BYTE - Зарезервировать байты в ОЗУ

Инструкции процессоров AVR

Ниже приведен набор команд процессоров AVR, более детальное описание их можно найти в AVR Data Book.

Арифметические и логические инструкции

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
ADD Rd,Rr Суммирование без переноса Rd = Rd + Rr Z,C,N,V,H,S
ADC Rd,Rr Суммирование с переносом Rd = Rd + Rr + C Z,C,N,V,H,S
SUB Rd,Rr Вычитание без переноса Rd = Rd - Rr Z,C,N,V,H,S
SUBI Rd,K8 Вычитание константы Rd = Rd - K8 Z,C,N,V,H,S
SBC Rd,Rr Вычитание с переносом Rd = Rd - Rr - C Z,C,N,V,H,S
SBCI Rd,K8 Вычитание константы с переносом Rd = Rd - K8 - C Z,C,N,V,H,S
AND Rd,Rr Логическое И Rd = Rd · Rr Z,N,V,S
ANDI Rd,K8 Логическое И с константой Rd = Rd · K8 Z,N,V,S
OR Rd,Rr Логическое ИЛИ Rd = Rd V Rr Z,N,V,S
ORI Rd,K8 Логическое ИЛИ с константой Rd = Rd V K8 Z,N,V,S
EOR Rd,Rr Логическое исключающее ИЛИ Rd = Rd EOR Rr Z,N,V,S
COM Rd Побитная Инверсия Rd = $FF - Rd Z,C,N,V,S
NEG Rd Изменение знака (Доп. код) Rd = $00 - Rd Z,C,N,V,H,S
SBR Rd,K8 Установить бит (биты) в регистре Rd = Rd V K8 Z,C,N,V,S
CBR Rd,K8 Сбросить бит (биты) в регистре Rd = Rd · ($FF - K8) Z,C,N,V,S
INC Rd Инкрементировать значение регистра Rd = Rd + 1 Z,N,V,S
DEC Rd Декрементировать значение регистра Rd = Rd -1 Z,N,V,S
TST Rd Проверка на ноль либо отрицательность Rd = Rd · Rd Z,C,N,V,S
CLR Rd Очистить регистр Rd = 0 Z,C,N,V,S
SER Rd Установить регистр Rd = $FF None
ADIW Rdl,K6 Сложить константу и слово Rdh:Rdl = Rdh:Rdl + K6 Z,C,N,V,S
SBIW Rdl,K6 Вычесть константу из слова Rdh:Rdl = Rdh:Rdl - K 6 Z,C,N,V,S
MUL Rd,Rr Умножение чисел без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C
MULS Rd,Rr Умножение чисел со знаком R1:R0 = Rd * Rr Z,C
MULSU Rd,Rr Умножение числа со знаком с числом без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C
FMUL Rd,Rr Умножение дробных чисел без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << Z,C
FMULS Rd,Rr Умножение дробных чисел со знаком R1:R0 = (Rd *Rr) << Z,C
FMULSU Rd,Rr Умножение дробного числа со знаком с числом без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << Z,C

Инструкции ветвления

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
RJMP k Относительный переход PC = PC + k +1 None
IJMP Нет Косвенный переход на (Z) PC = Z None
EIJMP Нет Расширенный косвенный переход на (Z) STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) = EIND None
JMP k Переход PC = k None
RCALL k Относительный вызов подпрограммы STACK = PC+1, PC = PC + k + 1 None 3/4*
ICALL Нет Косвенный вызов (Z) STACK = PC+1, PC = Z None 3/4*
EICALL Нет Расширенный косвенный вызов (Z) STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) =EIND None 4*



