Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях
При нахождении на железнодорожных путях машинист, помощник машиниста и кочегар обязаны соблюдать следующие требования безопасности:
- находиться в сигнальном жилете со светоотражающими накладками и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;
- обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы, и предупреждающие знаки;
- проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями «Служебный проход»;
- при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
- переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;
- при переходе железнодорожного пути, занятого железнодорожным подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед сходом с вагона следует предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с локомотива;
- обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии, не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
- проходить посередине между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;
- при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отойти с пути (в том числе смежного пути) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, 4м - при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, 5м - при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути;
- при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска высокоскоростного поезда, при сообщении дежурного по станции о проследовании высокоскоростного поезда необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса пути;
- при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;
- выходя из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений.
При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
- проходить внутри колеи;
- переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) движущегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;
- садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
- находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;
- перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;
- находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
- становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
- переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;
- располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;
- прыгать при спуске с локомотива или с переходной площадки вагона;
- пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видео - плеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.
Основные требования безопасности при обслуживании электроустановок
В отношении мер безопасности работы подразделяются:
- со снятием напряжения;
- без снятия напряжения на токоведущих частях или вблизи них (под напряжением).
- вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением.
Порядок осмотра электроустановок.
Лица, не имеющие отношения к обслуживанию данной электроустановки и не выполняющие работы по нарядам или распоряжениям, могут допускаться к осмотру с разрешения лица, ответственного за электрохозяйство.
Осмотр электроустановок может проводиться единолично:
административно-техническим персоналом с группой по электробезопасности V в установках напряжением выше 1000В и IV в установках напряжением до 1000В,
оперативным персоналом с группой не ниже III, обслуживающим данную установку.
Список лиц, которым разрешается единоличный осмотр, устанавливается распоряжением лица, ответственного за электрохозяйство.
При осмотре электроустановки напряжением выше 1000 В единолично запрещается проникать за ограждения и входить в камеры, двери которых должны быть закрыты. При осмотре запрещается выполнение какой-либо работы.
Камеры следует осматривать с порога или стоя перед барьером.
При осмотрах распределительных устройств, щитов, шинопроводов, сборок напряжением до 1000 В запрещается снимать плакаты безопасности и ограждения, проникать за них, касаться токоведущих частей и проводить их обтирку или чистку, устранять обнаруженные неисправности.
Оперативному персоналу, обслуживающему генераторы, электродвигатели и электротехническую часть различного технологического оборудования напряжением до 1000 В разрешается единолично открывать для осмотра дверцы щитов пусковых устройств, пультов управления и др. При этом следует соблюдать осторожность, не касаться токоведущих частей и запрещается выполнять какие-либо работы, за исключением работ, проводимых в порядке «текущей эксплуатации».
Двери помещений электроустановок, в которых не проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
Порядок хранения ключей определяется распоряжением руководителя.
Выдача и возврат ключей должны учитываться в журнале.
Организационные мероприятия пообеспечению безопасного проведения работ в электроустановках:
- оформление наряда-допуска, распоряжения, или перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;
- выдача разрешения на подготовку рабочего места и на допуск к работе (при необходимости производства отключений и заземления электроустановок, которые служат для передачи электроэнергии потебителям);
- допуск к работе;
- надзор во время работы;
- оформление перерывов в работе, переводов на другое рабочее место, окончание работы.
Наряд-допуск - задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы.
Право выдачи нарядов и распоряжений имеет административно-технический персонал с правами оперативно-ремонтного.
Указанные лица должны иметь группу по электробезопасности не ниже V в электроустановках напряжением выше 1000 В и не ниже IV в установках напряжением до 1000 В.
Допуск к работе - проверка достаточности принятых мер, обеспечивающих безопасность производства работ, а также соответствия состава бригады и квалификации, включенных в наряд (распоряжение) лиц, инструктаж допускающим членов бригады