Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы

сторона высшего напряжения

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.47)

сторона среднего напряжения

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.48)

сторона нижнего напряжения

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.49)

Реактор

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.50)

где Хр – номинальное сопротивление реактора, % ;

Iн – номинальный ток реактора;

Iб – базисный ток ступени, на которой установлен реактор;

Uн – номинальное напряжение реактора, кВ;

Uб – базисное напряжение ступени, на которой установлен реактор, кВ.

Воздушные и кабельные линии

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.51)

где х0 – сопротивление 1 км линии, Ом/км

среднее значение х0 воздушной линии – 0,4 Ом/км,

кабельных напряжением 6-10 кВ - 0,08 Ом/км;

l – длина линии, км;

Ucр – среднее напряжение линии (6,3; 10,5; 37; 115 и т. д.), кВ;

активное сопротивление

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.52)

где Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru - сопротивление 1 км линии, Ом/км;

g - удельная проводимость, м/Ом×мм2;

s – сечение, мм2.

Синхронные электродвигатели и компенсаторы вводятся в схему замещения своими сопротивлениями Х² и ЭДС Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.53)

где Х² - сверхпереходное сопротивление в относительных единицах. При отсутствии каталожных данных можно принимать следующие средние значения:

для синхронных электродвигателей

Х² = 0,2, Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru = 1,1;

для синхронных компенсаторов

Х² = 0,2, Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru = 1,2.

Асинхронные электродвигатели учитываются сопротивлениями Х² и ЭДС Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.54)

где I*пуск – относительное значение пускового тока;

X² - сверхпереходное сопротивление, средние значения Х² = 0,2, Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru = 0,9;

Рн – номинальная мощность электродвигателя, мВ×А.

7. Выполняется преобразование схемы замещения. Схема замещения путем различных преобразований приводится к такому виду, чтобы между каждым источником питания и точкой короткого замыкания находилось только одно результирующее сопротивление ХS. Обычными приемами преобразования схемы являются последовательное и параллельное сложение сопротивлений, преобразование треугольника в звезду и т.п.

8. Определяется результирующее сопротивление схемы, например для схемы, состоящей из двух ветвей по формуле:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.55)

9. Определяются коэффициенты распределения при двух ветвях

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.56)

проверка SС = 1.

10. Вычисляются сопротивления ветвей преобразованной схемы:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.57)

При преобразованиях схема сворачивается к точке ближайшей к источнику питания.

11. Производится вычисление токов трехфазного короткого замыкания. После преобразования (сворачивания) схема должна состоять из нескольких ветвей. В каждой ветви источник питания отделен от точки короткого замыкания своим результирующим сопротивлением хS или zS. Если результирующее сопротивление не превышает Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru то его можно исключить из последующего расчета.

В зависимости от параметров источника вычисление токов трехфазного КЗ осуществляется одним из следующих способов.

1. Источник известного типа (генераторы и электростанции). При малом удалении источников от точки короткого замыкания (храсч < 3) вычисление ведется по расчетным кривым (рис. 1.5). Так как расчетные кривые показывают зависимость тока короткого замыкания от сопротивления, приведенного к номинальной мощности источника, то для дальнейшего расчета определяется расчетное сопротивление ветви:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.58)

где Sн – номинальная мощность источника, МВ×А.

По расчетным кривым находят относительные значения токов Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru при t=0 и I*¥ при t=¥.

Вычисляются токи в ветвях

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.59)

где Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru номинальный ток источника для ступени напряжения Uн, на которой находится точка КЗ, кА;

Sн – мощность источника, МВ×А.

Если храсч > 3, то токи короткого замыкания определяются следующим образом

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Мощность короткого замыкания

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.60)

Ударный ток КЗ

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.61)

где Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru если активные сопротивления при вычислении тока КЗ не учитывались и ударный коэффициент ky = 1,8.

В этом случае, когда токи короткого замыкания определяются с учетом активного сопротивления кабелей,

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.62)

где Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Ударный коэффициент может быть определен по кривым (рис. 1.6).

Действующее значение полного тока короткого замыкания за период

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.63)

при ky = 1,8 Iy = 1,52I².

1. Энергосистема неограниченной мощности:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.64)

Sк, iy Iy – вычисляются также, как в случае питания точки КЗ от генераторов.

Пример. Определить токи трехфазного короткого замыкания в точке К схемы, приведенной на рис. 1.7.

 
  Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

С С

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru U = const

35 кВ

4000 кВ×А x1

Uк = 7%

x2

10,5 кВ

СБ 3´70 мм2 x3

3,5 км r3

К К

а) б)

Рис. 1.7. Схема для расчета токов КЗ

а) исходная схема; б) схема замещения

Решение. Принимаем базисную мощность Sб = 100 МВ×А. Базисный ток для ступени 35 кВ Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Вычисляем сопротивление, на которое удален источник неограниченной мощности от шин 35 кВ:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Приводим сопротивления к базисным условиям и составляем схемы замещения (рис. 1.7, б).

