BYTE - Зарезервировать байты в ОЗУ
Инструкции процессоров AVR
Ниже приведен набор команд процессоров AVR, более детальное описание их можно найти в AVR Data Book.
Арифметические и логические инструкции
Мнемоника | Операнды | Описание | Операция | Флаги | Циклы |
ADD | Rd,Rr | Суммирование без переноса | Rd = Rd + Rr | Z,C,N,V,H,S | |
ADC | Rd,Rr | Суммирование с переносом | Rd = Rd + Rr + C | Z,C,N,V,H,S | |
SUB | Rd,Rr | Вычитание без переноса | Rd = Rd - Rr | Z,C,N,V,H,S | |
SUBI | Rd,K8 | Вычитание константы | Rd = Rd - K8 | Z,C,N,V,H,S | |
SBC | Rd,Rr | Вычитание с переносом | Rd = Rd - Rr - C | Z,C,N,V,H,S | |
SBCI | Rd,K8 | Вычитание константы с переносом | Rd = Rd - K8 - C | Z,C,N,V,H,S | |
AND | Rd,Rr | Логическое И | Rd = Rd · Rr | Z,N,V,S | |
ANDI | Rd,K8 | Логическое И с константой | Rd = Rd · K8 | Z,N,V,S | |
OR | Rd,Rr | Логическое ИЛИ | Rd = Rd V Rr | Z,N,V,S | |
ORI | Rd,K8 | Логическое ИЛИ с константой | Rd = Rd V K8 | Z,N,V,S | |
EOR | Rd,Rr | Логическое исключающее ИЛИ | Rd = Rd EOR Rr | Z,N,V,S | |
COM | Rd | Побитная Инверсия | Rd = $FF - Rd | Z,C,N,V,S | |
NEG | Rd | Изменение знака (Доп. код) | Rd = $00 - Rd | Z,C,N,V,H,S | |
SBR | Rd,K8 | Установить бит (биты) в регистре | Rd = Rd V K8 | Z,C,N,V,S | |
CBR | Rd,K8 | Сбросить бит (биты) в регистре | Rd = Rd · ($FF - K8) | Z,C,N,V,S | |
INC | Rd | Инкрементировать значение регистра | Rd = Rd + 1 | Z,N,V,S | |
DEC | Rd | Декрементировать значение регистра | Rd = Rd -1 | Z,N,V,S | |
TST | Rd | Проверка на ноль либо отрицательность | Rd = Rd · Rd | Z,C,N,V,S | |
CLR | Rd | Очистить регистр | Rd = 0 | Z,C,N,V,S | |
SER | Rd | Установить регистр | Rd = $FF | None | |
ADIW | Rdl,K6 | Сложить константу и слово | Rdh:Rdl = Rdh:Rdl + K6 | Z,C,N,V,S | |
SBIW | Rdl,K6 | Вычесть константу из слова | Rdh:Rdl = Rdh:Rdl - K 6 | Z,C,N,V,S | |
MUL | Rd,Rr | Умножение чисел без знака | R1:R0 = Rd * Rr | Z,C | |
MULS | Rd,Rr | Умножение чисел со знаком | R1:R0 = Rd * Rr | Z,C | |
MULSU | Rd,Rr | Умножение числа со знаком с числом без знака | R1:R0 = Rd * Rr | Z,C | |
FMUL | Rd,Rr | Умножение дробных чисел без знака | R1:R0 = (Rd * Rr) << | Z,C | |
FMULS | Rd,Rr | Умножение дробных чисел со знаком | R1:R0 = (Rd *Rr) << | Z,C | |
FMULSU | Rd,Rr | Умножение дробного числа со знаком с числом без знака | R1:R0 = (Rd * Rr) << | Z,C |
Инструкции ветвления
Мнемоника | Операнды | Описание | Операция | Флаги | Циклы |
RJMP | k | Относительный переход | PC = PC + k +1 | None | |
IJMP | Нет | Косвенный переход на (Z) | PC = Z | None | |
EIJMP | Нет | Расширенный косвенный переход на (Z) | STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) = EIND | None | |
JMP | k | Переход | PC = k | None | |
RCALL | k | Относительный вызов подпрограммы | STACK = PC+1, PC = PC + k + 1 | None | 3/4* |
ICALL | Нет | Косвенный вызов (Z) | STACK = PC+1, PC = Z | None | 3/4* |
EICALL | Нет | Расширенный косвенный вызов (Z) | STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) =EIND | None | 4* |
CALL | k | Вызов подпрограммы | STACK = PC+2, PC = k | None | 4/5* |
RET | Нет | Возврат из подпрограммы | PC = STACK | None | 4/5* |
RETI | Нет | Возврат из прерывания | PC = STACK | I | 4/5* |
