Специалистов мирового уровня в области

Специалистов мирового уровня в области

аэрокосмических и геоинформационных технологий”

Рецензенты: д-р техн. наук, к.т.н. Киселев Ю.В.,

канд. техн. наук, доц. Михайлов В.Г.

Абаимов М.А.

лабораторный практикум /М.А. Абаимов. – Самара: Изд-во Самар. гос.

аэрокосм. ун-та, 2008. – с. : ил.

Сборник лабораторных практикумов предназначен для студентов, обучающихся

по специальности 160901 “Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей”.

УДК 629.7.064(075)

ББК 68.53я7

© Абаимов М.А., 2008

© Самарский государственный

Аэрокосмический университет

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лабораторная работа №3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ

1. Теоретические основы эксперимента…………………………………………………

1.1. Параметры элементов электрической цепи синусоидального тока………………...

1.2. Резистивный элемент……………………………………………………...

1.3. Индуктивный элемент………………………………………………………………………

1.4. Емкостной элемент…………………………………………………………………………...

1.5. Схема замещения индуктивной катушки…………………………………………………

1.6. Векторная диаграмма для схемы замещения индуктивной катушки……………………

2. Описание экспериментальной установки……………………………………………………..

3. Порядок выполнений работы………………………………………………………………….

4. Расчетно-графическая часть работы…………………………………………………………..

6. Вопросы для допуска к работе………………………………………………………………

7. Вопросы к защите………………………………………………………………………………

Лабораторная работа №4

РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЯ

1.Теоретические основы эксперимента ……………………………………......

1.1.Основные понятия ………………………………………………………......

1.2.Основные уравнения ………………………………………………………..

1.3.Основные характеристики …………………………………………………

1.3.1. Характеристики I=((Хс), cosφ=f(Xc) и Ul =f(Xc) ........................................

1.3.2. Зависимость активной мощности от ёмкостного сопротивления ....................

1.3.3. Зависимость напряжения на конденсаторе от Хс ...........................................

1.4. Векторная диаграмма ……………………………………………………

2. Описание лабораторной установки …………………………………………

3. Порядок выполнения работы ………………………………………………..

4. Оформление отчета …………………………………………………………..

Лабораторная работа №6

РЕЗОНАНС ТОКОВ

1. Теоретические основы эксперимента ………………………………………

1.1. Условие резонанса …………………………………………………………

1.2. Основные соотношения ……………………………………………………

1.3. Основные характеристики …………………………………………………

1.4. Векторная диаграмма ………………………………………………………

1.5. Улучшение коэффициента мощности ………………………………………...

2. Экспериментальная установка ………………………………………………

3. Порядок выполнения работы ………………………………………………..

4. Оформление отчета …………………………………………………………..

Лабораторная работа №7

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «ЗВЕЗДОЙ»

1.Теоретические основы эксперимента ………………………………………..

1.1. Симметричный режим ………………………………………………………

2. Несимметричный режим ………………………………...................................

2. Экспериментальная установка ………………………………………………..

3. Порядок выполнения работы …………………………………………………

4. Оформление отчета ……………………………………………………………

Лабораторная работа №8

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «ТРЕУГОЛЬНИКОМ»

1.Теоретические основы эксперимента ………………………………………..

1.1. Симметричный режим ………………………………………………………

1.2. Несимметричный режим ……………………………………………………

2 Порядок выполнения работы ………………………………………………….

3 Оформление отчета …………………………………………………………….

Лабораторная работа №20

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО ТРАНСФОРМАТОРА

1. Теоретические основы эксперимента ………………………………………..

1.1. Принцип действия трансформатора ………………………………………...

1.2. Внешняя характеристика и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru трансформатора ………………………..

1.3. Опыты холостого хода и короткого замыкания трансформатора ………...

1.4. Потери мощности и КПД трансформатора ………………………………...

2. Экспериментальная установка ………………………………………………..