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Результирующее сопротивление:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Базисный ток для ступени напряжения 10,5 кВ

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Токи трехфазного короткого замыкания

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

По кривой (рис. 1.6) определяем kу:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Задание для выполнения практической самостоятельной работы.

Xd²=0,125 Uк=10,5%

Г Uн1 ТР Uн2

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru К1 К2 КТП

ВЛ КЛ

l1 l2

ТР

Рис. 1.8

Рассчитать токи короткого замыкания в точках К1 и К2 схемы электроснабжения, приведенной на рис. 1.8. Исходные данные приведены в табл. 1.23.

Таблица 1.24

№ варианта S генератора, мВ×А l1 км Uн1 кВ Uн2 кВ Sтр кВ×А l2 км Sктп кВ×А
10,5 1,5
10,5 0,85
6,3 1,0
6,3 1,5
10,5 0,7
10,5 0,8
10,5 0,9
10,5 1,0
6,3 1,2
10,5 1,0
10,5 0,8
10,5 0,75
6,3 0,75
10,5 1,1
10,5 0,9

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Выбор высоковольтных аппаратов

Цель работы. Изучить условия выбора аппаратов и токоведущих частей по термической и динамической стойкости к точкам короткого замыкания.

Краткие теоретические сведения. Электрическое оборудование, аппараты, изоляторы и токоведущие части электроустановок работают в условиях эксплуатации в трех основных режимах: продолжительном, перегрузки и в режиме короткого замыкания.

В нормальном режиме надежная работа аппаратов и токоведущих частей обеспечивается правильным выбором их по номинальному напряжению и номинальному току.

В режиме перегрузки надежная работа аппаратов и токоведущих частей электрических установок обеспечивается ограничением величины и длительности повышения напряжения или тока в таких пределах, при которых еще гарантируется нормальная работа электрических установок за счет запаса прочности.

В режиме короткого замыкания надежная работа аппаратов и токоведущих частей обеспечивается соответствующим выбором параметров устройств по условиям термической и электродинамической устойчивости.

Электрические аппараты (выключатели, разъединители, предохранители, измерительные трансформаторы), токоведущие части (шины, кабели) должны выбираться в соответствии с вычисленными максимальными расчетными величинами (токами, напряжениями, мощностями отключения) для нормального режима и короткого замыкания. Для их выбора сравнивают указанные расчетные величины с допускаемыми значениями для токоведущих частей и высоковольтного оборудования.

В установках выше 1 кВ по режиму КЗ следует проверять: электрические аппараты, токопроводы и другие проводники, опорные и несущие конструкции для них [1].

Аппараты (выключатели, разъединители, трансформаторы тока), сборные шины распределительных устройств и кабели проверяются на термическую устойчивость по условию, что при прохождении через них тока КЗ их кратковременная температура нагрева не превысит допустимых значений. Завод-изготовитель для каждого вида аппаратов указывает значение тока термической устойчивости Iт.у, которую аппарат может выдержать без повреждения в течение всего процесса КЗ.

Условие термической устойчивости определяется выражением

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.65)

где Itу – ток термической устойчивости, гарантируемый заводом изготовителем, кА;

ttу – время нагревания частей аппарата (обычно 1,5 м 10 с);

I¥ - установившийся ток короткого замыкания,

отсюда

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.66)

Для проверки аппаратов на термическую устойчивость действия токов КЗ удобно производить, составляя таблицу сравнения указанных расчетных и допустимых величин. При этом для обеспечения надежной безаварийной работы расчетные величины должны быть меньше допустимых.

Пример.

Выключатель ВМП-10
Данные
расчетные каталожные
Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Где Iпо – предельный отключаемый ток.

Сборные шины проверяются на термическую устойчивость сечение шин и жил кабелей, выбранные по номинальному режиму работы сравнивают с минимальным сечением по термической устойчивости Smin (мм2), при этом

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.67)

где с – постоянное значение, зависящее от материала шин, жил кабелей.

Значение с можно принимать:

для кабелей с медными жилами 6-10 кВ - 141
  с алюминиевыми жилами 6-10 кВ - 85
для медных шин   - 171
для алюминиевых шин   - 88

На динамическую устойчивость при КЗ проверяют шинные устройства распределительных устройств, опорные и проходные изоляторы, некоторые шины трансформаторов тока.

Проверка сводится к сравнению расчетной максимальной силы, действующей на элемент электрооборудования с допустимой его механической нагрузкой.

При параллельном расположении трех фаз однополюсных шин в одной плоскости наибольшее усилие действует на среднюю шину и определяется по формуле:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.68)

где l – длина параллельных шин, см;

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru - понижающий коэффициент, учитывающий неодинаковость мгновенных значений токов и ударных токов в фазах, тогда

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru

Если ударный ток КЗ выражен в килоамперах, формула для определения максимального усилия примет вид:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.69)

При расчете шины на механическое усилие можно рассматривать ее как равномерно нагруженную многопролетную балку, тогда наибольший изгибающий момент при одном или двух пролетах определяют по формуле:

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.70)

При трех и большем числе пролетов

Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы - student2.ru (1.71)

где l – расстояние между осями изоляторов, см.

Наши рекомендации