Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЕНО
Всероссийским аграрным колледжем заочного образования

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений по специальности 3107 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Сергиев Посад 2003

Методические указания и контрольные задания разработаны по примерной программе, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального Минобразования России 4 июня 2002 года, и рабочей программе автора, и одобрены цикловой комиссией электротехнических дисциплин Всероссийского аграрного колледжа заочного образования 5 февраля 2003 г.

Составил: Громов Геннадий Петрович, преподаватель Всероссийского аграрного колледжа заочного образования.

Рецензенты: В. С. Тихонов, А. А. Зотова, преподаватели ВАКЗО.

Ст. методист Н. С. Шоль

Методист В. В. Поливанова

Редактор А. В. Козлова

Компьютерная верстка А С.Малышев

 
  Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Формат 60x84'/», СДано в набор 27.06.2003 г. Пода в печать 16.07.2003 г.

Объем 4,25 п. л Тираж 1000 экз. Заказ ««.

 
  Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Отпечатано в Загорской типографии Московской области

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель дисциплины «Электротехника» - изучение физических свойств электрического и магнитного полей, физических процессов в электрических цепях постоянного тока, однофазного и трехфазного переменного тока, методов расчета электрических и магнитных цепей, основных способов измерения электрических и магнитных цепей. «Электротехника» - база для всех электротехнических дисциплин, изучаемых по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». На основе законов и положений электротехники решаются многие инженерные задачи, и осуществляется проектирование различных электротехнических устройств и установок. Изучать дисциплину необходимо на основе достижений отечественной и зарубежной науки, передовой практики. При изложении материала дисциплины следует применять Международную систему единиц СИ, терминологию по ГОСТ 19880-74, буквенные обозначения и правила выполнения электрических схем в соответствии со стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Для закрепления теоретических знаний, опытной проверки явлений и законов, для приобретения навыков в сборке схем программой предусматриваются лабораторные работы и практические занятия. Лабораторные работы и та часть практических занятий, перечень которых утверждает цикловая комиссия, проводятся во время лабораторно-экзаменационной сессии. Остальные практические занятия, темы которых преподаватель сообщает студентам на установочных занятиях, вы­полняются в межсессионный период. Отчеты по лабораторным и практическим занятиям оформляются в отдельной рабочей тетради и сдаются преподавателю для зачета.

Изучая «Электротехнику», необходимо проработать материал каждой темы по рекомендуемой литературе, разобрать решенные задачи в учебнике, в настоящих методических указаниях и в задачнике, решить самостоятельно несколько задач, ответить на вопросы контрольных карт (Л-2) и на вопросы самоконтроля. Весь изучаемый материал необходимо конспектировать.

На протяжении учебного года студент может обращаться за письменными и устными консультациями к преподавателям своего учебного заведения.

После изучения материала каждого учебного задания следует выполнить контрольную работу. Решать задачи контрольной работы рекомендуется в следующей последовательности:

· записать условие задачи, начертить схему в соответствии с ее условием;

· после разбора условия и схемы наметить план решения задачи, поясняя назначение вычисления;

· записать необходимую формулу, подставить в нее числовые значения величин и произвести вычисления, указав размерность определяемой величины.

Вариант контрольных работ определяется двумя последними цифрами шифра студента.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Л-1. Попов В. С. Теоретическая электротехника. - М.: Энергия, 1990.

Л-2. Частоедов Л.А. Электротехника. Учебное пособие для программированного обучения. - М.: Высшая школа, 1984.

Л-3. Цейтлин Л.С. Руководство к лабораторным работам по теоретическим основам электротехники. - М.: Высшая школа, 1995.

Л-4. Ярочкина Г.В., Володарская А.А. Электротехника: Рабочая тетрадь. - М.: Мастерство, 2001.

Л-5. Новиков Н.П., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. и др. Задачник по электротехнике. Учебное пособие. - М.: Мастерство, 2001.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Характеристика учебной дисциплины, ее место и роль в системе получаемых знаний. Связь с другими учебными дисциплинами. Электрическая энергия, ее свойства и применение. Производство и распределение электрической энергии. Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики.

Литература: Л-1, с. 4...5; Л-2, с. 5...6

Электрическое поле

Студент должен иметь представление:

о физических процессах возникновения электрического тока;

о законах взаимодействия заряженных частиц;

знать:

основные характеристики электрического поля;

уметь:

рассчитывать основные параметры электростатических цепей.

