СЪЁМКА ИНТЕРВЬЮ НА ВЫЕЗДЕ – ЗАПИСЬ ЗВУКА.

Вам предстоит снимать интервью в квартире, офисе или на улице. Выездная съёмка коренным образом отличается от работы в студии, где звукоизоляция и соответствующее акустическое оформление помещения способствуют хорошим результатам. Если рабочую фонограмму планируется использовать в итоговой звуковой дорожке репортажа или фильма, любой лишний шум неизбежно послужит помехой для нормального зрительского восприятия. Фразу "Тишина на съёмочной площадке!" придумали совсем не зря. Существует несколько простых правил, соблюдение которых даст повысить вероятность получения разборчивого, пригодного для дальнейшего беспроблемного использования звука.

Выбор типа микрофона - "пушка" или "петличка"?

Пушка (shotgun).

Пушками принято называть остронаправленные микрофоны особой конструкции. В глубине длинного трубчатого корпуса со специальными щелевыми отверстиями упрятан микрофонный капсюль конденсаторного типа.

Короткие пушки (short shotguns), пожалуй, обеспечивают звук наилучшего качества, кроме случаев, когда помещение слишком гулкое, тут "петличка" неожиданно может оказаться получше. Можно, кстати использовать и то, и другое одновременно, а на монтаже взять ту дорожку, что получилась лучше (или даже смешать их обе).

Длинные пушки (long shotguns) ещё более остронаправленные и будут давать сильные колебания уровня, если интервьюируемое лицо станет двигать головой вперёд и назад или отклоняться от оси микрофона. Тем не менее, они часто используются на улице именно благодаря острой направленности, отсекающей шумы окружения. Незаменимы длинные пушки и при съёмке сложных динамичных сцен, если микрофон должен оставаться за кадром, так как позволяют "ловить" звук с большего расстояния, чем короткие пушки.

Пушку можно закрепить на подставке, микрофонной стойке или специальной микрофонной удочке, которую звукооператор будет героически держать в руках. Можно, если условия позволяют, закрепить удочку на осветительной стойке, используя специальный держатель. Выпускаются и другие не менее полезные устройства.

Петличка (lavaliere, clip).

Петличка – это миниатюрный микрофон, который крепится при помощи специального зажима к одежде говорящего.

Работать с петличными микрофонами чрезвычайно просто. Правда, звук получается отнюдь не такой хороший, как при использовании "короткой пушки"… но все мы привыкли к такому звуку, поскольку "петлички" и отличающиеся от них лишь способом крепления головные гарнитуры широко используются на телевидении.

Использование петличного микрофона сопровождается явлением, называемым "proximity effect" - когда говорящий крутит головой, уровень звука (а во многих случаях и его частотная характеристика) сильно изменяется. Выровнять громкость такого "гуляющего" звука не всегда просто, так как при усилении участков со слабыми уровнями становится слышна разница в качестве.

Динамические микрофоны.

Ручные динамические микрофоны недороги, но, в отличие от "пушек", чтобы получить нормальный звук их надо поднести почти к самому рту. Это совсем не украшает кадр. А стоит отодвинуть такой микрофон подальше, как звук становится значительно хуже – динамический микрофон хорош для работы с достаточно яркими звуками, но не справляется с мягкими и негромкими. К тому же качество звука у динамических микрофонов как правило хуже, чем у конденсаторных "пушек".

Непонятно, почему динамические микрофоны так широко используются на ТВ. Видимо, здесь играет свою роль низкая цена и общая нетребовательность телевидения к звуковому сопровождению – как утверждают злые языки, телевизионщики различают лишь две градации качества звука: "он есть" и "его нет". На мой взгляд, гораздо полезнее будет перенять опыт кино, и пользоваться "пушкой". Именно shotgun-микрофоны используются киносъёмочными группами для записи звука на площадке.

Подключение микрофонов.

Во всех случаях предпочтительно симметричное (balanced) подключение микрофона к камере. Оно меньше подвержено влиянию электромагнитных "наводок", чем несимметричное (unbalanced). К тому же используемый для симметричного подключения разъём XLR весьма и весьма надёжен и удобен. Обязательно имейте с собой запасные кабели для подключения на случай обрыва провода. И, по возможности, запасной микрофон.

Кстати, о "наводках". Вероятность их появления возрастает, если камера или микшер питаются от сети. Поэтому старайтесь всегда работать от аккумуляторов.



Радиомикрофоны всегда очень удобны, не надо разматывать эти вечно запутывающиеся провода, но в некоторых местах они могут не работать. Например, в зданиях спецслужб или поблизости от антенн мощных ретрансляторов. Поэтому имейте с собой резервный проводной микрофон. И, к слову, не забывайте про запас батареек (аккумуляторов).

Некоторые проводные микрофоны тоже нуждаются в питании от батареек (аккумуляторов). На мой взгляд, это не совсем удобно. Лучше выбрать микрофон с фантомным питанием от входа видеокамеры или микшера. Если всё же Ваш микрофон с батарейным питанием, обязательно берите с собой запасной комплект батареек (полностью заряженных аккумуляторов).

Предварительный отсмотр точки.