CPSE | Rd,Rr | Сравнить, пропустить если равны | if (Rd ==Rr) PC = PC 2 or 3 | None | 1/2/3 |
CP | Rd,Rr | Сравнить | Rd -Rr | Z,C,N,V,H,S | |
CPC | Rd,Rr | Сравнить с переносом | Rd - Rr - C | Z,C,N,V,H,S | |
CPI | Rd,K8 | Сравнить с константой | Rd - K | Z,C,N,V,H,S | |
SBRC | Rr,b | Пропустить если бит в регистре очищен | if(Rr(b)==0) PC = PC + 2 or 3 | None | 1/2/3 |
SBRS | Rr,b | Пропустить если бит в регистре установлен | if(Rr(b)==1) PC = PC + 2 or 3 | None | 1/2/3 |
SBIC | P,b | Пропустить если бит в порту очищен | if(I/O(P,b)==0) PC = PC + 2 or 3 | None | 1/2/3 |
SBIS | P,b | Пропустить если бит в порту установлен | if(I/O(P,b)==1) PC = PC + 2 or 3 | None | 1/2/3 |
BRBC | s,k | Перейти если флаг в SREG очищен | if(SREG(s)==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRBS | s,k | Перейти если флаг в SREG установлен | if(SREG(s)==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BREQ | k | Перейти если равно | if(Z==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRNE | k | Перейти если не равно | if(Z==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRCS | k | Перейти если перенос установлен | if(C==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRCC | k | Перейти если перенос очищен | if(C==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRSH | k | Перейти если равно или больше | if(C==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRLO | k | Перейти если меньше | if(C==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRMI | k | Перейти если минус | if(N==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRPL | k | Перейти если плюс | if(N==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRGE | k | Перейти если больше или равно (со знаком) | if(S==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRLT | k | Перейти если меньше (со знаком) | if(S==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRHS | k | Перейти если флаг внутреннего переноса установлен | if(H==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRHC | k | Перейти если флаг внутреннего переноса очищен | if(H==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRTS | k | Перейти если флаг T установлен | if(T==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRTC | k | Перейти если флаг T очищен | if(T==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRVS | k | Перейти если флаг переполнения установлен | if(V==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRVC | k | Перейти если флаг переполнения очищен | if(V==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRIE | k | Перейти если прерывания разрешены | if(I==1) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
BRID | k | Перейти если прерывания запрещены | if(I==0) PC = PC + k + 1 | None | 1/2 |
* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней
памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций CALL, ICALL, EICALL, RCALL, RET и RETI, необходимо добавить три цикла плюс по два цикла для каждого ожидания в контроллерах с PC меньшим 16 бит (128KB памяти программ). Для устройств с памятью программ свыше 128KB , добавьте пять циклов плюс по три цикла на каждое ожидание.
