Схема силовой цепи мотор-вентиляторов на низкой скорости в двухсекционном исполнении электровоза или на одном из электровозов, управляемых по системе многих единиц
После включения контактора К51 на головной секции А образуется цепь из двух последовательно соединенных электродвигателей МВ6 вентиляторов (рис. 1.31): +Ш 202 вспомогательных машин, контакты контактора К51, провод 203, пусковой резистор R20, провод 204, включающая и удерживающая катушки контактора К57 пусковой панели, провод 205, обмотка якоря и обмотка возбуждения электродвигателя МВ6 вентилятора, соединенные проводом 206, провод 207, катушка токового реле РТ33, контакты 1 и 2 переключателя вентиляторов ПкВ, провод 209, клемма 5 на БлКл2, клемма 5 на БлКл2 секции Б, провод 205, цепь электродвигателя МВ6 вентилятора секции Б, аналогичная цепи головной секции А, контакты 1 и 2 переключателя ПкВ. Поскольку на клемме 2 вместе с проводом 209 закреплен провод 212, цепь заземления электродвигателей МВ6 обеих секций до контакта 4 переключателя вентиляторов ПкВ головной секции А замыкается по этому проводу, объединяющему клеммы 10 БлКл2 обеих секций. Дальнейшая цепь заземления от клеммы 4 переключателя ПкВ головной секции А аналогична цепи заземления электродвигателя МК9 компрессора.
Так же, как и в режиме высокой скорости, при возрастании пускового тока электродвигателей МВ6 вентиляторов до 14 А на головной секции А включается токовое реле РТ33, а при последующем его снижении до величины 25 А – контактор К57 пусковой панели. После их включения в схеме происходят переключения аналогичные режиму высокой скорости.
Таблица 7
СХЕМА СИЛОВОЙ ЦЕПИ МОТОР – ВЕНТИЛЯТОРОВ НА НИЗКОЙ СКОРОСТИ В ТРЕХСЕКЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОВОЗА
После включения контактора К51 на головной секции А, в зависимости от варианта формирования электровоза, образуется цепь из трех последовательно соединенных электродвигателей МВ6 вентиляторов (рис. 1.32).
Головная секция А
+Ш 202 вспомогательных машин, контакты контактора К51, провод 203, пусковой резистор R20, провод 204, включающая и удерживающая катушки контактора К57 пусковой панели, провод 205, обмотка якоря электродвигателя МВ6 вентилятора, провод 206 и далее параллельно двумя цепями до катушки токового реле РТ33: обмотка возбуждения электродвигателя МВ6, провод 207, катушка реле РТ33 и резистор R21 (2,25 Ом), контакты 6 и 3 переключателя вентиляторов ПкВ, провод 207, катушка реле РТ33. От катушки реле РТ33 – контакты 1-2 переключателя вентиляторов ПкВ, провод 209, клемма 5 на БлКл2.
Средняя секция А
Клемма 5 на БлКл1, провод 205, цепь электродвигателя МВ6 вентилятора, аналогичная головной секции А, провод 209 на клемме 5 БлКл2.
Головная секция Б
Клемма 5 на БлКл2, провод 205, цепь электродвигателя МВ6 вентилятора, аналогичная предыдущим секциям до контактов 1-2 переключателя вентиляторов ПкВ. Поскольку на клемме 2 провод 209 закреплен вместе с проводом 212, цепь заземления всех трех последовательно соединенных электродвигателей МВ6 замыкается по проводу 212, объединяющего клеммы 10 БлКл всех секций: клемма 10 БлКл2 секции Б, клемма 10 БлКл2 и БлКл1 средней секции, клемма 10 БлКл2 головной секции А, провод 212, клемма 4 переключателя вентиляторов ПкВ, провод 211 и далее цепь заземления, аналогичная цепи заземления электродвигателя МК9 компрессора.
Силовая цепь электродвигателей МВ6 вентиляторов для варианта формирования электровоза (А+Б)+Б аналогична варианту формирования А+(А+Б) и замыкается через клеммы 5 и 10 межсекционных блоков клемм БлКл в следующей последовательности:
· головная секция А: клемма 5 БлКл2, провод 209;
· средняя секция Б: клемма 5 БлКл2, провод 205, БлКл1, провод 209;
· головная секция Б: клемма 5 БлКл2, провод 205.
