Раздел 1. Аналитический обзор 10 сайтов по теме
1. Бачинин В.А. Террор как форма политического демонизма. Взгляд из прошлого в настоящее [Электронный ресурс] // Cайт «Русский архипелаг». Сетевой проект «Русского Мира» [2004] URL: http://www.archipelag.ru/geopolitics/piryadok/terror/ter3/ (дата обращения 01.11.2014)
Автор (доктор социологических наук, действительный член Академии гуманитарных наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского социологического института Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского университета, руководитель научно-исследовательского центра Ассоциации христианских церквей "Союз христиан", опубликовавший около 200 научных работ, в том числе 20 книг по проблемам философии, социологии религии, культорологии) делает попытку объяснить, почему работа Нечаева называется именно «Катехизис революционера», и видит в этом один из способов пропаганды. Он считает, что людям с нормальной психикой невозможно вершить страшные, кровавые дела террора без сознания собственной правоты, притом не частичной, не половинчатой, а абсолютной. Идеологи террора хотели бы построить подобную апологетику на религиозной основе. Но христианство не располагает такими аргументами. Поэтому они прибегли к обману, то есть это своеобразный способ «маскировки». Так, руководитель "Народной расправы" С.Г.Нечаев, будучи сыном священника и преподававший в ранней молодости Закон Божий, не случайно назвал кодекс своей организации "катехизисом": он полагал, что подобная поделка сможет в гораздо большей степени рассчитывать на успешный агитационно-пропагандистский эффект, чем какая-либо иная фор-ма изложения того же самого содержания.
2.Аксючиц В. Пятая колонна империи: XIX век [Электронный ресурс] // ПРАВОСЛАВИЕ.RU. Интернет-журнал Сретенского монастыря [2002.07.06] URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/5kolonna.htm (дата обращения 01.11.2014)
Автор (философ, публицист и религиозный деятель, закончивший философский факультет МГУ) поясняет, что в данном случае «Пятая колонна» – образное именование тех социальных групп, которые в силу исторически сложившейся прозападной ориентации сознательно или неосознанно разрушали традиционный уклад и духовные ценности российской цивилизации. К этим социальным группам автор относит и Нечаева, и созданную им организацию «Народная расправа».
3. Земляной С.Н. "Двойная звезда" российской провокации: Нечаев и Достоевский в имперском интерьере [Электронный ресурс] // Независимая газета. Ex libris. 2002. 1 августа. URL: http://exlibris.ng.ru/subject/2002-08-01/1_star.html (дата обращения 01.11.2014).
Поскольку прототипом Верховенского в романе «Бесы» послужил именно Нечаев, то эти два персонажа часто упоминаются вместе. Статья российского журналиста, философа, специалиста по этике, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института философии РАН (сектор аналитической антропологии) и ведущего научного сотрудника Института русской истории РГГУ посвящена политическим провокациям, которые в России в силу специфики ее исторического развития приобрели некоторые уникальные характеристики, в отличие от Европы. С.Н. Земляной сравнивает Нечаева как человека действия и Достоевского, отразившего эти действия в своем романе «Бесы».
4. Овчинников И. Нигилизм в оценке Достоевского [Б. м.], 1996 [Электронный ресурс] // Сайт Universitat de Barcelona URL: http://www.ub.edu/dprse/Nigilizm.pdf (дата обращения 01.11.2014)
Роман «Бесы» автор монографии считает произведением, где наиболее полно была выражена концепция нигилизма. Исходно роман замышлялся как политический памфлет, в основу сюжета которого легло «нечаевское дело». Однако вскоре политический аспект отошел на второй план, уступив место нравственному.
5.Нечаев С.Г. <Катехизис революционера> // Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. Ред. Е.Л. Рудницкая. М., Археографический центр, 1997 [Электронный ресурс] // Сайт исторического факультета Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm (дата обращения 01.11.2014).
Сочинение С.Г. Нечаева – основной источник нашей курсовой работы.
6. Пирумова Н.М. Бакунин и Нечаев [Глава VIII кн.: Пирумова Н.М. Бакунин (Жизнь замечательных людей. Вып. 477). М., 1970] [Электронный ресурс] // Сайт «VIVOS VOCO – ЗОВУ ЖИВЫХ» URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/BAKUNIN/CHAPT08.HTM (дата обращения 01.11.2014).
Большое внимание автор уделяет личности Нечаева, приводит воспоминания о нем друзей и соратников, в частности В. Засулич, В. Орлова, А.И. Успенской. Все они отзываются о Нечаеве как о смелом и весьма деспотичном молодом человеке с железной волей и непреклонной верой в свою правоту.
***
В целом по содержанию сайтов можно сделать вывод о том, что популярность Нечаева в среде революционеров, анархистов, коммунистов чрезвычайно велика, что отразилось на огромном количестве информации, посвященной данной теме.