CALL k Вызов подпрограммы STACK = PC+2, PC = k None 4/5*
RET Нет Возврат из подпрограммы PC = STACK None 4/5*
RETI Нет Возврат из прерывания PC = STACK I 4/5*
CPSE Rd,Rr Сравнить, пропустить если равны if (Rd ==Rr) PC = PC 2 or 3 None 1/2/3
CP Rd,Rr Сравнить Rd -Rr Z,C,N,V,H,S
CPC Rd,Rr Сравнить с переносом Rd - Rr - C Z,C,N,V,H,S
CPI Rd,K8 Сравнить с константой Rd - K Z,C,N,V,H,S
SBRC Rr,b Пропустить если бит в регистре очищен if(Rr(b)==0) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBRS Rr,b Пропустить если бит в регистре установлен if(Rr(b)==1) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBIC P,b Пропустить если бит в порту очищен if(I/O(P,b)==0) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBIS P,b Пропустить если бит в порту установлен if(I/O(P,b)==1) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
BRBC s,k Перейти если флаг в SREG очищен if(SREG(s)==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRBS s,k Перейти если флаг в SREG установлен if(SREG(s)==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BREQ k Перейти если равно if(Z==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRNE k Перейти если не равно if(Z==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRCS k Перейти если перенос установлен if(C==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRCC k Перейти если перенос очищен if(C==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRSH k Перейти если равно или больше if(C==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRLO k Перейти если меньше if(C==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRMI k Перейти если минус if(N==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRPL k Перейти если плюс if(N==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRGE k Перейти если больше или равно (со знаком) if(S==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRLT k Перейти если меньше (со знаком) if(S==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRHS k Перейти если флаг внутреннего переноса установлен if(H==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRHC k Перейти если флаг внутреннего переноса очищен if(H==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRTS k Перейти если флаг T установлен if(T==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRTC k Перейти если флаг T очищен if(T==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRVS k Перейти если флаг переполнения установлен if(V==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRVC k Перейти если флаг переполнения очищен if(V==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRIE k Перейти если прерывания разрешены if(I==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRID k Перейти если прерывания запрещены if(I==0) PC = PC + k + 1 None 1/2

* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней

памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций CALL, ICALL, EICALL, RCALL, RET и RETI, необходимо добавить три цикла плюс по два цикла для каждого ожидания в контроллерах с PC меньшим 16 бит (128KB памяти программ). Для устройств с памятью программ свыше 128KB , добавьте пять циклов плюс по три цикла на каждое ожидание.

Инструкции передачи данных

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
MOV Rd,Rr Скопировать регистр Rd = Rr None
MOVW Rd,Rr Скопировать пару регистров Rd+1:Rd = Rr+1:Rr, r,d even None
LDI Rd,K8 Загрузить константу Rd = K None
LDS Rd,k Прямая загрузка Rd = (k) None 2*
LD Rd,X Косвенная загрузка Rd = (X) None 2*
LD Rd,X+ Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (X), X=X+1 None 2*
LD Rd,-X Косвенная загрузка с пре-декрементом X=X-1, Rd = (X) None 2*
LD Rd,Y Косвенная загрузка Rd = (Y) None 2*
LD Rd,Y+ Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (Y), Y=Y+1 None 2*
LD Rd,-Y Косвенная загрузка с пре-декрементом Y=Y-1, Rd = (Y) None 2*
LDD Rd,Y+q Косвенная загрузка с замещением Rd = (Y+q) None 2*
LD Rd,Z Косвенная загрузка Rd = (Z) None 2*
LD Rd,Z+ Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (Z), Z=Z+1 None 2*
LD Rd,-Z Косвенная загрузка с пре-декрементом Z=Z-1, Rd = (Z) None 2*
LDD Rd,Z+q Косвенная загрузка с замещением Rd = (Z+q) None 2*
STS k,Rr Прямое сохранение (k) = Rr None 2*
ST X,Rr Косвенное сохранение (X) = Rr None 2*
ST X+,Rr Косвенное сохранение с пост-инкрементом (X) = Rr, X=X+1 None 2*
ST -X,Rr Косвенное сохранение с пре-декрементом X=X-1, (X)=Rr None 2*
ST Y,Rr Косвенное сохранение (Y) = Rr None 2*
ST Y+,Rr Косвенное сохранение с пост-инкрементом (Y) = Rr, Y=Y+1 None
ST -Y,Rr Косвенное сохранение с пре-декрементом Y=Y-1, (Y) = Rr None
ST Y+q,Rr Косвенное сохранение с замещением (Y+q) = Rr None
ST Z,Rr Косвенное сохранение (Z) = Rr None
ST Z+,Rr Косвенное сохранение с пост-инкрементом (Z) = Rr, Z=Z+1 None
ST -Z,Rr Косвенное сохранение с пре-декрементом Z=Z-1, (Z) = Rr None
ST Z+q,Rr Косвенное сохранение с замещением (Z+q) = Rr None
LPM Нет Загрузка из программной памяти R0 = (Z) None
LPM Rd,Z Загрузка из программной памяти Rd = (Z) None
LPM Rd,Z+ Загрузка из программной памяти с пост- инкрементом Rd = (Z), Z=Z+1 None
ELPM Нет Расширенная загрузка из программной памяти R0 = (RAMPZ:Z) None
ELPM Rd,Z Расширенная загрузка из программной памяти Rd = (RAMPZ:Z) None
ELPM Rd,Z+ Расширенная загрузка из программной памяти с пост-инкрементом Rd = (RAMPZ:Z), Z = Z+1 None
SPM Нет Сохранение в программной памяти (Z) = R1:R0 None -
ESPM Нет Расширенное сохранение в программной памяти (RAMPZ:Z) = R1:R0 None -
IN Rd,P Чтение порта Rd = P None
OUT P,Rr Запись в порт P = Rr None
PUSH Rr Занесение регистра в стек STACK = Rr None
POP Rd Извлечение регистра из стека Rd = STACK None

* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней

памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций LD, ST, LDD, STD, LDS, STS, PUSH и POP, необходимо добавить один цикл плюс по одному циклу для каждого ожидания.

Инструкции работы с битами

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
LSL Rd Логический сдвиг влево Rd(n+1)=Rd(n), Rd(0)=0, C=Rd(7) Z,C,N,V,H,S
LSR Rd Логический сдвиг вправо Rd(n)=Rd(n+1), Rd(7)=0, C=Rd(0) Z,C,N,V,S
ROL Rd Циклический сдвиг влево через C Rd(0)=C, Rd(n+1)=Rd(n), C=Rd(7) Z,C,N,V,H,S
ROR Rd Циклический сдвиг вправо через C Rd(7)=C, Rd(n)=Rd(n+1), C=Rd(0) Z,C,N,V,S
ASR Rd Арифметический сдвиг вправо Rd(n)=Rd(n+1), n=0,...,6 Z,C,N,V,S
SWAP Rd Перестановка тетрад Rd(3..0) = Rd(7..4), Rd(7..4) = Rd(3..0) None
BSET s Установка флага SREG(s) = 1 SREG(s)
BCLR s Очистка флага SREG(s) = 0 SREG(s)
SBI P,b Установить бит в порту I/O(P,b) = 1 None
CBI P,b Очистить бит в порту I/O(P,b) = 0 None
BST Rr,b Сохранить бит из регистра в T T = Rr(b) T
BLD Rd,b Загрузить бит из T в регистр Rd(b) = T None
SEC Нет Установить флаг переноса C =1 C
CLC Нет Очистить флаг переноса C = 0 C
SEN Нет Установить флаг отрицательного числа N = 1 N
CLN Нет Очистить флаг отрицательного числа N = 0 N
SEZ Нет Установить флаг нуля Z = 1 Z
CLZ Нет Очистить флаг нуля Z = 0 Z
SEI Нет Установить флаг прерываний I = 1 I
CLI Нет Очистить флаг прерываний I = 0 I
SES Нет Установить флаг числа со знаком S = 1 S
CLN Нет Очистить флаг числа со знаком S = 0 S
SEV Нет Установить флаг переполнения V = 1 V
CLV Нет Очистить флаг переполнения V = 0 V
SET Нет Установить флаг T T = 1 T
CLT Нет Очистить флаг T T = 0 T
SEH Нет Установить флаг внутреннего переноса H = 1 H
CLH Нет Очистить флаг внутреннего переноса H = 0 H
NOP Нет Нет операции Нет None
SLEEP Нет Спать (уменьшить энергопотребление) Смотрите описание инструкции None
WDR Нет Сброс сторожевого таймера Смотрите описание инструкции None

Ассемблер не различает регистр символов.

Операнды могут быть таких видов:

Rd: Результирующий (и исходный) регистр в регистровом файле

Rr: Исходный регистр в регистровом файле

b: Константа (3 бита), может быть константное выражение s: Константа (3 бита), может быть константное выражение P: Константа (5-6 бит), может быть константное выражение K6; Константа (6 бит), может быть константное выражение K8: Константа (8 бит), может быть константное выражение

k: Константа (размер зависит от инструкции), может быть константное выражение

q: Константа (6 бит), может быть константное выражение

Rdl: R24, R26, R28, R30. Для инструкций ADIW и SBIW

X,Y,Z: Регистры косвенной адресации (X=R27:R26, Y=R29:R28, Z=R31:R30)

Директивы ассемблера

Компилятор поддерживает ряд директив. Директивы не транслируются непосредственно в код. Вместо этого они используются для указания положения в программной памяти, определения макросов, инициализации памяти и т.д. Список директив приведён в следующей таблице.