Инструкции передачи данных
Мнемоника | Операнды | Описание | Операция | Флаги | Циклы |
MOV | Rd,Rr | Скопировать регистр | Rd = Rr | None | |
MOVW | Rd,Rr | Скопировать пару регистров | Rd+1:Rd = Rr+1:Rr, r,d even | None | |
LDI | Rd,K8 | Загрузить константу | Rd = K | None | |
LDS | Rd,k | Прямая загрузка | Rd = (k) | None | 2* |
LD | Rd,X | Косвенная загрузка | Rd = (X) | None | 2* |
LD | Rd,X+ | Косвенная загрузка с пост-инкрементом | Rd = (X), X=X+1 | None | 2* |
LD | Rd,-X | Косвенная загрузка с пре-декрементом | X=X-1, Rd = (X) | None | 2* |
LD | Rd,Y | Косвенная загрузка | Rd = (Y) | None | 2* |
LD | Rd,Y+ | Косвенная загрузка с пост-инкрементом | Rd = (Y), Y=Y+1 | None | 2* |
LD | Rd,-Y | Косвенная загрузка с пре-декрементом | Y=Y-1, Rd = (Y) | None | 2* |
LDD | Rd,Y+q | Косвенная загрузка с замещением | Rd = (Y+q) | None | 2* |
LD | Rd,Z | Косвенная загрузка | Rd = (Z) | None | 2* |
LD | Rd,Z+ | Косвенная загрузка с пост-инкрементом | Rd = (Z), Z=Z+1 | None | 2* |
LD | Rd,-Z | Косвенная загрузка с пре-декрементом | Z=Z-1, Rd = (Z) | None | 2* |
LDD | Rd,Z+q | Косвенная загрузка с замещением | Rd = (Z+q) | None | 2* |
STS | k,Rr | Прямое сохранение | (k) = Rr | None | 2* |
ST | X,Rr | Косвенное сохранение | (X) = Rr | None | 2* |
ST | X+,Rr | Косвенное сохранение с пост-инкрементом | (X) = Rr, X=X+1 | None | 2* |
ST | -X,Rr | Косвенное сохранение с пре-декрементом | X=X-1, (X)=Rr | None | 2* |
ST | Y,Rr | Косвенное сохранение | (Y) = Rr | None | 2* |
ST | Y+,Rr | Косвенное сохранение с пост-инкрементом | (Y) = Rr, Y=Y+1 | None | |
ST | -Y,Rr | Косвенное сохранение с пре-декрементом | Y=Y-1, (Y) = Rr | None | |
ST | Y+q,Rr | Косвенное сохранение с замещением | (Y+q) = Rr | None | |
ST | Z,Rr | Косвенное сохранение | (Z) = Rr | None | |
ST | Z+,Rr | Косвенное сохранение с пост-инкрементом | (Z) = Rr, Z=Z+1 | None | |
ST | -Z,Rr | Косвенное сохранение с пре-декрементом | Z=Z-1, (Z) = Rr | None | |
ST | Z+q,Rr | Косвенное сохранение с замещением | (Z+q) = Rr | None | |
LPM | Нет | Загрузка из программной памяти | R0 = (Z) | None | |
LPM | Rd,Z | Загрузка из программной памяти | Rd = (Z) | None | |
LPM | Rd,Z+ | Загрузка из программной памяти с пост- инкрементом | Rd = (Z), Z=Z+1 | None | |
ELPM | Нет | Расширенная загрузка из программной памяти | R0 = (RAMPZ:Z) | None | |
ELPM | Rd,Z | Расширенная загрузка из программной памяти | Rd = (RAMPZ:Z) | None | |
ELPM | Rd,Z+ | Расширенная загрузка из программной памяти с пост-инкрементом | Rd = (RAMPZ:Z), Z = Z+1 | None | |
SPM | Нет | Сохранение в программной памяти | (Z) = R1:R0 | None | - |
ESPM | Нет | Расширенное сохранение в программной памяти | (RAMPZ:Z) = R1:R0 | None | - |
IN | Rd,P | Чтение порта | Rd = P | None | |
OUT | P,Rr | Запись в порт | P = Rr | None | |
PUSH | Rr | Занесение регистра в стек | STACK = Rr | None | |
POP | Rd | Извлечение регистра из стека | Rd = STACK | None |
* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней
памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций LD, ST, LDD, STD, LDS, STS, PUSH и POP, необходимо добавить один цикл плюс по одному циклу для каждого ожидания.
