Управление электрохозяйством
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Учебное пособие для подготовки помощников машинистов электровоза, электропоезда, тепловоза к сдаче квалификационного экзамена на II, III группы по электробезопасности
Екатеринбург 2015
Тимошенко Т.А., Чумаков В.Ю., Электрическая безопасность, учебное пособие для подготовки помощников машинистов электровоза, электропоезда, тепловоза к сдаче квалификационного экзамена на II, III группы по электробезопасности.
Оглавление
1. Общие вопросы энергетической безопасности.................................................... 4
2. Управление электрохозяйством................................................................................ 4
3. Устройство электроустановок................................................................................ 12
4. Эксплуатация электроустановок потребителей................................................. 24
5. Способы и средства защиты в электроустановках........................................... 27
6. Учет электроэнергии и энергосбережение............................................................ 31
7. Обеспечение безопасности в элетроустановках............................................... 31
8. Оказание первой помощи пострадавшим............................................................. 43
9. Основные положения электротехники.................................................................. 47
10. Перечень контрольных вопросов......................................................................... 61
11. Список используемых источников..................................................................... 63
1. Общие вопросы энергетической безопасности
Электробезопасность – система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Технический контроль и надзор в электроэнергетике осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство российской федерации, которое назначает руководителя и заместителей.
Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору являются управления по основным направлениям деятельности Службы и (или) отделы. В состав управления включаются отделы.
Основными нормативными правовыми документами в области электробезопасности являются:
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
- Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
- Правила устройства электроустановок
- Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) – Электробезопасность.
Управление электрохозяйством
Система управления электрохозяйством должна обеспечить:
- оперативное развитие энергоснабжения;
- эффективную работу электрохозяйства;
- внедрение и освоение новой техники и технологий;
- повышение квалификации персонала;
- оперативно-диспетчерское управление электрохозяйством;
- контроль над техническим состоянием электроустановок, за соблюдением заданных режимов работы и лимитов энергопотребления.
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности (V - в электроустановках напряжением выше 1000 В, IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.)
Ответственные за электрохозяйство подразделений ОАО «РЖД» и их заместители назначаются распоряжением (приказом) руководителя соответствующего подразделения ОАО «РЖД».
Ответственный за электрохозяйство обязан:
- организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
- организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
- организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках;
- контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;
- организовать проведение расчетов за электроэнергию и контроль за ее расходованием;
- своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок;
- организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидации аварийных ситуаций и т.д.
Подготовка персонала к эксплуатации электроустановок
Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал, не моложе 18 лет, прошедший медицинское освидетельствование, не имеющий увечий и болезней, мешающих производственной деятельности, прошедший профессиональное обучение, обучение по охране труда, сдавший квалификационный экзамен по электробезопасности, обучен приемам освобождения пострадавшего от электрического тока и оказанию помощи пострадавшим.
Электротехнический персонал предприятий подразделяется на:
- административно-технический - руководители и специалисты, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках;
- оперативный - персонал, осуществляющий оперативное управление и обслуживание электроустановок;
- ремонтный - персонал, обеспечивающий техническое обслуживание и ремонт, монтаж, наладку и испытание электрооборудования;
- оперативно-ремонтный - ремонтный персонал, специально обученный и подготовленный для оперативного обслуживания в утвержденном объеме закрепленных за ним электроустановок.
Обязательные формы работы с различными категориями работников:
С административно-техническим персоналом:
- вводный и первичный на рабочем месте, целевой (при необходимости) инструктажи по охране труда;
- проверка знаний правил, норм по охране труда, правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок потребителей, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;
- профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.
С административно-техническим персоналом, имеющим права оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала, помимо указанных форм работы должны проводиться все виды подготовки, предусмотренные для оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала.
С оперативным и оперативно-ремонтным персоналом:
- вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;
- подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);
- проверка знаний правил, норм по охране труда, правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок потребителей, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;
- дублирование;
- специальная подготовка;
- контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;
- профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.
С ремонтным персоналом:
- вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;
- подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);
- проверка знаний правил, норм по охране труда, правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок потребителей, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;
- профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.
Электротехнологический персонал - персонал, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (например, электросварка, электродуговые печи, электролиз и т.д.), использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией или инструкцией по охране труда установлено знание ПОТ РМ-016-2001 (где требуется II или более высокая группа по электробезопасности), т.е. осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому; в техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.
Стажировка- практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке, а также освоение безопасных приемов и методов работ.
Электротехнический персонал до назначения на самостоятельную работу или при переводе на другую работу (должность), связанную с обслуживанием электроустановок, а также при перерыве в работе свыше 12 месяцев обязан пройти производственное обучение на рабочем месте.