Понятие о формах материи: вещество и поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Электрический заряд. Электромагнитное поле как особая форма материи, его составляющие. Электростатическое поле.

Закон Кулона. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение.

Цели и задачи изучения электрических полей. Применение закона Кулона для расчета электрического поля. Применение теоремы Гаусса для расчета электрического поля.

Электрическое поле в однородном диэлектрике. Поляризация диэлектрика. Электрическое смещение. Диэлектрическая проницаемость. Сегнетоэлектрики, электреты. Потери энергии в диэлектриках.

Электрическая емкость, расчет ее величины. Электрический пробой и электрическая прочность диэлектрика. Электрическое поле на границе двух сред с различными величинами диэлектрической проницаемости.

Применение многослойной изоляции.

Электростатические цепи и их расчет.

Энергия электрического поля конденсатора. Механические силы в электрическом поле.

Задание. Изучить: Л-1, с. 128...162; Л-2, с. 7..36.

Ответить на вопросы: 1. Что называется электрическим полем, электрическим зарядом? 2. Напишите формулу закона Кулона и объясните величины, входящие в нее. 3. Что такое напряженность электрического поля и в каких единицах она измеряется? Как изображается графически электрическое поле? 4. Что называется потоком вектора напряженности электрического поля? Теорема Остроградского-Гаусса. 5. Что называется электрическим потенциалом и электрическим напряжением? В каких единицах они измеряются? 6. Что называется абсолютной и относительной диэлектрической проницаемостью? 7. Что такое электрическая прочность диэлектрика? 8. Что называется конденсатором, емкостью конденсатора? 9. Как вычисляется емкость плоского конденсатора?

Раздел 3. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Магнитные цепи

Студент должен иметь представление:

о принципах создания магнитных цепей;

знать:

- закон Ампера;

- классификацию магнитных цепей, область применения;

- основные характеристики магнитного поля.

Магнитная индукция, магнитный поток, собственное и взаимное потокосцепление. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Энергия магнитного поля. Механические силы в магнитном поле. Магнитно-твердые, магнитно-мягкие материалы. Намагничивание ферромагнитных материалов. Магнитный гистерезис. Магнитное сопротивление.

Задание. Изучить: Л-1, с. 164...192.

Ответить на вопросы: 1. Что такое магнитное поле? Каковы его основные свойства? 2. Что называется магнитной индукцией? В каких единицах она измеряется? Закон Био-Савара. 3. Как рассчитать магнитное поле кольцевой и цилиндрической катушки? 4. Какова формула для определения электромагнитной силы, действующей на проводник с током в магнитном поле? Правило левой руки.

Расчет магнитных цепей

Студент должен иметь представление:

- о принципах проектирования магнитных цепей;

знать:

- закон полного тока и его применение для расчета параметров

магнитных цепей;

основные методы расчета магнитных цепей;

уметь:

рассчитывать параметры несложных магнитных цепей.

Цели и задачи расчета магнитных цепей. Проводник с током в магнитном поле. Применение закона полного тока для расчета параметров магнитной цепи. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Магнитное поле на границе двух сред с различными величинами магнитной проницаемости. Расчет выбранного вида однородной и неоднородной магнитных цепей. Прямая и обратная задачи.

Задание. Изучить: Л-1, с. 192...213.

Ответить на вопросы: 1. Как действует на проводник с током магнитное поле? 2. От чего зависит сила выталкивания, которая действует на проводник? 3. Как определить направление силы выталкивания проводника из магнитного поля? 4. В чем заключается суть закона полного тока? 5. В какой последовательности проводится расчет магнитных цепей?

Электромагнитная индукция

Студент должен иметь представление:

- о физических процессах электромагнитной индукции;

знать:

- основные характеристики электромагнитной индукции и основные зависимости для их определения;

уметь:

- рассчитывать параметры индукции и самоиндукции;

- обрабатывать результаты расчетов и опытных данных и проводить их анализ.

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электродвижущая сила, индуктируемая в проводнике, движущемся в магнитном поле. Явление и ЭДС самоиндукции, явление и ЭДС взаимоиндукции. Коэффициент магнитной связи. Потокосцепление. Взаимное преобразование механической и электрической энергии. Применение закона электромагнитной индукции в практике. Принцип работы трансформатора. Вихревые токи, их исполь­зование и способы ограничения.

Задание. Изучить: Л-1, с. 213...242.