Директива Описание
BYTE Зарезервировать байты в ОЗУ
CSEG Программный сегмент
DB Определить байты во флэш или EEPROM
DEF Назначить регистру символическое имя
DEVICE Определить устройство для которого компилируется программа
DSEG Сегмент данных
DW Определить слова во флэш или EEPROM
ENDM, ENDMACRO Конец макроса
EQU Установить постоянное выражение
ESEG Сегмент EEPROM
EXIT Выйти из файла
INCLUDE Вложить другой файл
LIST Включить генерацию листинга
LISTMAC Включить разворачивание макросов в листинге
MACRO Начало макроса
NOLIST Выключить генерацию листинга
ORG Установить положение в сегменте
SET Установить переменный символический эквивалент выражения

Все директивы предваряются точкой.

CSEG - Программный сегмент

Директива CSEG определяет начало программного сегмента. Исходный файл может состоять из нескольких программных сегментов, которые объединяются в один программный сегмент при компиляции. Программный сегмент является сегментом по умолчанию. Программные сегменты имеют свои собственные счётчики положения которые считают не побайтно, а по словно. Директива ORG может быть использована для размещения кода и констант в необходимом месте сегмента. Директива CSEG не имеет параметров.

Синтаксис:

.CSEG

Пример:

.DSEG ; Начало сегмента данных

vartab: .BYTE 4 ; Резервирует 4 байта в ОЗУ

.CSEG ; Начало кодового сегмента

const: .DW 2 ; Разместить константу 0x0002 в памяти программ
  mov r1,r0 ; Выполнить действия

DSEG - Сегмент данных

Директива DSEG определяет начало сегмента данных. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов данных, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент данных обычно состоит только из директив BYTE и меток. Сегменты данных имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте ОЗУ. Директива не имеет параметров.

Синтаксис:

.DSEG

Пример:

.DSEG ; Начало сегмента данных

var1: .BYTE 1 ; зарезервировать 1 байт для var1 table: .BYTE tab_size ; зарезервировать tab_size байт.

.CSEG

ldi r30,low(var1) ; Загрузить младший байт регистра Z ldi r31,high(var1) ; Загрузить старший байт регистра Z ld r1,Z ; Загрузить var1 в регистр r1

ENDMACRO - Конец макроса

Директива определяет конец макроопределения, и не принимает никаких параметров. Для информации по определению макросов смотрите директиву MACRO.

Синтаксис:

.ENDMACRO

Пример:

.MACRO SUBI16 ; Начало определения макроса

subi r16,low(@0) ; Вычесть младший байт первого параметра

sbci r17,high(@0) ; Вычесть старший байт первого параметра

.ENDMACRO

ESEG - Сегмент EEPROM

Директива ESEG определяет начало сегмента EEPROM. Исходный файл может состоять из нескольких сегментов EEPROM, которые объединяются в один сегмент при компиляции. Сегмент EEPROM обычно состоит только из директив DB, DW и меток. Сегменты EEPROM имеют свои собственные побайтные счётчики положения. Директива ORG может быть использована для размещения переменных в необходимом месте EEPROM. Директива не имеет параметров.

Синтаксис:

.ESEG

Пример:

.DSEG ; Начало сегмента данных

var1: .BYTE 1 ; зарезервировать 1 байт для var1

table: .BYTE tab_size ; зарезервировать tab_size байт.

.ESEG

eevar1: .DW 0xffff ; проинициализировать 1 слово в EEPROM

EXIT - Выйти из файла

Встретив директиву EXIT компилятор прекращает компиляцию данного файла. Если директива использована во вложенном файле (см. директиву INCLUDE), то компиляция продолжается со строки следующей после директивы INCLUDE. Если же файл не является вложенным, то компиляция прекращается.