При малейшей возможности следует заранее побывать в месте будущей съемки и выяснить, какие "сюрпризы" могут Вас ожидать. При этом учтите, что ситуация может меняться в зависимости от времени суток или дня недели. Если отсмотр точки происходит в выходные, не поленитесь выяснить, не будут ли поблизости во время предполагаемой съёмки вестись какие-нибудь шумные работы. Или, может быть, в это время будет особенно напряжённое дорожное движение с неизбежным рёвом моторов и гудками клаксонов? В общем, ожидайте всего!

Приготовление помещения к съёмке.

Если интервью записывается в помещении, сделайте ряд приготовлений, призванных минимизировать посторонние шумы и устранить факторы, отвлекающие от дела.

По возможности выключите всю издающую шум технику - кондиционеры, компьютеры и т. п. Хорошо бы также выключить холодильник. На одном из западных сайтов мне встретился забавный совет – чтобы не забыть включить его по окончании интервью, положите внутрь ключи от Вашего автомобиля.

Выключите все телефоны - и сотовые, и стационарный.

Закройте все окна, это приглушит уличные шумы от транспорта и т.п. Закройте и двери.

Скажите всем присутствующим, чтобы они сохраняли молчание. Кроме того, нельзя скрипеть креслом, щёлкать зажигалкой, авторучкой, кашлять и вообще всем лишним лучше выйти. Как говорится, "мёртвая тишина".

Осветительные приборы с галогенными лампами имеют обыкновение издавать щелчки, пока они нагреваются. Включите их заранее - пусть заодно все привыкнут к яркому свету.

Некоторые шумы окружения не мешают, а наоборот - добавляют какую-либо атмосферу в звуковую дорожку. Какие - решать Вам. Однако помните, что, в принципе, любые шумы окружения легко подложить на монтаже, взяв их из какой-нибудь библиотеки звуков. А вот очистить от нежелательного шума звуковую дорожку - сложная и не всегда решаемая задача.

Борьба с ветром.

При съёмке на улице одним из трудно предсказуемых факторов является ветер, он может налететь в самый неожиданный момент, что всегда представляет собой проблему при съёмке интервью на улице. Поэтому выбирайте защищённое от ветра место или, по крайней мере, имейте таковое "про запас".

Для борьбы с ветром придуманы различные типы ветрозащиты. Традиционный поролоновый колпак, которым комплектуется большинство микрофонов, не очень эффективен, хотя это лучше, чем ничего. Более действенные виды ветрозащиты придётся приобрести отдельно. Это ворсовая ("меховая") ветрозащита и "цеппелин".

Ворсовая ветрозащита представляет собой своеобразный "чулок" мехом наружу и бывает двух типов - либо она надевается поверх штатной поролоновой, либо непосредственно на микрофон. "Цеппелин" - более сложная (и более дорогая) конструкция с жёстким сетчатым каркасом и поролоновым или ворсовым покрытием.

Разворачивание аппаратуры и съёмка.

Перед тем, как начать съёмку, убедитесь, контролируя звук через наушники и при помощи индикаторов уровня:

• что сигнал с микрофона поступает на камеру;
• что это звук с того микрофона, который вам нужен (с выносного, а не с того, что закреплён на камере - чтобы убедиться, тихонько постучите непосредственно по микрофону);
• что уровень звука не ослаблен и не чрезмерно высок;
• что звук не искажён и не содержит в себе посторонний электрический фон;

Наушники для контроля звука должны быть закрытого типа (circumaural closed-back headphones), чтобы звуки "снаружи" не мешали слушать сигнал. Даже если используете при записи микшер, подключайте их именно к устройству записи звука (в данном случае к видеокамере). Ведь Ваша цель - убедиться, в том, что звук поступает на камеру.

Убедитесь, что аккумулятора и видеоленты в кассете хватит на всё интервью. Остановка для замены кассеты или батареи может сбить собеседника с мысли, нарушить атмосферу интервью.

Если кассета на начале, не забудьте "прописать" хотя бы 60 секунд ГЦП. Не забывайте про тайм-код. Чтобы при расшифровке и монтаже материала не было проблем, тайм-код должен на протяжении всей кассеты быть непрерывным, возрастающим и не переходящим через ноль (это требование закреплено в Правилах эксплуатации технических средств телевидения и радиовещания). Так что, если Вы начинаете запись с середины кассеты, "подцепитесь" к предыдущему тайм-коду, а если с начала - установите его с тем расчётом, чтобы он не смог дойти до нуля.

Если во время интервью всё-таки возник непредвиденный шум (например, кто-нибудь уронил стул или закашлялся во время важной для Вас фразы), не постесняйтесь попросить собеседника повторить эту фразу сначала, объяснив в нескольких словах, зачем это требуется.

После съёмки.

Поскорее снимите "петличку" с собеседника. Очень многие люди, как только Вы объявите, что интервью окончено, стремительно вскакивают с места и "уносятся в неизвестном направлении", пытаясь оборвать провода микрофона.

Да, и не забудьте в холодильнике ключи от машины!

Андрей Антонов (Видеостудия "ТОКМАН")

Наши рекомендации