Для обучения работнику должен быть предоставлен срок, достаточный для ознакомления с оборудованием, аппаратурой, оперативными схемами и изучения в необходимом для данной должности объеме следующих документов:
- правил устройства электроустановок;
- межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок;
- правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;
- специальных правил безопасности и технического содержания для работников хозяйства электрификации и электроснабжения;
- правил и приемов оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве;
- инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках;
- должностных и производственных инструкций, инструкций по охране труда, других правил, нормативных документов, действующих в подразделении.
Целями стажировки являются:
- усвоение требований правил эксплуатации, охраны труда, пожарной безопасности;
- изучение схем, производственных инструкций и инструкций по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности (профессии);
- изучение приемов и условий безаварийной, безопасной эксплуатации обслуживаемого оборудования.
Стажировка работника проводится под руководством ответственного обучающего работника, имеющего стаж практической работы по данной профессии не менее 2 лет. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 смен. Конкретная продолжительность стажировки устанавливается ответственным за электрохозяйство индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.
Дублирование и противоаварийные тренировкипроводятся для электротехнического персонала, связанного с обслуживанием электроустановок и имеющего права оперативного персонала, оперативно-ремонтного персонала, административно-технического персонала (имеющего права оперативного, оперативно-ремонтного персонала).
Дублирование - управление электроустановкой или несение других функций на рабочем месте, исполняемые под наблюдением лица, ответственного за подготовку дублера.
В электроустановках напряжением до 1000 В дублирование проводится для персонала с группой по электробезопасности не ниже III.
В электроустановках напряжением выше 1000 В дублирование проводится для персонала с группой по электробезопасности IV и выше.
Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен.
Целью дублирования является приобретение достаточных производственных навыков для безопасной организации и проведения работ при обслуживании электроустановок.
Дублирование производится на рабочем месте под руководством обучающего лица. Во время прохождения дублирования обучаемый проводит оперативные переключения, осмотры и другие работы в электроустановках только под надзором обучающего. Ответственность за правильность действий обучаемого и соблюдение им правил несут как сам обучаемый, так и обучающий его работник.
Во время дублирования обучаемый работник должен принять участие в контрольных противоаварийных тренировках. Результат прохождения дублирования оформляется в журнале ТНУ-19.
Если за время дублирования работник не приобрел достаточный производственных навыков, распоряжением по подразделению ОАО «РЖД» допускается продление срока его дублирования от 2 до 12 рабочих смен.
Если в период дублирования будет установлена профессиональная непригодность работника к данной деятельности, он не допускается к самостоятельной работе.
Допуск работника к самостоятельной работе после прохождения дублирования оформляется соответствующим распоряжением по подразделению ОАО «РЖД».
Для ремонтного персонала дублирование не требуется.
Для проверки знаний у электротехнического и электротехнологического персонала вструктурных подразделениях создаются комиссии в составе не менее пяти человек, утвержденные приказом руководителя.
Председатель и заместитель председателя комиссии должны иметь:
- V группу по электробезопасности при наличии на балансе подразделений электроустановок и электрооборудования напряжением до и выше 1000 В;
- IV группу по электробезопасности при наличии на балансе подразделений электроустановок и электрооборудования напряжением до 1000 В.
Состав комиссии и группы по электробезопасности членов комиссии определяются приказом руководителя соответствующего подразделения.
При проведении проверки знания норм и правил работы в электроустановках должно присутствовать не менее 3 членов комиссии, в том числе председатель (или заместитель председателя) комиссии.
Перечень должностей ИТР и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель предприятия, он же определяет перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения I группы.
Минимальный объем знаний для персонала на II группу по электробезопасности:
- элементарные технические знания об электроустановке и ее оборудовании;
- отчетливое представление об опасности электрического тока, опасности приближения к токоведущим частям;
- знание основных мер предосторожности при работах в электроустановках;
- практические навыки оказания первой помощи пострадавшим.
Производственному не электротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается I группа по электробезопасности методом инструктажа на рабочем месте, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний устным опросом, а при необходимости - проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током. Инструктаж проводит лицо из электротехнического персонала с группой не ниже III.
Результаты проверки оформляются в журнале установленной формы.
Присвоение I группы проводится ежегодно. Удостоверение не выдается.
Целевой инструктаж
Указания по безопасному выполнению конкретной работы в электроустановке, охватывающие категорию работников, определенных нарядом или распоряжением, от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады или исполнителя.
Целевой инструктаж проводится до начала проведения работ по наряду, распоряжению.