Синтаксис:

.EXIT

Пример:

.EXIT ; Выйти из данного файла

MACRO - Начало макроса

С директивы MACRO начинается определение макроса. В качестве параметра директиве передаётся имя макроса. При встрече имени макроса позднее в тексте программы, компилятор заменяет это имя на тело макроса. Макрос может иметь до 10 параметров, к которым в его теле обращаются через @0-

@9. При вызове параметры перечисляются через запятые. Определение макроса заканчивается директивой ENDMACRO.

По умолчанию в листинг включается только вызов макроса, для разворачивания макроса необходимо использовать директиву LISTMAC. Макрос в листинге показывается знаком +.

Синтаксис:

.MACRO макроимя

Пример:

.MACRO SUBI16 ; Начало макроопределения

subi@1,low(@0) ; Вычесть младший байт параметра 0 из параметра 1

sbci @2,high(@0) ; Вычесть старший байт параметра 0 из параметра 2

.ENDMACRO ; Конец макроопределения

.CSEG     ; Начало программного сегмента
  SUBI16 0x1234,r16,r17 ; Вычесть 0x1234 из r17:r16

NOLIST - Выключить генерацию листинга

Директива NOLIST указывает компилятору на необходимость прекращения генерации листинга. Листинг представляет из себя комбинацию ассемблерного кода, адресов и кодов операций. По умолчанию генерация листинга включена, однако может быть отключена данной директивой. Кроме того данная директива может быть использована совместно с директивой LIST для получения листингов отдельных частей исходных файлов

Синтаксис:

.NOLIST

Пример:

.NOLIST ; Отключить генерацию листинга

.INCLUDE "macro.inc" ; Вложенные файлы не будут

.INCLUDE "const.def" ; отображены в листинге

.LIST ; Включить генерацию листинга

Выражения

Компилятор позволяет использовать в программе выражения которые могут состоять операндов,

операторов и функций. Все выражения являются 32-битными.

Операнды

Могут быть использованы следующие операнды:

· Метки определённые пользователем (дают значение своего положения).

· Переменные определённые директивой SET

· Константы определённые директивой EQU

· Числа заданные в формате:

o Десятичном (принят по умолчанию): 10, 255

o Шестнадцатеричном (два варианта записи): 0x0a, $0a, 0xff, $ff

o Двоичном: 0b00001010, 0b11111111

o Восьмеричном (начинаются с нуля): 010, 077

· PC - текущее значение программного счётчика (Programm Counter)

Операторы

Компилятор поддерживает ряд операторов которые перечислены в таблице (чем выше положение в таблице, тем выше приоритет оператора). Выражения могут заключаться в круглые скобки, такие выражения вычисляются перед выражениями за скобками.

Приоритет Символ Описание
! Логическое отрицание
~ Побитное отрицание
- Минус
* Умножение
/ Деление
+ Суммирование
- Вычитание
<< Сдвиг влево
>> Сдвиг вправо
< Меньше чем
<= Меньше или равно
> Больше чем
>= Больше или равно
== Равно
!= Не равно
& Побитное И
^ Побитное исключающее ИЛИ
| Побитное ИЛИ
&& Логическое И
|| Логическое ИЛИ

Символ: !

Логическое отрицание

Описание: Возвращает 1 если выражение равно 0, и наоборот

Приоритет: 14

Пример: ldi r16, !0xf0 ; В r16 загрузить 0x00

Символ: ~

Побитное отрицание

Описание: Возвращает выражение в котором все биты проинвертированы

Приоритет: 14

Пример: ldi r16, ~0xf0 ; В r16 загрузить 0x0f

Символ: -

Минус

Описание: Возвращает арифметическое отрицание выражения

Приоритет: 14

Пример: ldi r16,-2 ; Загрузить -2(0xfe) в r16

Символ: *

Умножение

Описание: Возвращает результат умножения двух выражений

Приоритет: 13

Пример: ldi r30, label*2

Символ: /

Деление

Описание: Возвращает целую часть результата деления левого выражения на правое

Приоритет: 13

Пример: ldi r30, label/2

Символ: +

Суммирование

Описание: Возвращает сумму двух выражений

Приоритет: 12

Пример: ldi r30, c1+c2

Символ: -

Вычитание

Описание: Возвращает результат вычитания правого выражения из левого

Приоритет: 12

Пример: ldi r17, c1-c2

Символ: <<

Сдвиг влево

Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое влево на число бит указанное справа