Инструкции работы с битами
Мнемоника | Операнды | Описание | Операция | Флаги | Циклы |
LSL | Rd | Логический сдвиг влево | Rd(n+1)=Rd(n), Rd(0)=0, C=Rd(7) | Z,C,N,V,H,S | |
LSR | Rd | Логический сдвиг вправо | Rd(n)=Rd(n+1), Rd(7)=0, C=Rd(0) | Z,C,N,V,S | |
ROL | Rd | Циклический сдвиг влево через C | Rd(0)=C, Rd(n+1)=Rd(n), C=Rd(7) | Z,C,N,V,H,S | |
ROR | Rd | Циклический сдвиг вправо через C | Rd(7)=C, Rd(n)=Rd(n+1), C=Rd(0) | Z,C,N,V,S | |
ASR | Rd | Арифметический сдвиг вправо | Rd(n)=Rd(n+1), n=0,...,6 | Z,C,N,V,S | |
SWAP | Rd | Перестановка тетрад | Rd(3..0) = Rd(7..4), Rd(7..4) = Rd(3..0) | None | |
BSET | s | Установка флага | SREG(s) = 1 | SREG(s) | |
BCLR | s | Очистка флага | SREG(s) = 0 | SREG(s) | |
SBI | P,b | Установить бит в порту | I/O(P,b) = 1 | None | |
CBI | P,b | Очистить бит в порту | I/O(P,b) = 0 | None | |
BST | Rr,b | Сохранить бит из регистра в T | T = Rr(b) | T | |
BLD | Rd,b | Загрузить бит из T в регистр | Rd(b) = T | None | |
SEC | Нет | Установить флаг переноса | C =1 | C | |
CLC | Нет | Очистить флаг переноса | C = 0 | C | |
SEN | Нет | Установить флаг отрицательного числа | N = 1 | N | |
CLN | Нет | Очистить флаг отрицательного числа | N = 0 | N | |
SEZ | Нет | Установить флаг нуля | Z = 1 | Z | |
CLZ | Нет | Очистить флаг нуля | Z = 0 | Z | |
SEI | Нет | Установить флаг прерываний | I = 1 | I | |
CLI | Нет | Очистить флаг прерываний | I = 0 | I | |
SES | Нет | Установить флаг числа со знаком | S = 1 | S | |
CLN | Нет | Очистить флаг числа со знаком | S = 0 | S | |
SEV | Нет | Установить флаг переполнения | V = 1 | V | |
CLV | Нет | Очистить флаг переполнения | V = 0 | V | |
SET | Нет | Установить флаг T | T = 1 | T | |
CLT | Нет | Очистить флаг T | T = 0 | T | |
SEH | Нет | Установить флаг внутреннего переноса | H = 1 | H | |
CLH | Нет | Очистить флаг внутреннего переноса | H = 0 | H | |
NOP | Нет | Нет операции | Нет | None | |
SLEEP | Нет | Спать (уменьшить энергопотребление) | Смотрите описание инструкции | None | |
WDR | Нет | Сброс сторожевого таймера | Смотрите описание инструкции | None |
Ассемблер не различает регистр символов.
Операнды могут быть таких видов:
Rd: Результирующий (и исходный) регистр в регистровом файле
Rr: Исходный регистр в регистровом файле
b: Константа (3 бита), может быть константное выражение s: Константа (3 бита), может быть константное выражение P: Константа (5-6 бит), может быть константное выражение K6; Константа (6 бит), может быть константное выражение K8: Константа (8 бит), может быть константное выражение
k: Константа (размер зависит от инструкции), может быть константное выражение
q: Константа (6 бит), может быть константное выражение
Rdl: R24, R26, R28, R30. Для инструкций ADIW и SBIW
X,Y,Z: Регистры косвенной адресации (X=R27:R26, Y=R29:R28, Z=R31:R30)
Директивы ассемблера
Компилятор поддерживает ряд директив. Директивы не транслируются непосредственно в код. Вместо этого они используются для указания положения в программной памяти, определения макросов, инициализации памяти и т.д. Список директив приведён в следующей таблице.
Директива | Описание |
BYTE | Зарезервировать байты в ОЗУ |
CSEG | Программный сегмент |
DB | Определить байты во флэш или EEPROM |
DEF | Назначить регистру символическое имя |
DEVICE | Определить устройство для которого компилируется программа |
DSEG | Сегмент данных |
DW | Определить слова во флэш или EEPROM |
ENDM, ENDMACRO | Конец макроса |
EQU | Установить постоянное выражение |
ESEG | Сегмент EEPROM |
EXIT | Выйти из файла |
INCLUDE | Вложить другой файл |
LIST | Включить генерацию листинга |
LISTMAC | Включить разворачивание макросов в листинге |
MACRO | Начало макроса |
NOLIST | Выключить генерацию листинга |
ORG | Установить положение в сегменте |
SET | Установить переменный символический эквивалент выражения |
Все директивы предваряются точкой.
