нарушится работа системы смазки компрессора или если не прекратятся стуки в цилиндрах, компрессор необходимо немедленно остановить.
Пуск залитого хладагентом компрессора запрещается.
Из остановленного в результате залива компрессора необходимо производить отсос агента другим компрессором до полного удаления жидкости.
Кондиционер “ДАЙКИН”.
Предназначен для кондиционирования помещений, понижения температуры в а также для обогрева.
Инструкция по обслуживанию.
- Подождите не менее трех минут до повторного ввода в эксплуатацию кондиционера после того, когда он отключился Пели кондиционер до истечения трех минут снова будет включен, приводной двигатель может быть перегружен, что привело бы
к термическому отключению двигателя.
термостат тоже не должен быть переключен часто с максимальной рабочей точки до его минимальной рабочей точки (и в этом случае должны быть соблюдены три минуты простоя).
- Убедитесь в том, что воздушный фильтр был установлен до ввода кондиционера в эксплуатацию.
- В случае простоя кондиционера в течение длительного периода времени должён быть обеспечен надежный подвод тока не меньше чем за шесть часов до повторного приведения в эксплуатацию.
- Всасывающие воздушные решетки, а также решетки выпуска воздуха ,не должны быть загорожены предметами, так как в противном
случае не обеспечивается надежная работа.
- Не пользуйтесь воспламеняющимися аэрозолями, как аэрозоль для волос, лаками или красками вблизи кондиционер, так как имеется опасность пожара.
- Проверьте температуру в помещении, чтобы избежать чрезмерное охлаждение. Рекомендуется разность температур между темпера
турой в помещении и наружной температурой 5ºС.
- В случае эксплуатации кондиционера без подачи свежего воздуха проветрите помещения время от времени .
- Держите двери и окна закрытыми, так как в противном случае не создается стабильное кондиционирование, воздуха помещения.
1 - Компенсационный бак.
2 - Плиточный охладитель пресной воды " Alfa laval".
3 - Кожухотрубный охладитель пресной воды.
4 - Насосы забортной воды.
5 - Насосы пресной воды.
6 - Коллектор забортной воды.
7 - Коллектор пресной воды.
Установка кондиционирования “Климат-125”.
1) Назначение и технические данные.
Автономные кондиционеры Яклимат-125М предназначены для круглогодичной теплолажностной обработки воздуха в системах кондиционирования воздуха надводных кораблей и судов.
Тип кондиционера - центральный, автономный с герметичной хладоновой холодильной машиной, воздухонагревателем, увлажнителем и системой управления.
Автономный кондиционер "Климат-125" в зависимости от типа
устанавливаемого в нем воздухонагревателя и увлажнителя имеет 5 мо-
дификаций. На УПС"Крузенштерн" установлена модификация АК 18/6-13.
АК 18/6-13 расшифровывается как: автономный кондиционер с расходом воздуха 1800 м^3/ч с избыточным давлением воздуха 600 м^3/ч, тип воздухонагревателя электрический, увлажнитель водяной.
Кондиционер может работать в режимах вентиляции, охлаждения, нагрева, нагрева с увлажнением. Поддержание заданной температуры воздуха и относительной влажности в режимах охлаждения, нагрева, нагрева с увлажнением осуществляется автоматически. Переключение на режим вентиляции осуществляется вручную, в необходимых случаях возможно также ручное управление в режимах охлаждения, нагрева и нагрева с увлажнением.
Автоматическое управление работой кондиционера осуществляется с поста управления или с пульта дистанционного управления, для подключения которого в кондиционере предусмотрен соединитель.
Общесудовые системы