Теоретические основы эксперимента

Основные понятия

Резонансом называют явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний по сравнению с вынуждающими при совпадении частоты вынуждающих колебаний с собственной частотой цепи. Резонанс нашел широкое применение во многих областях техники, особенно в измерительной. Однако очень часто резонанс приводит к нежелательным явлениям и становится вредным. Например, резонанс элементов летательного аппарата, его силовой установки вызывает усталостные разрушения материалов и преждевременный выход из строя изделий авиационной техники.

Резонанс может возникнуть в устройствах, содержащих как минимум два разнородных накопителя энергии: в электрических цепях - емкостный и индуктивный, в механических устройствах - инерционный (массовый) и энергия сжатой пружины, а в общем случае - накопители кинетической и потенциальной энергии.

Резонанс напряжений может возникнуть в цепи, содержащей последовательно соединённые конденсатор и катушку индуктивности (рис. 4.1). В этом случае напряжение на конденсаторе теоретические основы эксперимента - student2.ru или на катушке теоретические основы эксперимента - student2.ru (вынужденное колебание) будет больше питающего напряжения (вынуждающее напряжение) - отсюда называется резонанс напряжений

теоретические основы эксперимента - student2.ru

Рис.4.1.

При резонансе энергия, запасаемая конденсатором, равна энергии, запасаемой в индуктивности, происходит обмен этими энергиями, а источник вынуждающих колебаний только компенсирует потери энергии в активных элементах цепи.

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.1)

где теоретические основы эксперимента - student2.ru - действующее значение напряжения на конденсаторе;

теоретические основы эксперимента - student2.ru - действующее значение тока в контуре;

теоретические основы эксперимента - student2.ru - емкость конденсатора при резонансе;

теоретические основы эксперимента - student2.ru - индуктивность катушки при резонансе.

Индекс «0» использован для обозначения величин при резонансе. Равенство запасаемых индуктивностью и конденсатором энергий может быть достигнуто только при равенстве их мгновенных мощностей

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.2)

Выражения (4.1) и (4.2) представляют разные формы записи энергетического условия резонанса.

Поскольку теоретические основы эксперимента - student2.ru , то выражение (4.2) можно представить в следующем виде:

теоретические основы эксперимента - student2.ru

если, учитывая, что через конденсатор и катушку течет один и тот же ток, и, переходя к действующим значениям напряжений, получаем электрическое условие резонанса

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.3)

Замена в (4.3) теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru через теоретические основы эксперимента - student2.ru позволяет представить условие резонанса через параметры цепи, индуктивное теоретические основы эксперимента - student2.ru и емкостное теоретические основы эксперимента - student2.ru сопротивления - параметрическое условие резонанса

теоретические основы эксперимента - student2.ru

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.4)

а, учитывая, что теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru получаем

теоретические основы эксперимента - student2.ru или

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.5)

Выражение (4.5) показывает, что резонансную частоту теоретические основы эксперимента - student2.ru можно сделать равной частоте возбуждающих колебаний теоретические основы эксперимента - student2.ru , изменяя величину теоретические основы эксперимента - student2.ru или теоретические основы эксперимента - student2.ru . На практике чаще используют изменение теоретические основы эксперимента - student2.ru . Кроме того, резонанса можно достичь изменением частоты вынуждающих колебаний.

Величина теоретические основы эксперимента - student2.ru , показывающая во сколько раз вынужденные колебания при резонансе превышают вынуждающие, носит название добротности, (для электрических цепей, представляющих собой контур говорят «добротность контура»)

теоретические основы эксперимента - student2.ru или теоретические основы эксперимента - student2.ru

теоретические основы эксперимента - student2.ru теоретические основы эксперимента - student2.ru

Реактивное сопротивление индуктивности или емкости при резонансе носит название волнового сопротивления

теоретические основы эксперимента - student2.ru ;

теоретические основы эксперимента - student2.ru ,

откуда выражение добротности:

теоретические основы эксперимента - student2.ru .

