И расшифровка их диаграммных лент
Комплекс средств сбора и регистрации данных КПД-3 (электронный скоростемер) обладает рядом преимуществ по сравнению с механическим локомотивным коростемером.
КПД-3 предназначен для:
-автоматизации сбора, обработки, отображения и регистрации информации о движении поезда на диаграммной ленте и в модуле памяти;
- измерение скорости движения поезда от нуля до 300 км/ч;
- измерения ускорения и замедления движения поезда с регистрацией замедления при проверке действия тормозов в пути следования (по вызову машиниста), что позволяет машинисту получать истинные данные о фактическом состоянии тормозов;
- измерения давления сжатого воздуха в тормозной системе поезда (в тормозной магистрали для локомотивов и в ТЦ для МВС) с точностью до 0,1 кгс/см²;
- фиксирования состояния всех сигналов АЛСН (зеленого, желтого, желтого с красным, красного, белого) и положения электропневматического клапана (ЭПК);
- регистрация времени хода и стоянок поезда, а также изменения направления движения поезда (откат назад более 3 м).
В КПД-3 имеется возможность дополнения регистрируемых параметров.
Регистрация параметров осуществляется на металлизированной бумажной ленте и в модуле памяти (на техническом носителе).
Модуль памяти – это энергонезависимое полупроводниковое запоминающее устройство, которое позволяет не только автоматизировать послерейсовую расшифровку диаграммной ленты, но и сохранить данные по ведению поезда (создать так называемый «черный ящик», содержание которого можно использовать в случаях чрезвычайных событий – пожар, крушение и т.д.).
Комплекс КПД-3 состоит из следующих модулей:
- блок управления БУ-3/1 в составе блока управления БУ-3;
- энергонезависимый модуль памяти (МПЭ);
- узел питания модуля памяти (УПМП);
- два блока индикации БИ-2;
- блок регистрации БР-2;
- блок питания локомотивный (БПЛ);
- измерительный преобразователь САПФИР-22ДИ;
Схема соединения модулей КПД-3
- два датчика угла поворота (ДУП) типа Л178/1;
- соединительная панель ПС.
Технические характеристики КПД-3 следующие:
- диапазон измерения скорости от нуля до 300 км/ч;
- погрешность измерения скорости ±0,9км/ч;
- допустимая погрешность регистрации скорости ±2,4 км/ч;
- погрешность сигнализации превышения заданных скоростей не более ±1 км/ч;
- диапазон регистрации давления от нуля до 10 кгс/см²;
- допустимая погрешность регистрации пройденного пути не более 0,1 км на каждые
20 км.
Блоки индикации БИ-2 служат для отображения в цифровой форме параметров движения локомотива, они выполнены на полупроводниковых индикаторах и микросхемах.
На лицевой панели БИ-2 расположены:
- индикатор скорости и дополнительный индикатор;
- клавиатура, позволяющая задавать режим работы блоку управления, вводить в него
данные о диаметре колесных пар, текущем времени и т.д., а также вызывать на
дополнительный индикатор различную информацию (высвечивая значение ускорения);
- кнопка регулирования яркости свечения индикаторов.
Блок регистрации БР-2 служит для графической записи на диаграммную ленту параметров движения локомотива. БР-2 регистрирует принимаемую от БУ-3 информацию на электроэрозионной (ЭРБ-1) или металлизированной (МБ-1) бумаге. Регистрация выполняется двумя писцами, перемещающимися перпендикулярно направлению движения бумажной ленты шаговым двигателем. За процессом регистрации данных можно наблюдать в застекленное окно, расположенное в крышке блока регистрации БР-2.
Блок управления БУ-3 обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков и систем АЛСН, вычисляет величины скорости, ускорения и давления, вводит информацию во внешние устройства индикации и регистрации. Кроме того, этот блок формирует сигналы превышения заданных скоростей, регистрирует общий пробег локомотива и направляет информацию для запоминания в энергонезависимое полупроводниковое запоминающее устройство. Блок управления БУ-3 построен на базе микропроцессоров и микросхем. Электронная часть блока размещена в радиаторном корпусе (для лучшей теплоотдачи). На верхней крышке корпуса имеется кнопка включения режима обслуживания. Блок БУ-3 обеспечивает сбор информации, поступающей от датчиков типа Л178, САПФИР-22ДИ и систем АЛСН, обработку этой информации и выдачу результатов обработки с цепи сигнализации, в БИ-2 и БР-2, а также на верхний уровень управления. В нем для обеспечения требований надежности и безопасности предусмотрены программные аппаратные средства тестирования и контроля.