При работе по наряду целевой инструктаж должен быть оформлен в таблице «Регистрация целевого инструктажа при первичном допуске» наряда–допуска с подписями работников, проведших и получивших целевой инструктаж.
При работе по распоряжению целевой инструктаж должен быть оформлен в соответствующей графе журнала учета работ по нарядам и распоряжениям с кратким изложением сути инструктажа и подписями отдавшего распоряжение (проведшего инструктаж) и принявшего распоряжение.
Оперативное управление
Оперативное управление должно быть организовано по иерархической структуре, предусматривающей распределение функций оперативного контроля и управления между уровнями, а также подчиненность нижестоящих уровней управления вышестоящим.
Взаимоотношения персонала различных уровней оперативного управления должны быть регламентированы соответствующими положениями, договорами и инструкциями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
Устройство электроустановок
Общие положения правил устройства электроустановок
Электроустановка -совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии
Действующая электроустановка -электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.
Потребитель электрической энергии – предприятие, организация, учреждение, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию.
Электрическая сеть - это совокупность ЭУ для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств (РУ), токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории. Более узкое понятие электрической сети - устройство, состоящее из источника электрической энергии, линии электропередач (ЛЭП) и электроприемника.
Устройство электроустановок должно соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации.
Потребитель обязан обеспечить:
- содержание электроустановки в работоспособном состоянии, её эксплуатацию в соответствии c правила по охране труда при эксплуатации электроустановок и другой нормативно-технической документации;
- своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, испытаний, модернизации, реконструкции;
- подбор персонала;
- укомплектование электроустановки защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом.
Безопасность обслуживающего персонала и посторонних лиц должна обеспечиваться выполнением технических и организационных мероприятий.
При сдаче в эксплуатацию электроустановки должны быть снабжены противопожарными средствами и инвентарем в соответствии с действующими положениями.
Вновь сооруженные и реконструированные электроустановки и установленное в них электрооборудование должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям.
Условия работ (помещения) в отношении опасности поражения людей электрическим током можно разделить на следующие категории:
- условия без повышенной опасности;
- условия с повышенной опасностью;
- особо опасные условия;
Признаками, характеризующими условия повышенной опасности, являются:
- наличие сырости (относительная влажность воздуха длительное время превышает 75%);
- наличие токопроводящей пыли;
- наличие токопроводящих оснований (металлические, земляные, бетонные, кафельные и т.п. полы);
- высокая температура (температура превышает постоянно или периодически (более суток) 350);
- возможность одновременного прикосновения к металлическим частям оборудования и заземленным металлоконструкциям.
Признаками, характеризующими особо опасные условия являются:
- особая сырость (поверхности покрыты каплями влаги);
- наличие химически активной или органической среды;
- наличие одновременно двух или более признаков повышенной опасности.
При наличии условий повышенной опасности, особо опасных условий для питания электроприемников доступных прикосновению допускается применять малое напряжение не выше 50 В.
При особо неблагоприяных условиях - 12В.
Требования охраны труда при техническом обслуживании электровозов и электропоездов
Требования электробезопасности при осмотре аппаратов в ВВК
Если необходимо зайти в высоковольтную камеру локомотива, машинист должен в журнале технического состояния локомотива произвести запись «Вхожу в высоковольтную камеру для производства работы (указывает вид работы)», поставить подпись, указать дату, время.
Для входа в ВВК:
На электровозах:
- разрядить тормозную магистраль, привести в действие вспомогательный тормоз локомотива;
- выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда.
- отключить быстродействующий выключатель и опустить токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться по показаниям вольтметра и визуально, что токоприемники опущены;
- перекрыть доступ сжатого воздуха к токоприемникам путем закрытия разобщительных кранов к пневматическим блокам управления токоприемниками и к приводам разъединителей и заземлителя.
- заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами (КУ) и снять ключи;
- снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста, если конструкцией электровоза не предусмотрена ее блокировка в нулевом положении. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр и техническое обслуживание оборудования;
- перекрыть разобщительным краном подвод сжатого воздуха от вспомогательной пневматической системы к клапану токоприемника.
- отключить крышевые разъединители и убедиться, что нож заземляющего разъединителя находится в положении «Заземлено».
После проведенных операций необходимо убедиться на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, после чего разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра или ремонта. Выполнение этих работ должно производиться двумя работниками, один из которых должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия работника, находящегося в высоковольтной камере. При этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания работника в опасной зоне.
У электровозов (секций), работающих по системе многих единиц, техническое обслуживание тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и электрических аппаратов должно производиться при опущенных токоприемниках на всех электровозах (секциях).