Ответить на вопросы: 1. От чего зависит электродвижущая сила, индуктируемая в проводнике, движущемся в магнитном поле? 2. Что такое ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции? 3. Где на практике применены законы электромагнитной индукции? 4. В чем заключается принцип работы трансформатора?

Векторные диаграммы

Студент должен иметь представление:

- о характере векторных диаграмм электрических цепей переменного тока с различными видами нагрузок;

знать:

- правила построения векторных диаграмм для неразветвленных и разветвленных электрических цепей;

уметь:

- выполнять построение векторных диаграмм для электрических цепей различной структуры и состава элементов нагрузки;

- подбирать параметры элементов электрической цепи для решения заданной задачи.

Расчет неразветвленной цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью, при различных соотношениях величин реактивных сопротивлений. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей.

Расчет разветвленной цепи с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью при различных соотношениях величин реактивных проводимостей. Треугольники токов, проводимостей, мощностей.

Компенсация реактивной мощности в электрических цепях. Коэффициент мощности. Методы увеличения коэффициента мощности.

Задание. Изучить: Л-1, с. 292...314.

Ответить на вопросы: 1. Что такое угол сдвига фаз? 2. Что такое активная, реактивная и полная мощность? 3. Что такое коэффициент мощности cos φ? 4. В чем заключается отличие расчетов неразветвленной и разветвленной цепи?

Трехфазные цепи

Студент должен иметь представление:

- о принципах получения трехфазной ЭДС;

- о принципах построения трехфазных схем генератора и приемника электрической энергии;

знать:

- основные параметры трехфазной цепи и основные виды нагрузок трехфазного приемника электрической энергии;

уметь:

- рассчитывать трехфазную цепь;

- выполнять построение топографических диаграмм;

- собирать трехфазные электрические схемы.

Трехфазные системы. Получение трехфазных ЭДС. Симметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении обмоток генератора и фаз приемника звездой и треугольником.

Фазные, линейные напряжения и токи, соотношения между ними. Топографическая диаграмма.

Несимметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении фаз приемника звездой и треугольником. Четырехпроводная трехфазная система.

Напряжение смещения нейтрали, роль нулевого провода.

Расчет трехфазных цепей. Метод взаимного преобразования звезды и треугольника. Режимы холостого хода, короткого замыкания.

Задание. Изучить: Л-1, с. 363...404.

Ответить на вопросы: 1. Какая система называется многофазной и какой она может быть по числу фаз? 2. Какие многофазные системы являются симметричными и какие уравновешенными? 3. Что называется фазным током и напряжением? Что такое линейный ток и напряжение? Каковы зависимости между фазными и линейными величинами? 4. Каков порядок расчета трехфазных цепей методом узлового напряжения при соединении потребителей звездой? 5. Каково назначение нулевого провода в трехфазной цепи? К каким последствиям приводит обрыв нулевого провода?

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Исследование электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении резисторов.

2. Изучение законов Кирхгофа.

3. Изучение метода наложения токов.

4. Исследование явления электромагнитной индукции.

5. Исследование неразветвленной электрической цепи переменного тока. Резонанс напряжений.

6. Исследование разветвленной электрической цепи тока. Резонанс токов.

7. Исследование разветвленной электрической цепи переменного тока. Резонанс токов.

8. Повышение коэффициента мощности.

9. Трехфазная цепь при соединении потребителя звездой.

10. Трехфазная цепь при соединении потребителя треугольником.

11. Измерение потерь в катушке с ферромагнитным сердечником.

12. Исследование переходных процессов в цепи с емкостью.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1

Задача 1.1. Определите заряд, энергию электрического поля каждого конденсатора, эквивалентную емкость цепи, энергию, потребляемую цепью. Данные для решения задачи указаны в табл. 1.1. В общем виде, в логической последовательности покажите, как изменится энергия электрического поля всей цепи при изменении емкости, указанной в табл. 1.1.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Задача 1.2. Для электрической цепи, изображенной на рис. 1.2, начертите схему в удобном для расчета виде.

Определите: а) эквивалентное сопротивление цепи; б) токи в каждом сопротивлении и всей цепи; в) падение напряжения на каждом сопротивлении; г) мощность всей цепи; д) энергию, потребляемую за 10 часов.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

2. В общем виде в логической последовательности покажите, как изменится ток при изменении указанного в таблице сопротивления. Данные для решения задачи указаны в табл. 1.2.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Задача 1.3. Для электрической схемы, изображенной на рис. 1.3, по указанным в таблице параметрам выполните следующее задание:

1. Изобразите схему для своего варианта в удобном для расчета виде.