CSEG - Программный сегмент
Директива CSEG определяет начало программного сегмента. Исходный файл может состоять из нескольких программных сегментов, которые объединяются в один программный сегмент при компиляции. Программный сегмент является сегментом по умолчанию. Программные сегменты имеют свои собственные счётчики положения которые считают не побайтно, а по словно. Директива ORG может быть использована для размещения кода и констант в необходимом месте сегмента. Директива CSEG не имеет параметров.
Синтаксис:
.CSEG
Пример:
.DSEG ; Начало сегмента данных
vartab: .BYTE 4 ; Резервирует 4 байта в ОЗУ
.CSEG ; Начало кодового сегмента
const: | .DW 2 | ; | Разместить константу 0x0002 в памяти программ |
mov r1,r0 | ; | Выполнить действия |
DSEG - Сегмент данных
Директива DSEG определяет начало сегмента данных. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов данных, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент данных обычно состоит только из директив BYTE и меток. Сегменты данных имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте ОЗУ. Директива не имеет параметров.
Синтаксис:
.DSEG
Пример:
.DSEG ; Начало сегмента данных
var1: .BYTE 1 ; зарезервировать 1 байт для var1 table: .BYTE tab_size ; зарезервировать tab_size байт.
.CSEG
ldi r30,low(var1) ; Загрузить младший байт регистра Z ldi r31,high(var1) ; Загрузить старший байт регистра Z ld r1,Z ; Загрузить var1 в регистр r1
ENDMACRO - Конец макроса
Директива определяет конец макроопределения, и не принимает никаких параметров. Для информации по определению макросов смотрите директиву MACRO.
Синтаксис:
.ENDMACRO
Пример:
.MACRO SUBI16 ; Начало определения макроса
subi r16,low(@0) ; Вычесть младший байт первого параметра
sbci r17,high(@0) ; Вычесть старший байт первого параметра
.ENDMACRO
ESEG - Сегмент EEPROM
Директива ESEG определяет начало сегмента EEPROM. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов EEPROM, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент EEPROM обычно состоит только из директив DB, DW и меток. Сегменты EEPROM имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте EEPROM. Директива не имеет параметров.
Синтаксис:
.ESEG
Пример:
.DSEG ; Начало сегмента данных
var1: .BYTE 1 ; зарезервировать 1 байт для var1
table: .BYTE tab_size ; зарезервировать tab_size байт.
.ESEG
eevar1: .DW 0xffff ; проинициализировать 1 слово в EEPROM
EXIT - Выйти из файла
Встретив директиву EXIT компилятор прекращает компиляцию данного файла. Если директива использована во вложенном файле (см. директиву INCLUDE), то компиляция продолжается со строки следующей после директивы INCLUDE. Если же файл не является вложенным, то компиляция прекращается.
Синтаксис:
.EXIT
Пример:
.EXIT ; Выйти из данного файла
MACRO - Начало макроса
С директивы MACRO начинается определение макроса. В качестве параметра директиве передаётся имя макроса. При встрече имени макроса позднее в тексте программы, компилятор заменяет это имя на тело макроса. Макрос может иметь до 10 параметров, к которым в его теле обращаются через @0-
@9. При вызове параметры перечисляются через запятые. Определение макроса заканчивается директивой ENDMACRO.
По умолчанию в листинг включается только вызов макроса, для разворачивания макроса необходимо использовать директиву LISTMAC. Макрос в листинге показывается знаком +.