Цепь заземления, как и в предыдущем варианте, замыкается через клеммы 10 этих же блоков клемм.
1.27. НАЗНАЧЕНИЕ БЛОКИРОВОК ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КОНТАКТОРА К51 И
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ ПкВ В ЦЕПЯХ УПРАВЛЕНИЯ
МОТОР-ВЕНТИЛЯТОРАМИ
Все блокировки исключают поворот вала переключателя вентиляторов под током:
· блокировки контактора К51 в цепи катушек вентилей “Н” и “В” переключателя вентиляторов ПкВ исключают поворот его вала при замкнутой силовой цепи электродвигателей вентиляторов, например, при приваривании силовых контактов контактора К51 или при механическом заедании его подвижной системы;
· блокировки “Н” и “В” в цепи катушки контактора К51 обеспечивают его включение только после поворота вала переключателя вентиляторов ПкВ в положение “Н” или “В”.
1.28. ДЕЙСТВИЕ СХЕМЫ АГРЕГАТА ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
АПУ-287 НА ЭЛЕКТРОВОЗАХ ВЛ11 ПО № 240
При включении мотор-вентиляторов на зажимах генератора управления Г за счет остаточного магнетизма его полюсов появляется незначительная э.д.с. От его зажима генератора “Я” (плюс) подается напряжение на провод 22 по следующей цепи (см. рис. 1.5.): провод 324, клемма П5:9, провод 64, якорный предохранитель Пр18 (150 А), провод 19 шунт амперметра А1, левый и средний ножи рубильника В2 “Генератор“, провод 22 . От провода 22 образуются две параллельные цепи:
· провод 22, автоматический выключатель В1 (10 А) “Возбуждение ГУ“, элементы схемы блока БЗ, диод Д10, элементы схемы блока БРН. Параллельно включенные резисторы R10 и R8, резистор R9, провод 26, П2:5, провод 311, обмотка возбуждения Ш-ШШ генератора управления Г, его зажим ЯЯ (минус), провод 300, “корпус”;
· провод 22, П2:7, провод 313, контакты токового реле РТ33 электродвигателя МВ6 вентилятора, провод 310, П2:1, провод 27, регулирующий резистор R13, катушка низковольтного электромагнитного контактора К1, провод “G”, П5:7, провод 300, корпус АПУ, “корпус”, провод 300, зажим ЯЯ (минус) генератора Г.
Если в первоначальный момент величина э.д.с. генератора была незначительной, то теперь, после протекания тока по его обмотке возбуждения, она увеличивается. При ее величине 40 В включается контактор К1 (устанавливается регулировкой резистора R13). От провода 27 через блокировки контактора К1 получает питание катушка низковольтного электромагнитного контактора К2. Контактор включается. После включения контакторов К1 и К2 в схеме происходит следующее:
· размыкаются главные контакты контакторов К1 в проводах 48-56. Аккумуляторная батарея разделяется на две группы элементов Б1 и Б2 по 20 элементов в группе;
· замыкаются главные контакты контакторов К1 в проводах 55-52 и К2 в проводах 57-54. Обе группы элементов подключаются к плюсовой шине 18 для последующей подзарядки от генератора управления;
· размыкается блокировка контактора К2 в проводах 32-63. Сигнальная лампа “ГУ“ погасает, сигнализируя о наличии напряжения на зажимах генератора управления.
При возрастании э.д.с. генератора до величины большей, чем напряжение на батарее, от генератора подается напряжение на плюсовую шину 18 по следующей цепи:
· зажим “Я“ генератора Г, провод 324, П5:9, провод 64, якорный предохранитель Пр18 (150 А) генератора Г, шунт амперметра А1, левый нож рубильника В2, провод 23, резисторы R14 и R15, диоды Д13 и Д14, плюсовая шина 18.