2. Составьте на основании закона Кирхгофа систему необходимых уравнений для расчетов токов во всех ветвях схемы и определите их.

3. Определите токи в ветвях, пользуясь любым другим методом расчета.

4. Постройте потенциальную диаграмму для любого контура.

5. Определите мощности источников, приемников электрической энергии и мощности потерь внутри источников.

6. Составьте баланс мощностей.

7. В общем виде в логической последовательности покажите, как изменится потеря мощности внутри источника при изменении указанного сопротивления.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Задача 1.4. Какой ток должен протекать по обмотке с числом витков w, в магнитной цепи, изображенной на рисунке 1.4 а, чтобы магнитная индукция в воздушном зазоре σ была Вσ. Данные для расчетов даны в таблице 1.4.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Контрольной работы 1

Пример 1.1. Определите электрический заряд, напряжение и энергию каждого конденсатора и всей цепи в схеме (рис. 1.5), если напряжение U = 3 кВ, емкость C1 = 90 мкФ, С3 = 10 мкФ, С4 = 20 мкФ, С5 = 30 мкФ, С6 = 30 мкФ.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Решение. Конденсатора С2 в ветви нет, в этом месте цепь замкнута накоротко.

Определяют:

1. Емкость параллельно соединенных конденсаторов. При параллельном соединении общая емкость равна сумме емкостей конденсаторов:

С3-6 = С3 + С4 + С5 + С6 = 10 + 20 + 30 + 30 = 90 мкФ.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru 2. Эквивалентная емкость всей цепи. При последовательном соединении величина обратная общей емкости равна сумме обратных величин емкостей отдельных конденсаторов:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

3. Электрический заряд всей цепи. При последовательном соединении все конденсаторы получают один заряд, который равен общему заряду цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

4. Напряжение на конденсаторах

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Проверка: Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

5. Электрические заряды на параллельно соединенных конденсаторах:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

6. Энергия электрического поля каждого конденсатора и энергия, потребляемая цепью:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Согласно закону сохранения энергии

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Пример 1.2.

Перед решением задачи 1.2 изучите тему 1.2. Решение задач этого типа требует знания закона Ома для всей цепи и ее участка, первого закона Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов, а также умения вычислять мощность и энергию электрического тока.

Прежде всего, необходимо изобразить схему для своего варианта в удобном для расчета виде. Рассмотрим последовательность преобразования схемы относительно точек b-с, к которым приложено напряжение U.

Из схемы (рис. 1.2) видно, что через сопротивления r1 и r7 токи не проходят, так как между ними имеется разрыв цепи, поэтому они из схемы исключаются. Относительно точек b-с схема имеет вид (см. рис. 1.6).

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Для схемы, приведенной на рис. 1.6, определите: токи во всех участках смешанной цепи; падения напряжения на каждом сопротивлении; мощность всей цепи; энергию, потребляемую за 10 часов работы.

Напряжение, приложенное к цепи U = 30 В, сопротивления r2= 1 Ом, r3 = 5Ом, r4 = 6Ом, r5 = 3 Ом, r6 = 10 Ом, r8= 1 Ом.

Решение. Прежде всего, на схеме обозначим стрелкой направление тока в каждом резисторе, индекс тока должен соответствовать номеру резистора, по которому он проходит.

Из схемы рис. 1.6 видно, что r3, r6 и r8 соединены последовательно, поэтому сопротивление:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Сопротивление r3-8 с сопротивлением r5 соединены параллельно. Их эквивалентное сопротивление

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Дальше по аналогии с предыдущим выполнением:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Сопротивление всей цепи

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Определяется ток в неразветвленной части цепи

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Определяется ток в сопротивлении r2 U = U2

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Используя первый закон Кирхгофа, определяем ток I4

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Падение напряжения на сопротивлении и

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Падение напряжения на сопротивлении r5

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Ток в сопротивлении r5

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Токи в сопротивлениях r3, r6, r8

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Падения напряжения на сопротивлениях r3, r6, r8

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Проверим решение задачи, используя первый закон Кирхгофа для точки C

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Токи определены правильно.

