Если суммарное расчетное нажатие тормозных колодок локомотива поделить на его массу, то получим тормозной коэффициент, показывающий обеспеченность тормозным нажатием.
Все детали ТРП сочленяются валиками, шайбами, шплинтами. Для исключения падения на путь деталей ТРП, устанавливаются предохранительные скобы или страховочные тросики. Башмаки с тормозными колодками располагают по отношению к колесу под углом наклона 30°, это позволяет обеспечить надежный отход тормозной колодки от колеса, кроме этого башмак по отношению к подвеске также устанавливают под углом, что обеспечивает прижатие тормозной колодки к колесу всей площадью.
Тормозная рычажная передача ТЭМ2
Рычажная передача каждой тележки выполнена с односторонним торможением.
Каждый тормозной цилиндр 8 диаметром 10″ приводит в движение передачу на одной стороне тележки. При этом горизонтальный балансир 7, поворачиваясь вокруг валика тормозной тяги 9, действует на шарнирно связанный с ним вертикальный рычаг 6, который через винтовую стяжку 4 подводит подвеску 3 с башмаком 2 и колодкой 1 к колесу.
Передача усилия на тормозные колодки других колес тележки осуществляется посредством тяги 9, горизонтального балансира 10, вертикального рычага 11, стяжки 12 и подвески 14.
Регулирование положения колодок относительно колес осуществляется винтовыми стяжками 4. Для предохранения деталей ТРП от падения на путь предусмотрены скобы 5 и 13. В горизонтальных балансирах 7 имеются два отверстия для присоединения тормозных тяг 9. Это позволяет изменить передаточное отношение рычажной передачи при подкатке тележек под локомотивы различного веса.
Тормозная рычажная передача 2ТЭ116
На тепловозах 2ТЭ116, используют тормозные колодки 1 с твердыми вставками для повышения износостойкости. На каждое колесо локомотива действует две тормозные колодки, связанные с одним тормозным цилиндром 2 диаметром 8″. Усилие от него передается через горизонтальный балансир 3, вилку 4 и рычаг-подвеску 5 на башмак 6. Чтобы колодки занимали правильное положение по отношению к поверхности катания колес, они попарно соединены балками 7. Н а вторую колодку одного колеса усилие передается через тормозную тягу 8 и рычаг 9. Расчетное нажатие колодки на ось -131,4 кН.
При осмотре ТРП необходимо
- выявлять детали, которые имеют трещины и деформацию;
- проверить наличие предохранительных скоб или страховочных тросиков. Тросик должен иметь свободный ход 15-20 мм обеспечивающий горизонтальное перемещение тяг;
- проверить наличие шайб и шплинтов в шарнирных соединениях;
- проверить выходы штоков тормозных цилиндров при полном служебном торможении (75-100 мм максимально допустимый в эксплуатации 125 мм );
- проверить состояние тормозных колодок, наименьшая толщина: чугунных безгребневых на тендерах – не менее 12 мм; чугунных гребневых и секционных на локомотивах – не менее 15 мм, на маневровых и вывозных локомотивах – 10 мм.
Остальной подвижной состав: композиционных с металлической спинкой – не менее 14 мм; композиционных с сетчато-проволочным каркасом – не менее 10 мм.
Замер толщины при клиновидном износе производится от тонкого торца колодки нарасстоянии 50 мм.
- выход тормозных колодок за наружную поверхность бандажа в эксплуатации допускается не более 10 мм.
При обслуживании необходимо смазывать шарнирные соединения, что улучшает перемещение тяг при торможении и отпуске.