Синтаксис:
.MACRO макроимя
Пример:
.MACRO SUBI16 ; Начало макроопределения
subi@1,low(@0) ; Вычесть младший байт параметра 0 из параметра 1
sbci @2,high(@0) ; Вычесть старший байт параметра 0 из параметра 2
.ENDMACRO ; Конец макроопределения
.CSEG | ; | Начало программного сегмента | ||
SUBI16 | 0x1234,r16,r17 | ; | Вычесть 0x1234 из r17:r16 |
NOLIST - Выключить генерацию листинга
Директива NOLIST указывает компилятору на необходимость прекращения генерации листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако может быть отключена данной директивой. Кроме того данная директива может быть использована совместно с директивой LIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов
Синтаксис:
.NOLIST
Пример:
.NOLIST ; Отключить генерацию листинга
.INCLUDE "macro.inc" ; Вложенные файлы не будут
.INCLUDE "const.def" ; отображены в листинге
.LIST ; Включить генерацию листинга
Выражения
Компилятор позволяет использовать в программе выражения которые могут состоять операндов,
операторов и функций. Все выражения являются 32-битными.
Операнды
Могут быть использованы следующие операнды:
· Метки определённые пользователем (дают значение своего положения).
· Переменные определённые директивой SET
· Константы определённые директивой EQU
· Числа заданные в формате:
o Десятичном (принят по умолчанию): 10, 255
o Шестнадцатеричном (два варианта записи): 0x0a, $0a, 0xff, $ff
o Двоичном: 0b00001010, 0b11111111
o Восьмеричном (начинаются с нуля): 010, 077
· PC - текущее значение программного счётчика (Programm Counter)
Операторы
Компилятор поддерживает ряд операторов которые перечислены в таблице (чем выше положение в таблице, тем выше приоритет оператора). Выражения могут заключаться в круглые скобки, такие выражения вычисляются перед выражениями за скобками.
Приоритет | Символ | Описание |
! | Логическое отрицание | |
~ | Побитное отрицание | |
- | Минус | |
* | Умножение | |
/ | Деление | |
+ | Суммирование | |
- | Вычитание | |
<< | Сдвиг влево | |
>> | Сдвиг вправо | |
< | Меньше чем | |
<= | Меньше или равно | |
> | Больше чем | |
>= | Больше или равно | |
== | Равно | |
!= | Не равно | |
& | Побитное И | |
^ | Побитное исключающее ИЛИ | |
| | Побитное ИЛИ | |
&& | Логическое И | |
|| | Логическое ИЛИ |
Символ: !
Логическое отрицание
Описание: Возвращает 1 если выражение равно 0, и наоборот
Приоритет: 14
Пример: ldi r16, !0xf0 ; В r16 загрузить 0x00
Символ: ~
Побитное отрицание
Описание: Возвращает выражение в котором все биты проинвертированы
Приоритет: 14
Пример: ldi r16, ~0xf0 ; В r16 загрузить 0x0f
Символ: -
Минус
Описание: Возвращает арифметическое отрицание выражения
Приоритет: 14
Пример: ldi r16,-2 ; Загрузить -2(0xfe) в r16
Символ: *
Умножение
Описание: Возвращает результат умножения двух выражений
Приоритет: 13
Пример: ldi r30, label*2
Символ: /
Деление
Описание: Возвращает целую часть результата деления левого выражения на правое
Приоритет: 13
Пример: ldi r30, label/2
Символ: +
Суммирование
Описание: Возвращает сумму двух выражений
Приоритет: 12
Пример: ldi r30, c1+c2
Символ: -
Вычитание
Описание: Возвращает результат вычитания правого выражения из левого
Приоритет: 12
Пример: ldi r17, c1-c2
Символ: <<
Сдвиг влево
Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое влево на число бит указанное справа
Приоритет: 11
Пример: ldi r17, 1<<bitmask ; В r17 загрузить 1 сдвинутую влево bitmask раз
Символ: >>
Сдвиг вправо
Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое вправо на число бит указанное справа
Приоритет: 11
Пример: ldi r17, c1>>c2 ; В r17 загрузить c1 сдвинутое вправо c2 раз
Символ: <
Меньше чем
Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1<c2)+1
Символ: <=
Меньше или равно
Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1<=c2)+1
Символ: >
Больше чем
Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1>c2)+1
Символ: >=
Больше или равно
Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 10
Пример: ori r18, bitmask*(c1>=c2)+1
Символ: ==
Равно
Описание: Возвращает 1 если левое выражение равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 9
Пример: andi r19, bitmask*(c1==c2)+1
Символ: !=
Не равно
