Элементы оборудования, подлежащие заземлению на электровозе
Заземлению на электровозе подлежат:
- корпуса электрических машин;
- корпуса тягового преобразователя, башни охлаждения, блока вспомогательных трансформаторов, дросселя сетевого фильтра 2ЭС10);
- корпуса быстродействующих выключателей ВАБ-55(2ЭС6, 2ЭС10);
- разъединителей (2ЭС6, 2ЭС10);
- люки выхода на крышу.
При обрыве заземляющих шунтов, кожухов электропечей, заземляющих проводников пульта управления, а также корпусов вспомогательных машин локомотивов, МВПС восстанавливать заземление оборудования следует только при опущенных токоприемниках и отключенном быстродействующем выключателе.
Назначение вентиля защиты КпЗщ13 электровоза ВЛ-11
Исключает подъем токоприемников при открытых дверях ВВК, вход ВВК при наличии высокого напряжения на токоприемнике независимо от положения кнопок управления токоприемниками.
Назначение разъединителя Рз-2 на электровозе ВЛ11
Разъединитель РЗ-2 заземляет силовые электрические цепи электровоза при открытии дверей высоковольтной камеры.
Осмотр Рз3 - гарантия электробезопасности.
Разъединитель РЗ-3 позволяет при переключении в верхнее положение подключить силовые цепи электровоза к низковольтным подкузовным розеткам при вводе-выводе электровоза из депо под низким напряжением, одновременно с этим исключает возможность подъема токоприемников с кнопочного щитка управления.
Порядок смены низковольтных и высоковольтных вставок на электровозах
Основные требования: обесточить электрическую цепь, под ноги положить диэлектрический коврик, надеть диэлектрические перчатки.
Для смены вставок и переключения разъединителей использовать изоляционные штанги, клещи.
Требования электробезопасности при осмотре аппаратов в ВВК
Если необходимо зайти в высоковольтную камеру локомотива, машинист должен в журнале технического состояния локомотива произвести запись «Вхожу в высоковольтную камеру для производства работы (указывает вид работы)», поставить подпись, указать дату, время.
Для входа в ВВК:
На электровозах:
- разрядить тормозную магистраль, привести в действие вспомогательный тормоз локомотива;
- выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда.
- отключить быстродействующий выключатель и опустить токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться по показаниям вольтметра и визуально, что токоприемники опущены;
- перекрыть доступ сжатого воздуха к токоприемникам путем закрытия разобщительных кранов к пневматическим блокам управления токоприемниками и к приводам разъединителей и заземлителя.
- заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами (КУ) и снять ключи;
- снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста, если конструкцией электровоза не предусмотрена ее блокировка в нулевом положении. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр и техническое обслуживание оборудования;
- перекрыть разобщительным краном подвод сжатого воздуха от вспомогательной пневматической системы к клапану токоприемника.
- отключить крышевые разъединители и убедиться, что нож заземляющего разъединителя находится в положении «Заземлено».
После проведенных операций необходимо убедиться на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, после чего разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра или ремонта. Выполнение этих работ должно производиться двумя работниками, один из которых должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия работника, находящегося в высоковольтной камере. При этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания работника в опасной зоне.
У электровозов (секций), работающих по системе многих единиц, техническое обслуживание тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и электрических аппаратов должно производиться при опущенных токоприемниках на всех электровозах (секциях).
На электропоездах:
опустить все токоприемники и визуально убедиться в этом;
перевести из положения «Автомат» в положение «Ручное-вспомогательный компрессор» воздушные краны токоприемника моторного вагона той секции, которая подлежит осмотру;
Все кабины управления и шкафы должны быть заперты, а ключи от них и реверсивная рукоятка находиться у лица, проводящего осмотр. Автоматические двери вагонов должны быть закрыты.
При необходимости осмотра и технического обслуживания дизель-генератора (дизеля), электро- и вспомогательного оборудования тепловоза в пути следования последний необходимо остановить, затормозить ручным тормозом, остановить дизель-генератор (дизель), обесточить все электрические цепи и выключить рубильник аккумуляторной батареи. Люки картера дизеля следует открывать не ранее 10-15 минут после его остановки.
Запрещается производить устранение неисправностей топливной, масляной систем, гидросистемы при работающем дизеле. Указанные работы необходимо производить с использованием перчаток и защитных очков.
Запрещается остановка дизеля во время ливневого дождя, сильного снегопада и метели, снежных и пыльных бурь, а также при температуре окружающего воздуха ниже -5°С
Требования к укомплектованию электровоза защитными средствами
Средства защиты, сигнальные принадлежности и инструмент применяется в соответствии с их назначением, и хранятся в специально выделенных местах.
Средства защиты должны иметь клейма с указанием даты очередности испытания и значения, на которое рассчитано защитное средство.