Приоритет: 11

Пример: ldi r17, 1<<bitmask ; В r17 загрузить 1 сдвинутую влево bitmask раз

Символ: >>

Сдвиг вправо

Описание: Возвращает левое выражение сдвинутое вправо на число бит указанное справа

Приоритет: 11

Пример: ldi r17, c1>>c2 ; В r17 загрузить c1 сдвинутое вправо c2 раз

Символ: <

Меньше чем

Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1<c2)+1

Символ: <=

Меньше или равно

Описание: Возвращает 1 если левое выражение меньше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1<=c2)+1

Символ: >

Больше чем

Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1>c2)+1

Символ: >=

Больше или равно

Описание: Возвращает 1 если левое выражение больше или равно чем правое (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 10

Пример: ori r18, bitmask*(c1>=c2)+1

Символ: ==

Равно

Описание: Возвращает 1 если левое выражение равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 9

Пример: andi r19, bitmask*(c1==c2)+1

Символ: !=

Не равно

Описание: Возвращает 1 если левое выражение не равно правому (учитывается знак), и 0 в противном случае

Приоритет: 9

Пример: .SET flag = (c1!=c2) ;Установить flag равным 1 или 0

Символ: &

Побитное И

Описание: Возвращает результат побитового И выражений

Приоритет: 8

Пример: ldi r18, High(c1&c2)

Символ: ^

Побитное исключающее ИЛИ

Описание: Возвращает результат побитового исключающего ИЛИ выражений

Приоритет: 7

Пример: ldi r18, Low(c1^c2)

Символ: |

Побитное ИЛИ

Описание: Возвращает результат побитового ИЛИ выражений

Приоритет: 6

Пример: ldi r18, Low(c1|c2)

Символ: &&

Логическое И

Описание: Возвращает 1 если оба выражения не равны нулю, и 0 в противном случае

Приоритет: 5

Пример: ldi r18, Low(c1&&c2)

Символ: ||

Логическое ИЛИ

Описание: Возвращает 1 если хотя бы одно выражение не равно нулю, и 0 в противном случае

Приоритет: 4

Пример: ldi r18, Low(c1||c2)

Определены следующие функции:

Функции

LOW(выражение) возвращает младший байт выражения HIGH(выражение) возвращает второй байт выражения BYTE2(выражение) то же что и функция HIGHBYTE3(выражение) возвращает третий байт выражения BYTE4(выражение) возвращает четвёртый байт выражения LWRD(выражение) возвращает биты 0-15 выражения HWRD(выражение) возвращает биты 16-31 выражения PAGE(выражение) возвращает биты 16-21 выражения EXP2(выражение) возвращает 2 в степени (выражение) LOG2(выражение) возвращает целую часть log2(выражение)

Открытие файлов

В WAVRASM могут быть открыты как новые так и существующие файлы. Количество открытых файлов ограничено размером памяти, однако объём одного файла не может превышать 28 килобайт (в связи с ограничением MS-Windows). Компиляция файлов большего размера возможна, но они не могут быть редактируемы встроенным редактором. Каждый файл открывается в отдельном окне.

Сообщения об ошибках

После компиляции программы появляется окно сообщений. Все обнаруженные компилятором ошибки будут перечислены в этом окне. При выборе строки с сообщением о ошибке, строка исходного файла,

в которой найдена ошибка, становится красной. Если же ошибка находится во вложенном файле, то этого подсвечивания не произойдёт.

Если по строке в окне сообщений клацнуть дважды, то окно файла с указанной ошибкой становится активным, и курсор помещается в начале строки содержащей ошибку. Если же файл с ошибкой не открыт (например это вложенный файл) то он будет автоматически открыт.

Учтите, что если Вы внесли изменения в исходные тексты (добавили или удалили строки), то информация о номерах строк в окне сообщений не является корректной.

Опции

Некоторые установки программы могут быть изменены через пункт меню Options. Если выбрать этот пункт то появится диалоговое окно

В поле ввода озаглавленном "List-file extension" вводится расширение используемое для файла листинга, а в поле "Output-file extension" находится расширение для файлов с результатом компиляции программы. В прямоугольнике "Output file format" можно выбрать формат выходного файла (как правило используется интеловский). Однако это не влияет на объектный файл (используемый AVR Studio), который всегда имеет один и тот же формат, и расширение OBJ. Если в исходном файле присутствует сегмент EEPROM то будет также создан файл с расширением EEP. Установки заданные

в данном окне запоминаются на постоянно, и при следующем запуске программы, их нет необходимости переустанавливать.