Определим мощность всей цепи

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Энергия, потребляемая цепью за 10 часов:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Для схемы (рис. 1.6) в общем виде в логической последовательности покажем, как изменится электрический ток цепи при увеличении r3↑. Сопротивления r3, r6, r8 соединены последовательно, поэтому Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Так как r3 увеличивается, то увеличивается и r3-8.

Сопротивления r3 и r3-8 соединены параллельно. Их эквивалентное сопротивление определяется

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Из данного выражения видно, что сопротивление r5,3-8 увеличивается. Дальше по аналогии: Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Из формулы закона Ома видно, что величина тока в электрической цепи при этом уменьшается:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Пример 1.3

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Для электрической цепи, изображенной на рис. 1.7, по известным величинам (E1 = 24В, Е2 = 18 В, r01 - 0,1 Ом, r02 = 0,2 Ом, r1 = 1,9 Ом, r2 = 1,8 Ом, r3 = 2 Ом) выполнить следующее:

1. составить на основании законов Кирхгофа систему необходимых уравнений для расчета токов во всех ветвях системы;

2. определить токи в ветвях, пользуясь любым методом расчета;

3. построить потенциальную диаграмму для любого контура;

4. определить мощности источников и приемников электрической энергии и мощность потерь внутри источников;

5. составить баланс мощностей.

Решение.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

Задача 2.1.

1. Цепь, состоящая из двух параллельных ветвей, параметры которых r1, XL1, ХС1, r2, XL2, XC2, приведены в табл. 2.1, присоединена к сети напряжением U и частотой Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru = 50 Гц.

2. Начертите схему электрической цепи и определите: а) токи в параллельных ветвях и ток в неразветвленной части цепи; б) коэффициент мощности каждой ветви и всей цепи; в) углы сдвига фаз токов относительно напряжения сети; г) активную, реактивную и полную мощности цепи.

3. Постройте векторную диаграмму. В общем виде в логической последовательности покажите, как повлияет изменение указанной в таблице величины на параметры: g1, b1, у1, g2, b2, у2, I1, I2, I.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Задача 2.2

Вычислите токи во всех участках цепи, напряжение, приложенное к точкам 2-3 цепи, активную, реактивную и полную мощности каждой ветви и всей цепи. Постройте векторную диаграмму цепи. Задачу решите символическим методом.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Задача 2.3.

Три приемника электрической энергии с комплексами полных со­противлений ZА, ZВ, ZС соединены звездой и включены в четырехпроводную цепь трехфазного тока с линейным напряжением UЛ. Сопротивление нулевого провода Z0.

Определить:

1. напряжение на каждой фазе приемника при наличии нулевого провода и при его обрыве;

2. для случая с нулевым проводом:

а) фазные, линейные токи и ток в нулевом проводе;

б) активную, реактивную и полную мощности каждой фазы и
всей цепи.

Построить топографическую диаграмму напряжений при обрыве нулевого провода. Данные для решения задачи возьмите в табл. 2.3.

Задача 2.4.

Три приемника электрической энергии с комплексами полных сопротивлений ZАВ, ZВС,ZСА соединены треугольником и включены в трехпроводную сеть трехфазного тока с линейным напряжением UЛ.

Начертите схему цепи и определите:

1. фазные и линейные токи;

2. активную, реактивную и полную мощности каждой фазы и всей цепи;

3. фазные напряжения, фазные и линейные токи при обрыве фазы АВ.

Постройте векторную диаграмму фазных и линейных токов и напряжений при наличии трех фаз.

Задачу решите символическим методом. Данные возьмите из табл. 2.4.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Методические указания к выполнению

Контрольной работы 2

Пример 2.1.

Цепь, состоящая из двух параллельных ветвей, параметры которых r1 = 16 Ом; XL1= 12 Ом; г2 = 30 Ом; ХC2 = 40 Ом, присоединена к сети с напряжением U = 179 sin628t.

Определить: 1) частоту электрической сети; 2) действующее значение напряжения сети; 3) токи в параллельных ветвях и ток в неразветвленной части цепи; 4) коэффициент мощности каждой ветви и всей цепи; 5) углы сдвига фаз токов относительно напряжения сети; 6) активную, реактивную и полную мощности цепи.

Построить векторную диаграмму напряжения и токов.

Решение.