3. Порядок выполнения работы …………………………………………………

4. Оформление отчета ……………………………………………………………

Лабораторная работа №3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ

Цель работы: ознакомиться с методами анализа цепей, содержащих катушку индуктивности; получить практические навыки экспериментального исследования её параметров, на основе которых определить параметры последовательной схемы замещения и выявить влияние сердечника на параметры индуктивной катушки.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Резистивный элемент

Электрическая энергия преобразуется в другие виды энергии (механическую, тепловую, электромагнитную и др.). Эффективность преобразования в схемах замещения электромеханических систем характеризуется активной мгновенной мощностью Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , которая зависит от величины сопротивления Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и от тока Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , то есть Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Мгновенная мощность в цепях синусоидального тока – изменяющаяся величина и поэтому эффективность преобразования электрической энергии принято характеризовать средней за период Т мощностью

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

Средняя за период мощность может быть определена через действующие значения тока Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и напряжения Специалистов мирового уровня в области - student2.ru на резистивном элементе

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

(ток Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и напряжение Специалистов мирового уровня в области - student2.ru в этом случае совпадают по фазе, то есть Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ) или через действующие значения тока Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , напряжения Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и угла сдвига фаз Специалистов мирового уровня в области - student2.ru между напряжением и током для всего участка цепи:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . (1)

В схеме с последовательно соединёнными элементами величина «активного» (пропорционального эффективности преобразования электрической энергии) сопротивления (его эквивалентная схема замещения – резистор) может быть рассчитана по формуле:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , (2)

где Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - активная мощность и ток в схеме, измеренные ваттметром и амперметром. Результат вычислений по формуле (2) может не совпадать с величиной Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , измеренной на постоянном токе, так как Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (2) зависит от частоты тока. С увеличением частоты величина Специалистов мирового уровня в области - student2.ru увеличивается вследствие вытеснения тока из глубины проводника к его поверхности. Плотность тока в поверхностных слоях проводника увеличивается, что эквивалентно уменьшению его сечения, поэтому Специалистов мирового уровня в области - student2.ru с увеличением частоты тока увеличивается и, следовательно, Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , здесь Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

Индуктивный элемент

Вокруг любого проводника с током Специалистов мирового уровня в области - student2.ru существует магнитное поле. Нормальная работа некоторых электротехнических устройств изменяющегося тока основана на взаимодействии сильных магнитных полей (например, трансформаторы, электродвигатели, некоторые измерительные приборы). Свойство элементов цепи создавать магнитное поле характеризуют идеализированным элементом – индуктивностью Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , отражающей связь между потокосцеплением Специалистов мирового уровня в области - student2.ru данного элемента цепи и током Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , походящим через него, то есть Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

В цепях с переменным током всякое изменение тока в индуктивном элементе вызывает изменение его потокосцепления Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и сопровождается наведением ЭДС Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Эта ЭДС уравновешивает приложенное к индуктивному элементу напряжение Специалистов мирового уровня в области - student2.ru :

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . (3)

В случае если ток синусоидален

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , (4)

напряжение на индуктивном элементе опережает по фазе ток на Специалистов мирового уровня в области - student2.ru :

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , (5)

где Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - амплитудные и действующие значения тока соответственно;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - угловая частота, рад/с;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - частота тока, Гц;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - период, с;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - индуктивное сопротивление, Ом;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - амплитудное и действующее значения напряжения соответственно ( Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ).

Емкостной элемент

Некоторые электротехнические устройства способны накапливать энергию в электрическом поле, и, следовательно, их технические характеристики зависят от свойств электрического поля. Свойство устройства накаливать энергию характеризуется емкостным параметром Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , являющимся коэффициентом пропорциональности между зарядом Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и напряжением на выходах емкостного элемента Специалистов мирового уровня в области - student2.ru :

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ,

откуда видно, что ток емкостного элемента зависит от скорости изменения Специалистов мирового уровня в области - student2.ru :

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

При синусоидальном напряжении

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ,

ток Специалистов мирового уровня в области - student2.ru опережает по фазе напряжение на Специалистов мирового уровня в области - student2.ru :

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ,

где Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - амплитуда напряжения на емкостном элементе;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - емкостное сопротивление.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Измерить омическое сопротивление катушки методом вольтметра – амперметра, для чего:

а) подключить исследуемую цепь к источнику постоянного напряжения (переключатели указаны на схеме стенда);

б) измерить напряжение на выходах катушки при трех значениях тока (изменяется путём переключения Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ). Результаты измерений записать в табл.1;

в) вычислить среднеарифметическое значение омического сопротивления Специалистов мирового уровня в области - student2.ru по результатам трех опытов.

Таблица 1

№ эксп. U I Специалистов мирового уровня в области - student2.ru
     

2. Экспериментально исследовать параметры индуктивной катушки без сердечника и для различных сердечников, для этой цели:

а) подключить исследуемую цепь к источнику переменного напряжения;

б) измерить мощность, ток и напряжения на участках цепи, для чего вольтметр последовательно подключить к гнездам Х2-Х3, Х2-Х1, Х3-Х1. Результаты измерений записать в таблицу 2;

в) изменить сопротивление регулировочного резистора Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и измерить величины, указанные в п.2,б;

Таблица 2

№ эксп. Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru
         

г) изменить сопротивление регулировочного резистора Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (третье положение переключателя Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ) и измерить величины, указанные в п. 2, б;

д) ввести один из сердечников и повторить измерения по п. 2, б.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Перечень применяемых приборов с указанием пределов измерений, системы, класса точности.