Опция "Wrap relative jumps" даёт возможность "заворачивать" адреса. Эта опция может быть использована только на чипах с объёмом программной памяти 4К слов (8К байт), при этом становится возможным делать относительные переходы (rjmp) и вызовы подпрограмм (rcall) по всей памяти. Опция "Save before assemble" указывает программе на необходимость автоматического сохранения активного окна (и только его) перед компиляцией.

BYTE - Зарезервировать байты в ОЗУ - student2.ru Если Вы хотите чтобы при закрытии программы, закрывались все открытые окна, то поставьте галочку в поле "Close all windows before exit".

Atmel, AVR являются зарегистрированными товарными знаками фирмы Atmel Corporation

Перевод выполнил Руслан Шимкевич, [email protected]

Инструкции процессоров AVR

Ниже приведен набор команд процессоров AVR, более детальное описание их можно найти в AVR Data Book.

Арифметические и логические инструкции

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
ADD Rd,Rr Суммирование без переноса Rd = Rd + Rr Z,C,N,V,H,S
ADC Rd,Rr Суммирование с переносом Rd = Rd + Rr + C Z,C,N,V,H,S
SUB Rd,Rr Вычитание без переноса Rd = Rd - Rr Z,C,N,V,H,S
SUBI Rd,K8 Вычитание константы Rd = Rd - K8 Z,C,N,V,H,S
SBC Rd,Rr Вычитание с переносом Rd = Rd - Rr - C Z,C,N,V,H,S
SBCI Rd,K8 Вычитание константы с переносом Rd = Rd - K8 - C Z,C,N,V,H,S
AND Rd,Rr Логическое И Rd = Rd · Rr Z,N,V,S
ANDI Rd,K8 Логическое И с константой Rd = Rd · K8 Z,N,V,S
OR Rd,Rr Логическое ИЛИ Rd = Rd V Rr Z,N,V,S
ORI Rd,K8 Логическое ИЛИ с константой Rd = Rd V K8 Z,N,V,S
EOR Rd,Rr Логическое исключающее ИЛИ Rd = Rd EOR Rr Z,N,V,S
COM Rd Побитная Инверсия Rd = $FF - Rd Z,C,N,V,S
NEG Rd Изменение знака (Доп. код) Rd = $00 - Rd Z,C,N,V,H,S
SBR Rd,K8 Установить бит (биты) в регистре Rd = Rd V K8 Z,C,N,V,S
CBR Rd,K8 Сбросить бит (биты) в регистре Rd = Rd · ($FF - K8) Z,C,N,V,S
INC Rd Инкрементировать значение регистра Rd = Rd + 1 Z,N,V,S
DEC Rd Декрементировать значение регистра Rd = Rd -1 Z,N,V,S
TST Rd Проверка на ноль либо отрицательность Rd = Rd · Rd Z,C,N,V,S
CLR Rd Очистить регистр Rd = 0 Z,C,N,V,S
SER Rd Установить регистр Rd = $FF None
ADIW Rdl,K6 Сложить константу и слово Rdh:Rdl = Rdh:Rdl + K6 Z,C,N,V,S
SBIW Rdl,K6 Вычесть константу из слова Rdh:Rdl = Rdh:Rdl - K 6 Z,C,N,V,S
MUL Rd,Rr Умножение чисел без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C
MULS Rd,Rr Умножение чисел со знаком R1:R0 = Rd * Rr Z,C
MULSU Rd,Rr Умножение числа со знаком с числом без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C
FMUL Rd,Rr Умножение дробных чисел без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << Z,C
FMULS Rd,Rr Умножение дробных чисел со знаком R1:R0 = (Rd *Rr) << Z,C
FMULSU Rd,Rr Умножение дробного числа со знаком с числом без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << Z,C

Инструкции ветвления

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
RJMP k Относительный переход PC = PC + k +1 None
IJMP Нет Косвенный переход на (Z) PC = Z None
EIJMP Нет Расширенный косвенный переход на (Z) STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) = EIND None
JMP k Переход PC = k None
RCALL k Относительный вызов подпрограммы STACK = PC+1, PC = PC + k + 1 None 3/4*
ICALL

Наши рекомендации