Описание: Возвращает 1 если левое выражение не равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае
Приоритет: 9
Пример: .SET flag = (c1!=c2) ;Установить flag равным 1 или 0
Символ: &
Побитное И
Описание: Возвращает результат побитового И выражений
Приоритет: 8
Пример: ldi r18, High(c1&c2)
Символ: ^
Побитное исключающее ИЛИ
Описание: Возвращает результат побитового исключающего ИЛИ выражений
Приоритет: 7
Пример: ldi r18, Low(c1^c2)
Символ: |
Побитное ИЛИ
Описание: Возвращает результат побитового ИЛИ выражений
Приоритет: 6
Пример: ldi r18, Low(c1|c2)
Символ: &&
Логическое И
Описание: Возвращает 1 если оба выражения не равны нулю, и 0 в противном случае
Приоритет: 5
Пример: ldi r18, Low(c1&&c2)
Символ: ||
Логическое ИЛИ
Описание: Возвращает 1 если хотя бы одно выражение не равно нулю, и 0 в противном случае
Приоритет: 4
Пример: ldi r18, Low(c1||c2)
Определены следующие функции:
Функции
LOW(выражение) возвращает младший байт выражения HIGH(выражение) возвращает второй байт выражения BYTE2(выражение) то же что и функция HIGHBYTE3(выражение) возвращает третий байт выражения BYTE4(выражение) возвращает четвёртый байт выражения LWRD(выражение) возвращает биты 0-15 выражения HWRD(выражение) возвращает биты 16-31 выражения PAGE(выражение) возвращает биты 16-21 выражения EXP2(выражение) возвращает 2 в степени (выражение) LOG2(выражение) возвращает целую часть log2(выражение)
Открытие файлов
В WAVRASM могут быть открыты как новые так и существующие файлы. Количество открытых файлов ограничено размером памяти, однако объём одного файла не может превышать 28 килобайт (в связи с ограничением MS-Windows). Компиляция файлов большего размера возможна, но они не могут быть редактируемы встроенным редактором. Каждый файл открывается в отдельном окне.
Сообщения об ошибках
После компиляции программы появляется окно сообщений. Все обнаруженные компилятором ошибки будут перечислены в этом окне. При выборе строки с сообщением о ошибке, строка исходного файла,
в которой найдена ошибка, становится красной. Если же ошибка находится во вложенном файле, то этого подсвечивания не произойдёт.
Если по строке в окне сообщений клацнуть дважды, то окно файла с указанной ошибкой становится активным, и курсор помещается в начале строки содержащей ошибку. Если же файл с ошибкой не открыт (например это вложенный файл) то он будет автоматически открыт.
Учтите, что если Вы внесли изменения в исходные тексты (добавили или удалили строки), то информация о номерах строк в окне сообщений не является корректной.
Опции
Некоторые установки программы могут быть изменены через пункт меню Options. Если выбрать этот пункт то появится диалоговое окно
В поле ввода озаглавленном "List-file extension" вводится расширение используемое для файла листинга, а в поле "Output-file extension" находится расширение для файлов с результатом компиляции программы. В прямоугольнике "Output file format" можно выбрать формат выходного файла (как правило используется интеловский). Однако это не влияет на объектный файл (используемый AVR Studio), который всегда имеет один и тот же формат, и расширение OBJ. Если в исходном файле присутствует сегмент EEPROM то будет также создан файл с расширением EEP. Установки заданные
в данном окне запоминаются на постоянно, и при следующем запуске программы, их нет необходимости переустанавливать.
Опция "Wrap relative jumps" даёт возможность "заворачивать" адреса. Эта опция может быть использована только на чипах с объёмом программной памяти 4К слов (8К байт), при этом становится возможным делать относительные переходы (rjmp) и вызовы подпрограмм (rcall) по всей памяти. Опция "Save before assemble" указывает программе на необходимость автоматического сохранения активного окна (и только его) перед компиляцией.
Если Вы хотите чтобы при закрытии программы, закрывались все открытые окна, то поставьте галочку в поле "Close all windows before exit".
Atmel, AVR являются зарегистрированными товарными знаками фирмы Atmel Corporation
Перевод выполнил Руслан Шимкевич, [email protected]
Инструкции процессоров AVR
Ниже приведен набор команд процессоров AVR, более детальное описание их можно найти в AVR Data Book.