На электропоездах:
опустить все токоприемники и визуально убедиться в этом;
перевести из положения «Автомат» в положение «Ручное-вспомогательный компрессор» воздушные краны токоприемника моторного вагона той секции, которая подлежит осмотру;
Все кабины управления и шкафы должны быть заперты, а ключи от них и реверсивная рукоятка находиться у лица, проводящего осмотр. Автоматические двери вагонов должны быть закрыты.
При необходимости осмотра и технического обслуживания дизель-генератора (дизеля), электро- и вспомогательного оборудования тепловоза в пути следования последний необходимо остановить, затормозить ручным тормозом, остановить дизель-генератор (дизель), обесточить все электрические цепи и выключить рубильник аккумуляторной батареи. Люки картера дизеля следует открывать не ранее 10-15 минут после его остановки.
Запрещается производить устранение неисправностей топливной, масляной систем, гидросистемы при работающем дизеле. Указанные работы необходимо производить с использованием перчаток и защитных очков.
Запрещается остановка дизеля во время ливневого дождя, сильного снегопада и метели, снежных и пыльных бурь, а также при температуре окружающего воздуха ниже -5°С
Требования к укомплектованию электровоза защитными средствами
Средства защиты, сигнальные принадлежности и инструмент применяется в соответствии с их назначением, и хранятся в специально выделенных местах.
Средства защиты должны иметь клейма с указанием даты очередности испытания и значения, на которое рассчитано защитное средство.
Требования охраны труда перед подъемом токоприемника.
При необходимости поднятия токоприемника соблюдать следующий порядок работы:
- проверить отсутствие людей в машинном отделении электровоза, на крыше, под электровозом;
- проверить положение РЗ-3;
- закрыть и заблокировать двери (шкафов) ВВК, люк выхода на крышу;
- открыть разобщительные краны к пневматическому блоку управления токоприемником и приводам заземлителя и разъединителей;
- включить автомат «БВ, токоприемники», расположенный в на пульте помощника машиниста;
После выполнения указанных операций можно, поднять токоприемник, предварительно оповестив голосом о поднятии токоприемника и подав предупредительный звуковой сигнал. Визуально убедиться в поднятом состоянии токоприемника и наличии напряжения на токоприемнике по показаниям монитора МСУЛ, соответствие величины напряжения в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и после выполнения всех требований включить быстродействующий выключатель.
Требования безопасности при вводе (выводе) электровоза в депо (2ЭС6, 2ЭС10).
При питании цепи тягового преобразователя и блока вспомогательных трансформаторов, питании цепей управления от деповского источника тока необходимо помнить, что высоковольтная и низковольтная аппаратура электровоза находится под напряжением и прикосновение к токоведущим частям опасно для жизни.
Подачу трехфазного напряжения 380 В переменного тока, частотой 50Гц на внешние розетки Х1 или Х2 производить при выключенном ВАБ, опущенных токоприемниках, закрытых и заблокированных дверях шкафов коммутации. Перед подачей напряжения на электровоз от сети депо на входных дверях электровоза вывесить предостерегающие плакаты.
Подачу напряжения в цепь тяговых двигателей от сети депо осуществлять в следующей последовательности:
- зарядить питательную магистраль электровоза до давления 7,5 – 9,0 кгс/см2 и тормозную магистраль до давления 5,0-5,2 кгс/см2;
- перевести заземлители и разъединители в положение «Выключено» и перекрыть кран к пневмоприводу заземлителя и разъединителя;
- подсоединить кабель питания к розетке с выводами Х1, Х2;
- включить автоматические защитные выключатели в шкафу расположения АЗВ;
- в кабине машиниста, из которой будет производиться управление электровозом на пульте включить ВЦУ в положение 1 «Блокировка включена»;
- включить быстродействующий выключатель установленным порядком;
- подать напряжение на катушку деповского контактора. С включением контактора будет подано напряжение в цепь тяговых двигателей;
- скорость передвижения электровоза не должна превышать 3 км/ч.
Ввод в депо осуществляется на первом тяговом двигателе М1.
После выполнения необходимых работ по перемещению электровоза отключить деповской контактор. Схему электровоза привести в состояние нормальной эксплуатации электровоза и отсоединить провода питания от розетки электровоза с выводами Х1, Х2.
Требования безопасности при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике.
При поднятом и находящемся под напряжением токоприёмнике электровоза разрешается:
- заменять перегоревшие лампы в кабине управления, кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждений), буферных фонарей и лампы освещения ходовых частей при обесточенных цепях освещения;
- протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, применяя средства индивидуальной защиты, не приближаясь к находящимся под напряжением токоведущим частям контактной подвески на расстояние менее 2м и не касаясь их через какие-либо предметы;
- заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив и включив автоматы защиты;
- менять прожекторные лампы при обесточенных цепях, если их замена предусмотрена из кабины управления;
- осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;
- проверять на ощупь нагрев букс;
- вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;
- продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;
- проверять подачу песка под колесную пару.