2. Электрическая схема экспериментальной установки.

3. Таблицы с результатами измерений.

4. Таблица с результатами вычислений активного, индуктивного и полного сопротивлений катушки, а также регулировочного резистора.

5. Расчётные формулы.

6. Векторные диаграммы для опытов, указанных преподавателем.

7. Определение коэффициента мощности Специалистов мирового уровня в области - student2.ru цепи и индуктивности катушки Специалистов мирового уровня в области - student2.ru по векторным диаграммам напряжений.

8. Схемы замещения индуктивной катушки без сердечника и с одним из сердечников. Вносимые сердечником сопротивления выделить на схеме в виде отдельного резистора Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и идеальной индуктивности Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К РАБОТЕ

1. Нарисуйте схему для измерения омического сопротивления катушки индуктивности.

2. Изобразите последовательную схему замещения индуктивной катушки.

3. Как определить сопротивление r схемы замещения катушки на переменном токе?

4. Как определить индуктивное сопротивление катушки?

5. Как определить индуктивность катушки?

6. Как регулировать величину тока катушки?

7. Как измерить ток, напряжение и мощность катушки индуктивности?

8. Как определить сопротивление регулировочного реостата?

9. Как определить изменение индуктивного сопротивления индуктивной катушки при введенном сердечнике?

10. Определить класс точности, тип измерительного механизма, пределы измерения и назначение приборов экспериментальной установки.

ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ

1. Как по результатам измерений определить: а – активное, б – реактивное сопротивление индуктивной катушки?

2. Как изменится активное сопротивление индуктивной катушки после введения ферромагнитного сердечника?

3. Как определить:

а) величину активного сопротивления индуктивной катушки, вызванного введением сердечника?

б) величину реактивного сопротивления катушки, обусловленного введением сердечника?

в) реактивную мощность цепи по экспериментальным данным?

г) скорость преобразования электрической энергии в тепловую?

д) сдвиг фаз между током и напряжением на индуктивной катушке?

е) сдвиг фаз между током и напряжением в цепи?

ж) напряжение на реактивном сопротивлении индуктивной катушки?

Лабораторная работа №4

РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЯ

Цель работы: изучить явление резонанса в последовательных цепях переменного тока. Экспериментальное определение параметров цепи.

Основные понятия

Резонансом называют явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний по сравнению с вынуждающими при совпадении частоты вынуждающих колебаний с собственной частотой цепи. Резонанс нашел широкое применение во многих областях техники, особенно в измерительной. Однако очень часто резонанс приводит к нежелательным явлениям и становится вредным. Например, резонанс элементов летательного аппарата, его силовой установки вызывает усталостные разрушения материалов и преждевременный выход из строя изделий авиационной техники.

Резонанс может возникнуть в устройствах, содержащих как минимум два разнородных накопителя энергии: в электрических цепях - емкостный и индуктивный, в механических устройствах - инерционный (массовый) и энергия сжатой пружины, а в общем случае - накопители кинетической и потенциальной энергии.

Резонанс напряжений может возникнуть в цепи, содержащей последовательно соединённые конденсатор и катушку индуктивности (рис. 4.1). В этом случае напряжение на конденсаторе Специалистов мирового уровня в области - student2.ru или на катушке Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (вынужденное колебание) будет больше питающего напряжения (вынуждающее напряжение) - отсюда называется резонанс напряжений

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Рис.4.1.

При резонансе энергия, запасаемая конденсатором, равна энергии, запасаемой в индуктивности, происходит обмен этими энергиями, а источник вынуждающих колебаний только компенсирует потери энергии в активных элементах цепи.

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.1)

где Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - действующее значение напряжения на конденсаторе;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - действующее значение тока в контуре;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - емкость конденсатора при резонансе;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - индуктивность катушки при резонансе.

Индекс «0» использован для обозначения величин при резонансе. Равенство запасаемых индуктивностью и конденсатором энергий может быть достигнуто только при равенстве их мгновенных мощностей

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.2)

Выражения (4.1) и (4.2) представляют разные формы записи энергетического условия резонанса.