1. Частота электрической цепи определяется из формулы угловой частоты ω = 2πf:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

2. Действующее значение напряжения определяется по известному амплитудному значению напряжения (Um):

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

3. Для определения токов необходимо найти проводимость ветвей и всей цепи:

1) активная, реактивная и полная проводимости первой ветви:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

2) активная, реактивная и полная проводимости второй ветви:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

3) активная, реактивная и полная проводимости всей цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

4. Токи в ветвях и ток в неразветвленной части цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

5. Коэффициент мощности и углы сдвига фаз относительно напряжения каждой ветви и всей цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru »

По коэффициентам мощности cos <φ с помощью таблиц Брадиса или логарифмической линейки определяются углы сдвига фаз между токами и напряжениями.

6. Активная, реактивная и полная мощности цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Для построения векторной диаграммы токов и напряжения определяются активные и реактивные составляющие токов ветвей и всей цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Выбираются масштабы напряжения и токов:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Определяются длины векторов напряжения и токов:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Построение векторной диаграммы для разветвленных электрических цепей начинают с вектора напряжения Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru , который располагают по горизонтальной оси. Вектор активной составляющей тока первой ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru совпадает с вектором напряжения, поэтому он откладывается также по горизонтальной оси. Из конца вектора активной составляющей тока первой ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru в сторону отставания на 90° от вектора напряжения Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru , (для цепи с реактивно-индуктивным сопротивлением) откладывается вектор реактивной составляющей тока первой ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru .

Соединяя конец вектора реактивной составляющей тока первой ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru с началом вектора активной составляющей тока первой ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru , получаем вектор тока первой ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru . Из конца вектора реактивной составляющей тока первой ветви I1 откладывается вектор активной составляющей тока второй ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru , совпадающий с вектором напряжения Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru , а из его конца в сторону опережения вектора напряжения Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru на 90° (для цепи с реактивно-емкостным сопротивлением) откладывается вектор реактивной составляющей тока второй ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru . Соединяя конец вектора реактивной составляющей тока второй ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru с началом вектора активной составляющей тока второй ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru , получаем вектор тока второй ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru . Соединяя конец вектора тока второй ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru с началом вектора тока первой ветви Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru , получаем вектор тока в неразветвленной части цепи Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru . Векторная диаграмма построена на рис. 2.3.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Пример 2.2.

Вычислить эквивалентное сопротивление параллельных ветвей (Z23), общее сопротивление всей цепи (Z), токи во всех участках цепи (рис. 2.4), активную, реактивную и полную мощности каждой ветви и всей цепи.

Построить векторную диаграмму (токов, напряжений) цепи, если напряжение U23 = 80В и сопротивления r1 = 4 Ом; r2 = 6 Ом; r3 = 16 Ом;

ХC1 = 3 Ом; ХL2 = 8 Ом; ХL3 = 12 Ом.

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru Решение.

Задачу решаем символическим методом. Поэтому ее решение такое , же, как при постоянном токе. Для решения необходимо представить сопротивления ветвей схемы в алгебраической и показательной формах записи комплексного числа:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Вторая и третья ветви соединены между собой параллельно, поэтому их эквивалентное сопротивление определяется по формуле:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Необходимо помнить, что сложение и вычитание комплексных чисел производится в алгебраической форме записи комплекса, а умножение и деление удобнее производить в показательной форме:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

После определения эквивалентного сопротивления схема приобретает следующий вид (рис. 2.5):

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Из схемы, видно, что сопротивления Z, и Z23 соединены последовательно, поэтому общее сопротивление цепи

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

При параллельном соединении

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Ток второй ветви

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Вектор напряжения U23 направляем по действительной оси, поэтому Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Ток третьей ветви

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

По первому закону Кирхгофа для точки 2 определяется ток первой ветви, он же равен току в неразветвленной части цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Напряжение первой ветви:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Напряжение, приложенное к цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Мощности ветвей и мощность всей цепи:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Для проверки правильности определения мощностей составляется баланс мощностей:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru При сравнении мощностей видно, что разница активных и реактивных мощностей незначительна, поэтому можно сделать вывод, что задача решена правильно.

Построение векторной диаграммы выполняется на комплексной плоскости. Выбирается Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru масштаб напряжений и токов:

* Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

Длины векторов напряжений:

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

где Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru - модули напряжений.

Длины векторов токов

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru

где Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ - student2.ru - модули токов.

Вектор напряжения U23 направляется по вещественной положительной оси, так как начальная фаза этого вектора

Наши рекомендации