Арифметические и логические инструкции
Мнемоника | Операнды | Описание | Операция | Флаги | Циклы |
ADD | Rd,Rr | Суммирование без переноса | Rd = Rd + Rr | Z,C,N,V,H,S | |
ADC | Rd,Rr | Суммирование с переносом | Rd = Rd + Rr + C | Z,C,N,V,H,S | |
SUB | Rd,Rr | Вычитание без переноса | Rd = Rd - Rr | Z,C,N,V,H,S | |
SUBI | Rd,K8 | Вычитание константы | Rd = Rd - K8 | Z,C,N,V,H,S | |
SBC | Rd,Rr | Вычитание с переносом | Rd = Rd - Rr - C | Z,C,N,V,H,S | |
SBCI | Rd,K8 | Вычитание константы с переносом | Rd = Rd - K8 - C | Z,C,N,V,H,S | |
AND | Rd,Rr | Логическое И | Rd = Rd · Rr | Z,N,V,S | |
ANDI | Rd,K8 | Логическое И с константой | Rd = Rd · K8 | Z,N,V,S | |
OR | Rd,Rr | Логическое ИЛИ | Rd = Rd V Rr | Z,N,V,S | |
ORI | Rd,K8 | Логическое ИЛИ с константой | Rd = Rd V K8 | Z,N,V,S | |
EOR | Rd,Rr | Логическое исключающее ИЛИ | Rd = Rd EOR Rr | Z,N,V,S | |
COM | Rd | Побитная Инверсия | Rd = $FF - Rd | Z,C,N,V,S | |
NEG | Rd | Изменение знака (Доп. код) | Rd = $00 - Rd | Z,C,N,V,H,S | |
SBR | Rd,K8 | Установить бит (биты) в регистре | Rd = Rd V K8 | Z,C,N,V,S | |
CBR | Rd,K8 | Сбросить бит (биты) в регистре | Rd = Rd · ($FF - K8) | Z,C,N,V,S | |
INC | Rd | Инкрементировать значение регистра | Rd = Rd + 1 | Z,N,V,S | |
DEC | Rd | Декрементировать значение регистра | Rd = Rd -1 | Z,N,V,S | |
TST | Rd | Проверка на ноль либо отрицательность | Rd = Rd · Rd | Z,C,N,V,S | |
CLR | Rd | Очистить регистр | Rd = 0 | Z,C,N,V,S | |
SER | Rd | Установить регистр | Rd = $FF | None | |
ADIW | Rdl,K6 | Сложить константу и слово | Rdh:Rdl = Rdh:Rdl + K6 | Z,C,N,V,S | |
SBIW | Rdl,K6 | Вычесть константу из слова | Rdh:Rdl = Rdh:Rdl - K 6 | Z,C,N,V,S | |
MUL | Rd,Rr | Умножение чисел без знака | R1:R0 = Rd * Rr | Z,C | |
MULS | Rd,Rr | Умножение чисел со знаком | R1:R0 = Rd * Rr | Z,C | |
MULSU | Rd,Rr | Умножение числа со знаком с числом без знака | R1:R0 = Rd * Rr | Z,C | |
FMUL | Rd,Rr | Умножение дробных чисел без знака | R1:R0 = (Rd * Rr) << | Z,C | |
FMULS | Rd,Rr | Умножение дробных чисел со знаком | R1:R0 = (Rd *Rr) << | Z,C | |
FMULSU | Rd,Rr | Умножение дробного числа со знаком с числом без знака | R1:R0 = (Rd * Rr) << | Z,C |
Инструкции ветвления
Мнемоника | Операнды | Описание | Операция | Флаги | Циклы |
RJMP | k | Относительный переход | PC = PC + k +1 | None | |
IJMP | Нет | Косвенный переход на (Z) | PC = Z | None | |
EIJMP | Нет | Расширенный косвенный переход на (Z) | STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) = EIND | None | |
JMP | k | Переход | PC = k | None | |
RCALL | k | Относительный вызов подпрограммы | STACK = PC+1, PC = PC + k + 1 | None | 3/4* |
ICALL Наши рекомендации
|