Поскольку Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , то выражение (4.2) можно представить в следующем виде:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

если, учитывая, что через конденсатор и катушку течет один и тот же ток, и, переходя к действующим значениям напряжений, получаем электрическое условие резонанса

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.3)

Замена в (4.3) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru через Специалистов мирового уровня в области - student2.ru позволяет представить условие резонанса через параметры цепи, индуктивное Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и емкостное Специалистов мирового уровня в области - student2.ru сопротивления - параметрическое условие резонанса

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.4)

а, учитывая, что Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru получаем

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru или

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.5)

Выражение (4.5) показывает, что резонансную частоту Специалистов мирового уровня в области - student2.ru можно сделать равной частоте возбуждающих колебаний Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , изменяя величину Специалистов мирового уровня в области - student2.ru или Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . На практике чаще используют изменение Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Кроме того, резонанса можно достичь изменением частоты вынуждающих колебаний.

Величина Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , показывающая во сколько раз вынужденные колебания при резонансе превышают вынуждающие, носит название добротности, (для электрических цепей, представляющих собой контур говорят «добротность контура»)

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru или Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Реактивное сопротивление индуктивности или емкости при резонансе носит название волнового сопротивления

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ;

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ,

откуда выражение добротности:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

Основные уравнения

Реальная цепь, в которой возникает резонанс, содержит кроме катушки индуктивности и конденсатора активное сопротивление Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (рис. 4.2).

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Рис. 4.2.

На основании 2-го закона Кирхгофа для цепи, изображенной на рис. 4.2 запишем:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.7)

а учитывая, что

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

имеем:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.8)

Первые два члена выражения (4.8) представляют собой падения напряжений, совпадающие по фазе с током (падения напряжений на активных сопротивлениях)

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.9)

где Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - активное сопротивление всей цепи, два других члена - напряжения, отличающихся по фазе на Специалистов мирового уровня в области - student2.ru от тока - реактивную составляющую напряжения

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.10)

где Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - реактивное сопротивление всей цепи. Подставим (4.9) и (4.10) в (4.8), получим

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

или переходя к мощностям

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.11)

а с учётом (4.8), (4.9), (4.10)

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.12)

Выражения, полученные ранее, позволяют записать значения Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru через питающее напряжение и параметры цепи Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.13)

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.14)

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.15)

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.16)

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.17)

При резонансе Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (т. е. Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ) выражения для электрического состояния имеют следующий вид:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

При резонансе цепь становится чисто активной ( Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ), полное сопротивление цепи имеет минимальное значение, а ток максимальное. Напряжения на индуктивности и емкости равны и в добротность раз больше питающего (возбуждающего напряжения) напряжения. Активная мощность имеет максимальное значение ( Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ).

Наступление резонанса в цепи нельзя определить с помощью условий резонанса (выражениями (4.2), (4.3), (4.4)) поскольку одна из величин этих выражений не измеряется, поэтому пользуются косвенными - максимум тока или активной мощности. Наиболее точный способ определения наличия резонанса в цепи - достижение фазового сдвига между напряжениями питания и током цепи равного 0. Однако он используется реже, поскольку необходим достаточно сложный прибор - фазометр.

Основные характеристики

Зависимость параметров электрического состояния цепи Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru от параметров элементов схемы Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru или частоты Специалистов мирового уровня в области - student2.ru называют характеристиками.

Характеристики позволяют наглядно представить зависимость одного параметра от другого. Зависимости Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru от частоты Специалистов мирового уровня в области - student2.ru называют частотными характеристиками, а от Специалистов мирового уровня в области - student2.ru или Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - регулировочными. В настоящей работе рассматривается изменение Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru в зависимости от величины емкости конденсатора Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (или емкостного сопротивления Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ).

1.3.1. Характеристики Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Величины Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru обратно пропорциональны Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (см. (4.13), (4.14), (4.15), (4.16)) и, следовательно, имеют один и тот же характер.

При Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ( Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ) цепь обладает индуктивно-активным сопротивлением

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ;

ток, напряжение на индуктивности, на активном сопротивлении Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru имеют определенное значение.

По мере роста Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , реактивное сопротивление цепи Специалистов мирового уровня в области - student2.ru уменьшается, что вызывает рост указанных величин (рис. 4.3), и достигаются максимума при min Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , т. е. при резонансе ( Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ).

Дальнейшее увеличение Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ведет снова к росту Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и к уменьшению тока, напряжения Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Поскольку Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , цепь становится активно-емкостной, (фазовый сдвиг меняет знак).

При Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru уменьшаются до 0.

1.3.2. Зависимость активной мощности от емкостного сопротивления.