В БУ-3/1 имеется энергонезависимый модуль памяти (МПЭ), подключенный через узел питания модуля памяти. МПЭ осуществляет прием и хранение информации, поступающей от БУ-3/1, а также выдачу этой информации, на пульт хранения и ввода данных автоматизированного рабочего места расшифровщика.
Модуль памяти МПЭ выполнен в виде отдельного съемного блока, в котором информация о поездке сохраняется в течение 24 часов после отключения питания. МПЭ регистрирует информацию дискретно:
скорость – через 1 км/ч;
давление – через 0,1 кгс/см²
текущее время – через 1 с;
перемещение локомотива (расстояние вдоль пути от начальной точки движения до
текущей) – через 0,01 км;
пройденный путь – через 0,01 км.
Кроме того, МПЭ регистрируется информация:
- о коде рельсовой цепи в период кодирования;
- о состоянии сигналов АЛСН;
- о направлении движения локомотива;
- о кабине, из которой осуществляется управление;
- о положении крана машиниста;
- о величине отрицательного ускорения (по запросу);
- о состоянии других необходимых двухпозиционных сигналов.
МПЭ допускает до 5000 циклов переписи. При отсутствии питания МПЭ и температуре ниже -30°С установленное время хранения информации не гарантируется.
Датчик угла поворота (ДУП) типа Л178/1 преобразует углы поворота оси колесной пары в дискретные электрические сигналы, используемые в измерительных системах, контролирующих направление движения, пройденный путь и ускорение подвижного состава при скорости движения до 300 км/ч.
Преобразователь измерительный типа САПФИР-22ДИ служит для преобразования давления воздуха в стандартный токовый сигнал. Преобразователь состоит из измерительного блока и электронного устройства, конструктивно соединенных в единое целое. Измерительный блок преобразует деформацию чувствительного элемента, вызываемую давлением поступающего воздуха, в изменение электрического сопротивления. Электронное устройство преобразует это изменение в токовый сигнал. Технические данные: верхний предел измерения 10 кгс/см²; предел допускаемой основной погрешности 0,5 %.
Блок питания локомотивный (БПЛ) прообразует напряжение цепей управления локомотивом в напряжение питания модулей комплекса КПД-3.
При приемке локомотива локомотивная бригада обязана выполнить следующие работы:
убедиться в отсутствии в журнале ТУ-152 замечаний сдающей бригады по работе комплекса КПД-3;
проверить внешнее состояние блоков КПД-3, надежность крепления датчиков угла поворота к крышке буксы колесной пары.
Перед началом поездки или смены машинисту необходимо выполнить следующие операции:
- заправить блок регистрации БР-2 комплекса КПД-3 бумажной диаграммной лентой, ленту ставить без перекосов;
- включить питание на блоке БПЛ;
- нажать кнопку «Т» на блоке индикации БИ-2;
- кнопками «Ч» и «МИН» установить текущее время;
- после установки текущего времени нажать кнопку «П» на блоке индикации БИ-2.
После печати регистратором текущего времени комплекс КПД-3 автоматически переходит в режим контроля параметров движения. На дополнительном индикаторе показывается величина ускорения. В случае необходимости нажатием кнопки «Т» комплекс КПД-3 переводится в режим индикации текущего времени взамен ускорения.
Для регистрации отрицательного ускорения во время движения необходимо нажать кнопку «П» на БИ-2 в момент индикации отрицательного ускорения и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 1 с.
По окончании поездки после остановки локомотива нажать кнопку «П» на блоке индикации, БР-2 распечатает текущее время.
После окончания поездки машинист обязан снять диаграммную ленту; проверить качество записи и работу блока регистрации БР-2.