Основные уравнения

Реальная цепь, в которой возникает резонанс, содержит кроме катушки индуктивности и конденсатора активное сопротивление теоретические основы эксперимента - student2.ru (рис. 4.2).

теоретические основы эксперимента - student2.ru

Рис. 4.2.

На основании 2-го закона Кирхгофа для цепи, изображенной на рис. 4.2 запишем:

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.7)

а учитывая, что

теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru

имеем:

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.8)

Первые два члена выражения (4.8) представляют собой падения напряжений, совпадающие по фазе с током (падения напряжений на активных сопротивлениях)

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.9)

где теоретические основы эксперимента - student2.ru - активное сопротивление всей цепи, два других члена - напряжения, отличающихся по фазе на теоретические основы эксперимента - student2.ru от тока - реактивную составляющую напряжения

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.10)

где теоретические основы эксперимента - student2.ru - реактивное сопротивление всей цепи. Подставим (4.9) и (4.10) в (4.8), получим

теоретические основы эксперимента - student2.ru

или переходя к мощностям

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.11)

а с учётом (4.8), (4.9), (4.10)

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.12)

Выражения, полученные ранее, позволяют записать значения теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru через питающее напряжение и параметры цепи теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru .

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.13)

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.14)

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.15)

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.16)

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.17)

При резонансе теоретические основы эксперимента - student2.ru (т. е. теоретические основы эксперимента - student2.ru ) выражения для электрического состояния имеют следующий вид:

теоретические основы эксперимента - student2.ru

При резонансе цепь становится чисто активной ( теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru ), полное сопротивление цепи имеет минимальное значение, а ток максимальное. Напряжения на индуктивности и емкости равны и в добротность раз больше питающего (возбуждающего напряжения) напряжения. Активная мощность имеет максимальное значение ( теоретические основы эксперимента - student2.ru ).

Наступление резонанса в цепи нельзя определить с помощью условий резонанса (выражениями (4.2), (4.3), (4.4)) поскольку одна из величин этих выражений не измеряется, поэтому пользуются косвенными - максимум тока или активной мощности. Наиболее точный способ определения наличия резонанса в цепи - достижение фазового сдвига между напряжениями питания и током цепи равного 0. Однако он используется реже, поскольку необходим достаточно сложный прибор - фазометр.

Основные характеристики

Зависимость параметров электрического состояния цепи теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru от параметров элементов схемы теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru или частоты теоретические основы эксперимента - student2.ru называют характеристиками.

Характеристики позволяют наглядно представить зависимость одного параметра от другого. Зависимости теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru от частоты теоретические основы эксперимента - student2.ru называют частотными характеристиками, а от теоретические основы эксперимента - student2.ru или теоретические основы эксперимента - student2.ru - регулировочными. В настоящей работе рассматривается изменение теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru в зависимости от величины емкости конденсатора теоретические основы эксперимента - student2.ru (или емкостного сопротивления теоретические основы эксперимента - student2.ru ).

1.3.1. Характеристики теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru

Величины теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru обратно пропорциональны теоретические основы эксперимента - student2.ru (см. (4.13), (4.14), (4.15), (4.16)) и, следовательно, имеют один и тот же характер.

При теоретические основы эксперимента - student2.ru ( теоретические основы эксперимента - student2.ru ) цепь обладает индуктивно-активным сопротивлением

теоретические основы эксперимента - student2.ru ;

ток, напряжение на индуктивности, на активном сопротивлении теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru имеют определенное значение.

По мере роста теоретические основы эксперимента - student2.ru , реактивное сопротивление цепи теоретические основы эксперимента - student2.ru уменьшается, что вызывает рост указанных величин (рис. 4.3), и достигаются максимума при min теоретические основы эксперимента - student2.ru , т. е. при резонансе ( теоретические основы эксперимента - student2.ru ).