- осматривать аппаратуру под напряжением 50В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры;
- проверять показания электроизмерительных приборов, расположенных в шкафах с электрооборудованием;
- проверять показания манометров, расположенных в шкафах с оборудованием;
- контролировать по приборам, а также визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;
- включать автоматы защиты;
- обтирать нижнюю часть кузова;
- осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не заходя под кузов;
- проверять давление в маслопроводе компрессора;
- регулировать предохранительные клапаны воздушной системы (кроме электровозов серии ЧС2 );
- производить сухую уборку кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении.
Выполнение других работ на электровозе, в том числе, состоящем из двух и более секций при поднятом и находящемся под напряжением токоприёмнике запрещается.
При запущенном дизеле и нахождении тепловоза под контактным проводом разрешается:
- заменять перегоревшие лампы в кабине управления, кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждений), буферных фонарей и лампы освещения ходовых частей при обесточенных цепях освещения;
- протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к находящимся под напряжением токоведущим частям контактной подвески на расстояние менее 2м и не касаясь их через какие-либо предметы;
- заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив и включив автоматы защиты;
- менять прожекторные лампы при обесточенных цепях, если их замена предусмотрена из кабины управления;
- осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;
- проверять на ощупь нагрев букс;
- продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;
- проверять подачу песка под колесную пару;
- осматривать аппаратуру приборов безопасности;
- проверять показания электроизмерительных приборов, расположенных в шкафах с электрооборудованием;
- проверять показания манометров;
- контролировать по приборам, а также визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;
- включать автоматы защиты;
- обтирать ходовую часть кузова;
- осматривать механическое оборудование и производить его крепление;
- проверять давление в маслопроводе компрессора;
- производить уборку кабины, тамбуров и проходов в дизельном помещении.
Строение вещества
Все тела состоят из отдельных очень малых частиц – атомов и молекул. Атомов свыше 100 видов, они различаются массой и химическими свойствами.
Упрощенно атом можно представить в виде ядра окруженного оболочкой из постоянно движущихся с большой скоростью электронов (рис.9). Ядро состоит из протонов и нейтронов. Электроны располагаются вокруг ядра несколькими слоями (оболочками, уровнями).
|
Ядро и электроны обладают электрическими зарядами. Протоны имеют положительный заряд, электроны – отрицательный, нейтроны – не имеют заряда.
В целом атом электрически нейтрален.
Масса протона равна массе нейтрона, масса электрона = 1/1836 массы ядра водорода.
Электрическая цепь
Электрическую цепь образуют источники электрической энергии (источники питания), ее приемники (электродвигатели, электронагревательные приборы, лампы) и соединительные провода, а также вспомогательное оборудование (для включения и выключения электроустановок), электроизмерительные приборы, защитные устройства.
Электрическую цепь можно разделить на два участка: внутреннюю цепь (сам источник) и внешнюю цепь (линейные провода и приемники).
Чертеж, на котором на котором изображены электрические цепи с помощью условных графических обозначений, называют электрической схемой (Рис.11).
|
Во внешней цепи ток направлен от плюса к минусу, внутри источника наоборот. Такое перемещение зарядов внутри источника совершается благодаря э.д.с., которая возбуждается внутри источника.
Э.д.с. поддерживает разность потенциалов на зажимах источника и определяет собой напряжение источника питания.
Э.д.с. обозначается Е и численно, равна работе, которую необходимо затратить на перемещение единичного положительного заряда от одного зажима к другому.
Направления тока, напряжения и э.д.с. на схемах изображают стрелками, за положительное направление тока принимают движение положительных зарядов, т.е. от плюса к минусу. Положительное направление напряжения и э.д.с. совпадает с направлением тока.
Закон Ома для электрической цепи: сила тока в электрической цепи равна э.д.с. источника поделенного на полное сопротивление цепи, которое можно представить виде суммы сопротивления приемника и внутреннего сопротивления источника питания. I=E/R I=E/R+R0
Закон Омаможет быть применен не ко всей цепи, но к любому ее участку (например аб): сила тока на данном участке цепи равна напряжению, приложенному к участку, поделенному на сопротивление этого участка. I=U/R; U=IR; R=U/I
Закон Ома применим только к линейным цепям.
Способы соединения потребителей.
При последовательном соединении (рис.12)по всем элементам цепи протекает один и тот же ток.
E=IR1+IR2 = I(R1+R2)=IRЭ.
|
|
Если последовательно включеноnрезисторов с одинак