От плюсовой шины образуются цепи заряда обеих групп Б1 и Б2 элементов аккумуляторной батареи и питания цепей управления:
· шунт амперметра А2, левый нож рубильника В3, плюсовой предохранитель Пр14 (50 А) первой группы Б1 батареи Б, провод 51, П5:13, провод 328, первая группа Б1 элементов батареи Б, провод 326, П5:11, провод 54, главные контакты контактора К2, резистор R17, провод 53, минусовой предохранитель Пр15 (50 А) для обеих групп элементов батареи Б, провод “G”, П5:15, провод 300, “корпус”, зажим “ЯЯ“ генератора Г. Первая группа Б1 аккумуляторной батареи Б заряжается;
· шунт амперметра А3, правый нож рубильника В3, плюсовой предохранитель Пр16 (50 А) второй группы Б2 батареи Б, главные контакты контактора К1, провод 55, резистор R16, провод 56, П5:10, провод 325, вторая группа Б2 элементов батареи Б, провод 327, П5:12, провод 53 и далее на зажим “ЯЯ“ генератора Г по цепи первой группы Б1 элементов батареи Б. Вторая группа Б2 аккумуляторной батареи Б заряжается;
· включенные потребители в цепях управления, освещения, сигнализации, радиостанции, “корпус“, провод 300, зажим ЯЯ генератора Г.
Таким образом, обе группы элементов аккумуляторной батареи главными контактами контакторов К1 и К2 подключены параллельно на подзарядку к генератору управления. От него же питаются и цепи управления. Демпферные резисторы R16 и R17 ограничивают величину первоначального зарядного тока каждой группы элементов аккумуляторной батареи. Они подобраны из такого расчета, чтобы максимальный зарядный ток при сильно разряженной аккумуляторной батарее составлял не более 30% от номинального. Диоды Д13 и Д14 исключают разряд аккумуляторной батареи на генератор управления.
При работе панели в режиме заряда амперметрами А2 и А3 контролируются зарядные токи обеих групп элементов аккумуляторной батареи, амперметром А1 - ток генератора, вольтметром V1 - напряжение на генераторе и на батарее путем переключения переключателя В4 вольтметра, вольтметром V2, установленным на пульте помощника машиниста, - напряжение цепи управления.
Действие схемы панели управления в режимах высокой и низкой скорости вентиляторов одинаково. Исключение составляет то, что в режиме низкой скорости контактами переключателя вентиляторов ПкВ в проводах 312-311 закорачивается резистор R9 в цепи обмотки возбуждения генератора для увеличения его э.д.с., т.к. частота вращения якоря генератора в режиме низкой скорости значительно ниже, чем в режиме высокой скорости.
Диоды Д11 и Д12, включенные параллельно катушкам контакторов К1 и К2, улучшают дугогашение на блокировочных контактах контактора К1 и токового реле РТ33, а также обеспечивают замедление выключения контакторов К1 и К2, необходимое для сохранения схемы заряда батареи при кратковременных, резких колебаниях напряжения контактной сети.
Резисторы R14 и R15 выравнивают величину сопротивлений диодов Д13 и Д14, исключая прохождение большого тока по диоду с меньшим внутренним сопротивлением, а следовательно, и его нагрев.
Примечание:
· на основании опытной эксплуатации электровоза № 167 с № 170 внедрена схема подмагничивания генератора управления при его запуске (п. 1.29).
1.29. ДЕЙСТВИЕ СХЕМЫ АГРЕГАТА ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
АПУ-287 НА ЭЛЕКТРОВОЗАХ ВЛ11 С № 241
Схема заряда аккумуляторной батареи, применяемая на электровозах до этого номера, не обеспечивает полный ее заряд, т.к. величина начального зарядного тока недостаточна и равна 8-9 А, а конечного велика - 4-5 А. Новая схема заряда, применяемая на этих электровозах, обеспечивает величину начального зарядного тока на уровне 18-20 А, а конечного - 3-3,5 А.
Внешне АПУ на этих электровозах отличается тем, что электронные блоки на лицевой панели закрыты общей крышкой и установлены медные луженые пластины Х1, Х2, Х3, Х4 и Х5.