Дальнейшее увеличение теоретические основы эксперимента - student2.ru ведет снова к росту теоретические основы эксперимента - student2.ru и к уменьшению тока, напряжения теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru . Поскольку теоретические основы эксперимента - student2.ru , цепь становится активно-емкостной, (фазовый сдвиг меняет знак).

При теоретические основы эксперимента - student2.ru теоретические основы эксперимента - student2.ru теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru уменьшаются до 0.

1.3.2. Зависимость активной мощности от емкостного сопротивления.

теоретические основы эксперимента - student2.ru - эта зависимость (4.16) обратно пропорциональна квадрату теоретические основы эксперимента - student2.ru . Она также имеет максимум при резонансе и стремится к 0 при теоретические основы эксперимента - student2.ru .

1.3.3. Зависимость напряжения на конденсаторе от теоретические основы эксперимента - student2.ru

Поскольку теоретические основы эксперимента - student2.ru , то при теоретические основы эксперимента - student2.ru напряжение на конденсаторе равно нулю. При увеличении теоретические основы эксперимента - student2.ru растёт величина напряжения и при резонансе теоретические основы эксперимента - student2.ru теоретические основы эксперимента - student2.ru (рис. 4.3). Максимума теоретические основы эксперимента - student2.ru достигает при теоретические основы эксперимента - student2.ru , а затем с ростом теоретические основы эксперимента - student2.ru уменьшается и при теоретические основы эксперимента - student2.ru достигает напряжения питания.

теоретические основы эксперимента - student2.ru

Рис. 4.3. Регулировочные характеристики

Векторная диаграмма

Векторная диаграмма строится по уравнениям для рассматриваемой цепи. В данном случае одноконтурная (последовательная) цепь описывается уравнением (4.7).

теоретические основы эксперимента - student2.ru (4.7)

Построение диаграммы начинают с вектора общего для всей (или участка) цепи - в данном случае ток теоретические основы эксперимента - student2.ru (вектор 1). Вектор питающего напряжения получают как сумму остальных векторов. В результате эксперимента известна величина всех напряжений. Однако, направление известно только для векторов теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru . Вектор теоретические основы эксперимента - student2.ru (падение напряжения на активном сопротивлении) совпадает с вектором тока, а вектор теоретические основы эксперимента - student2.ru отстает оттока (ток опережает напряжение) на теоретические основы эксперимента - student2.ru . Известно, что вектор может опережать ток в пределах теоретические основы эксперимента - student2.ru .

теоретические основы эксперимента - student2.ru

Рис. 4.4. Векторная диаграмма при резонансе

Определить направление векторов теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru можно методом засечек. Для этого из точки 0 параллельно теоретические основы эксперимента - student2.ru строится вектор теоретические основы эксперимента - student2.ru , из его конца перпендикулярно к теоретические основы эксперимента - student2.ru строится вектор теоретические основы эксперимента - student2.ru (рис. 4.4.). Из точки А радиусом теоретические основы эксперимента - student2.ru делается высечка, а из точки 0 радиусом теоретические основы эксперимента - student2.ru - другая. Пересечение их даёт точку В. Раскладывая вектор теоретические основы эксперимента - student2.ru на активные и реактивные составляющие можно получить теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru (вектора 4 и 5) и угол теоретические основы эксперимента - student2.ru . На рис. 4.4 рассматривается векторная диаграмма для случая резонанса. Поэтому теоретические основы эксперимента - student2.ru - угол между током и питающим напряжением - равен 0.

Метод засечек применим, когда векторы соизмеримы, в противном случае возможна большая ошибка в определении теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru , теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru .

В этом случае аналитически рассчитываются теоретические основы эксперимента - student2.ru и теоретические основы эксперимента - student2.ru (рис. 4.4), строятся теоретические основы эксперимента - student2.ru из конца вектора теоретические основы эксперимента - student2.ru параллельно току, а из конца вектора теоретические основы эксперимента - student2.ru перпендикулярно току строится вектор теоретические основы эксперимента - student2.ru . Получаем точку В. Вектор 0В является вектором сетевого напряжения.


Наши рекомендации