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - эта зависимость (4.16) обратно пропорциональна квадрату Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Она также имеет максимум при резонансе и стремится к 0 при Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

1.3.3. Зависимость напряжения на конденсаторе от Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Поскольку Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , то при Специалистов мирового уровня в области - student2.ru напряжение на конденсаторе равно нулю. При увеличении Специалистов мирового уровня в области - student2.ru растёт величина напряжения и при резонансе Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (рис. 4.3). Максимума Специалистов мирового уровня в области - student2.ru достигает при Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , а затем с ростом Специалистов мирового уровня в области - student2.ru уменьшается и при Специалистов мирового уровня в области - student2.ru достигает напряжения питания.

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Рис. 4.3. Регулировочные характеристики

Векторная диаграмма

Векторная диаграмма строится по уравнениям для рассматриваемой цепи. В данном случае одноконтурная (последовательная) цепь описывается уравнением (4.7).

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (4.7)

Построение диаграммы начинают с вектора общего для всей (или участка) цепи - в данном случае ток Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (вектор 1). Вектор питающего напряжения получают как сумму остальных векторов. В результате эксперимента известна величина всех напряжений. Однако, направление известно только для векторов Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Вектор Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (падение напряжения на активном сопротивлении) совпадает с вектором тока, а вектор Специалистов мирового уровня в области - student2.ru отстает оттока (ток опережает напряжение) на Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Известно, что вектор может опережать ток в пределах Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Рис. 4.4. Векторная диаграмма при резонансе

Определить направление векторов Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru можно методом засечек. Для этого из точки 0 параллельно Специалистов мирового уровня в области - student2.ru строится вектор Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , из его конца перпендикулярно к Специалистов мирового уровня в области - student2.ru строится вектор Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (рис. 4.4.). Из точки А радиусом Специалистов мирового уровня в области - student2.ru делается высечка, а из точки 0 радиусом Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - другая. Пересечение их даёт точку В. Раскладывая вектор Специалистов мирового уровня в области - student2.ru на активные и реактивные составляющие можно получить Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (вектора 4 и 5) и угол Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . На рис. 4.4 рассматривается векторная диаграмма для случая резонанса. Поэтому Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - угол между током и питающим напряжением - равен 0.

Метод засечек применим, когда векторы соизмеримы, в противном случае возможна большая ошибка в определении Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

В этом случае аналитически рассчитываются Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (рис. 4.4), строятся Специалистов мирового уровня в области - student2.ru из конца вектора Специалистов мирового уровня в области - student2.ru параллельно току, а из конца вектора Специалистов мирового уровня в области - student2.ru перпендикулярно току строится вектор Специалистов мирового уровня в области - student2.ru . Получаем точку В. Вектор 0В является вектором сетевого напряжения.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с установкой. Записать марки, системы, точность и пределы измерений приборов. Определить цену делений.

2. Установить величину Специалистов мирового уровня в области - student2.ru и Специалистов мирового уровня в области - student2.ru в соответствии с заданием. Включить питание стенда.

3. Подбором величины емкости Специалистов мирового уровня в области - student2.ru добиться резонанса (резонанс фиксировать по максимуму тока или мощности). Показания приборов занести в таблицу 4.1.

Таблица 4.1

№ п.п. Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (A) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (Вт) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (B) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (B) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (B) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (мкФ)
           
           
           

4. Записать показания приборов для 3-4 значений емкости, меньшей резонансной и столько же для Специалистов мирового уровня в области - student2.ru - большей резонансной. Измеренные значения записать в таблицу 4.1.

Выключить питание стенда.

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

1. Записать перечень приборов, используемых в эксперименте, с указанием марки, системы, точности и предела измерений.

2. Заполнить таблицу (таблица 4.1) с экспериментальными данными.

3. Рассчитать параметры цепи и внести их в таблицу 4.2

Таблица 4.2

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (Ом) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (Ом) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (Ом) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (Ом) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru (Ом) Специалистов мирового уровня в области - student2.ru Специалистов мирового уровня в области - student2.ru
             

Параметры цепи рассчитываются по показаниям приборов при резонансе. Для определения активного сопротивления всей цепи Специалистов мирового уровня в области - student2.ru используются показания двух приборов - амперметра и ваттметра.

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Сопротивление реостата определяют

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru

Остальные параметры определяют, используя следующие формулы:

Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ; Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ; Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ; Специалистов мирового уровня в области - student2.ru ; Специалистов мирового уровня в области - student2.ru .

4. Рассчитать и занести в таблицу 4.3. значения напряжения на индуктивности Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , емкостное сопротивление Специалистов мирового уровня в области - student2.ru , коэффиц

Наши рекомендации