Контроль знаний студентов.оценочные средства
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде тестирования, проведения контрольных работ, промежуточный в виде зачета.
В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов, предполагающая оценку качества усвоения материала по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего контроля может составить в сумме 80 баллов, а максимальная оценка по результатам промежуточного контроля (зачет) – 20 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в Таблице 1.
Таблица 1
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Максимальное количество баллов |
1. | Модуль 1 | |
2. | Модуль 2 | |
3. | Модуль 3 | |
4. | Модуль 4 | |
Итого |
Таблица 2
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов
№ п/п | Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов | Количество баллов |
1. | Выступление на семинаре | 0-4 |
2. | Конспект первоисточника | 0-6 |
3. | Контрольная работа | 0-4 |
4. | Определение понятий | 0-5 |
5. | Участие в ролевой игре | 0-6 |
6. | Подготовка доклада | 0-5 |
Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Способы контроля |
1. | Модуль 1 | выступление на семинаре – 4; конспект первоисточника – 6. |
2. | Модуль 2 | выступление на семинаре – 4; конспект первоисточника – 6; определение понятий – 5; подготовка доклада – 5. |
3. | Модуль 3 | выступление на семинаре – 4; конспект первоисточника – 6; определение понятий – 5; подготовка доклада - 5 |
4. | Модуль 4 | выступление на семинаре – 4; конспект первоисточника – 6; определение понятий – 5; подготовка доклада – 5; контрольная работа – 4; участие в ролевой игре – 6. |
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:
90-100 баллов – «отлично»
70-89 баллов – «хорошо»
60-69 баллов – «удовлетворительно»
менее 60 баллов – «неудовлетворительно»
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература
Основная
1. Автономов, В.С. История экономических учений: учебное пособие / В.С. Автономов – М.: 2010.
2. История экономических учений / под ред. Г.А. Шмарловской. – Минск: 2009.
3. Кейнс, Д. М. Общая теория занятости, процента и денег / Д. М. Кейнс. – М.: 1978.
4. Маркс, К. Капитал. Т.1. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - Т. 23.
5. Пайда Г.В. История экономических учений: учебное пособие / Г.В. Пайда. - Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010.
6. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. Антология экономической классики. Т.1 – М.: 1991.
7. Ядгаров, Я. С. История экономических учений / Я. С. Ядгаров – М.: 2008.
Дополнительная
Менгер, К. Австрийская школа политической экономии / К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. – М.: 1992.
2. Аникин, А. В. Юность науки /А. В. Аникин – М.: 1985.
3. Бартенев, С. А. История экономических учений /С.А. Бартенев. – М.: 2004.
4. Белоусов, В. М. История экономических учений / В. М. Белоусов, Т. В. Ершова – Ростов н/Д: 1999.
5. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: 1994.
6. Веблен, Т. Теория праздного класса /Т. Веблен – М.: Прогресс, 1984.
7. История экономических учений /под ред. А. Г. Худокормова. – М.: 2004.
8. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли /Е. М. Майбурд. - М.: 1996.
9. Пайда, Г.В. Сборник тестовых заданий для студентов экономического факультета по дисциплине «История экономических учений». – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2006.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Аудиторный фонд с количеством посадочных мест не менее 25 на одну учебную группу, учебная мебель, ноутбук, видеопроектор для демонстрации презентаций, переносной экран и т.п.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
История экономических учений является одной из трех фундаментальных экономических дисциплин (наряду с экономической теорией и экономической историей). Для ее изучения требуются достаточно глубокие знания курса экономической теории, изучение которой предшествует данной дисциплине. История экономических учений позволяет проследить процесс формирования современных представлений о том, как устроена экономика и как она функционирует на примере экономических концепций и теорий наиболее известных и признанных экономистов-теоретиков со времен глубокой древности и до наших дней.
При изучении взглядов конкретного мыслителя следует обратить внимание на то, в какую историческую эпоху ему пришлось жить и работать, поскольку именно ее конкретные особенности накладывают свой отпечаток на образ его мышления, методологию и конкретные выводы. Необходимо помнить, что развитие научных знаний отличается преемственностью. А это значит, что ни одна экономическая теория не возникает на пустом месте. Поэтому, при изучении истории экономической мысли следует придерживаться хронологического принципа. То есть, прослеживать ее движение от одного исторического этапа к другому, выяснять, что нового по сравнению с предшественниками внес тот или иной экономист-теоретик, и насколько сделанные им выводы нашли свое подтверждение на практике.
Особое внимание следует уделить современным достижениям экономической теории, поскольку они нередко становятся основой для выработки экономической политики ведущих государств мира, которая оказывает решающее влияние на социально-экономическое положение и жизненно важные перспективы широких слоев населения этих государств.
При подготовке к семинарским занятиям следует обращаться не только к учебной литературе, спектр которой в наше время достаточно широк, но и к первоисточникам, то есть к оригинальным сочинениям экономистов, чей авторитет и вклад в развитие экономической науки является общепризнанным. Работа над первоисточниками, как правило, представляет для студента немалые трудности, поскольку каждый автор отличается неповторимыми особенностями языка, логики изложения, аргументации и т.д. Однако конспектировать первоисточники, хотя бы в тех объемах, которые предусмотрены планами семинарских занятий, совершенно необходимо. Это помогает глубже понять суть теоретических позиций, которые отстаивает автор, а главное, способствует формированию культуры экономического мышления студента
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Направления подготовки:
080100.62 «Экономика»;
080200.62 «Менеджмент»
Квалификация выпускника: бакалавр
Автор:
Георгий Владимирович Пайда
Издано в авторской редакции