Список необходимой литературы. Практикум 1. Предмет и метод истории экономических учений

Практикум 1. Предмет и метод истории экономических учений

Оглавление

Практикум 1. Предмет и метод истории экономических учений. 1

Вопросы для обсуждения. 2

Темы рефератов. 2

Список необходимой литературы. 2

ПРЕДИСЛОВИЕ

Планы семинарских занятий предназначены для студентов первого курса Международного банковского института дневного и вечернего форм обучения. Изучение дисциплины «История экономических учений» планируется в первом семестре на дневном обучении в течение 48 часов и на вечернем обучении – 16 часов.

Проведение семинарских занятий в соответствии с представленными планами предполагает, что студенты самостоятельно проводят предвари тельную подготовку к занятиям, принимают активное и творческое участие в обсуждении теоретических вопросов и решении задач. Этим обусловлена структура данной методической работы. Вначале перечисляются основные вопросы для рассмотрения, исходя из программы курса. Затем даются дискуссионные вопросы и проблемы, предлагаемые для обсуждения на занятии. С целью расширения знаний, увеличения интереса к предмету, формирования навыков работы с монографической и периодической литературой предлагаются темы докладов. Для закрепления полученных знаний даются тесты и задачи, которые могут быть рассмотрены как на семинаре, так и предложены в качестве домашнего задания.

История экономических учений – один из самых главных разделов среди экономических дисциплин, в котором закладывается понятийный аппарат, а также методология и инструментарий, использующийся затем всеми экономическими науками. Здесь определяется предмет исследования экономической теории, основные экономические категории. Однако надо иметь в виду, что существует множество трактовок основных понятий, таких, как предмет, капитал, собственность, рынок, поэтому важная роль принадлежит изучению учебной, методической и научной литературы, которая призвана обеспечить представление о существующих точках зрения, научить критическому осмыслению науки.

При изучении этого раздела у студентов должны быть заложены основы экономического языка, они должны уметь отвечать на ряд вопросов, прежде всего, о месте производства и обмена в развитии общества. Кроме того, у них должно быть представление о многообразии взглядов экономистов разных школ на эти категории.

История экономических учений исследует эволюцию взглядов ученых на экономические явления, методологию исследования, источники и движущие силы экономического развития. Вследствие этого студенты должны научиться сравнивать различные экономические школы, анализировать их преимущества и недостатки, определять закономерности и тенденции экономического развития.

Подготовка по данным вопросам требует использования литературы. Основная литература дается в конце предисловия, дополнительная приводится в конце каждой темы. В качестве дополнительной литературы указаны монографии, периодические издания и статьи в журналах.

Форма проведения семинарского занятия в планах не указывается, ее выбирает преподаватель. Могут проводиться семинары по закреплению лекционного материала в традиционной форме, в форме дискуссий, в виде викторин, деловых игр и т. п.

На практической части семинарского занятия предусматривается проверка знаний студентов с помощью тестов, решение экономических задач. Предложенные тесты и задачи могут быть рассмотрены на семинаре, войти в контрольные работы, предложены в качестве домашнего задания.

В некоторых темах предусмотрено 1-2 задачи повышенной сложности (обычно это последние номера задач), которые предназначены для студентов, желающих более глубоко освоить материал.

По каждой теме предусматривается контрольная работа, вариант которой предлагается в конце пособия для самостоятельной подготовки и проверки уровня знаний самими студентами.

Содержание тем практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Основные этапы развития экономической науки.

2. Необходимость изучения истории экономических учений.

3. Сущность предмета и методология современной экономической науки.

4. Основные этапы и направления в истории мировой экономической мысли.

5. Основное течение в современной экономической науке и его положения.

Вопросы для обсуждения

1. Что является предметом истории экономических учений?

2. В чем проявляется исторический подход при изучении развития

3. экономической науки?

4. Каковы внешние и внутренние факторы развития экономической науки?

5. Что дает рассмотрение экономических теорий с учетом предшествующих?

6. Чем прежде всего отличаются экономические теории разных школ и направлений?

7. Какая связь классификации экономических теорий по школам и направлениям с периодизацией развития экономической науки?

8. В чем отличие трех основных этапов истории экономических учений?

9. Чем отличается экономическая мысль и экономическая теория?

10. Каковы различия между нормативным и позитивным подходами в экономических исследованиях?

Темы рефератов

1. Понятие методологии науки, ее структуры. Методологические особенности экономики как общественной науки. ХАБАЛОВ, Пасько КОЛЬЦОВ ТЕЛЕЖИНСКИЙ

2. Историческое развитие методов исследования в экономической теории, изменение ее предмета. Критерии истинности экономических теорий. ВЕРБНЯК КИРСАНОВА бекяшева

3. Ретроспективный взгляд на изменение доминирующих школ и течений в истории экономической мысли, обусловленность и закономерность их возникновения. ОГАНИСЯН, ОГНЕВА дрямов

4. Национальные, культурные и другие особенности развития экономической мысли. КИЦ, УВАРОВА арутюнян

Список необходимой литературы

1. Блауг М. Несложный урок экономической методологии // THESIS. 1994. Т. 2. Вып. 4.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1994.

3. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 784 с.

4. Мизес Л. О некоторых распространённых заблуждениях по поводу предмета экономической науки // THESIS. 2003. Т. 2. Вып. 4.

Дополнительная литература

1. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. – М.: «Мысль»,1987-1997.

2. История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г.Худокормова). – М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: «Дело»,1996.

4. Покидченко М. Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1960.

Наши рекомендации