Отзыв научного руководителя и критерии оценки курсовой работы

По результатам выполнения курсовой работы научный руководитель дает отзыв на работу студента. Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой.

Присвоение определенной оценки по курсовой работе осуществляется на основе ряда критериев.

Качественные характеристики работы Макс. балл
I. Оценка работы по формальным критериям
Соблюдение сроков сдачи работы по этапам написания
Внешний вид работы и правильность оформления титульного листа
Соответствие содержания работы заголовкам в тексте и нумерации в работе
Наличие в тексте сносок и правильность цитирования
Наглядность в качестве иллюстративного материала
Соответствие оформления работы методическим указаниям
Дополнительные баллы могут быть присвоены за:
Наличие и качество дополнительных приложений
Использование зарубежной литературы в тексте работы и списке литературы
II. Оценка работы по содержанию
Обоснование актуальности проблематики
Сбалансированность разделов
Качество введения
Использование методов научного исследования и приемов экономического анализа
Соответствие содержания работы заявленной теме
Соответствие содержания разделов их названию
Наличие собственной точки зрения автора
Наличие рекомендаций автора по теме исследования
Практическая ценность работы
Качество выводов и предложений
Знание новейшей литературы
Наличие выводов по главам
Дополнительные баллы могут быть присвоены за:
Наличие расчетов в рекомендательной части
Наличие авторских предложений по результатам теоретического исследования
III Наличие ошибок принципиального характера* - 25

Максимальное количество баллов (без учета премиальных), которое может получить студент в результате выполнения работы – 60 баллов.

В работе студент может использовать следующие методы научного исследования:

а) экономико-статистический метод – это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики явлений и процессов посредствам массовых цифровых данных. Используется при исследовании данных за ряд лет или для определения взаимосвязи между различными объектами наблюдения. К приемам этого метода относят: статистического наблюдения; экономической группировки; средних и относительных величин; графического приема; экономического сопоставления (сравнения); параллельных рядов; косвенного использования группировок; индексный; регрессионно-корреляционного и дисперсного анализа.

б) монографический метод предусматривает изучение отдельных объектов общей совокупности, характеристики которых достаточно типичны. При данном методе используют следующие приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставления; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей; цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявления резервов производства.

в) балансовый метод – это совокупность приемов, обеспечивающих выявление существующих взаимосвязей и пропорциональности между различными явлениями и процессами. Этот метод состоит из следующей совокупности приемов: анализа исходного уровня явления или процесса; координации и сбалансирования на принципе двустороннего счета; прямого и нормативного счета; балансовых коэффициентов взаимосвязи; перегруппировки и структурный; калькуляции; контроль счетный; логический; встречный; обоснованности измерений; наблюдений и выполнения; шахматный баланс.

г) расчетно-конструктивный метод применяется, когда необходимо не только выявить современное состояние экономических явлений и процессов, закономерности их формирования, но и разработать перспективные решения по их развитию для повышения эффективности производства. Этот метод включает совокупность следующих приемов: выделения основного звена при проектных решениях; взвешивания; проектных расчетов с использованием данных, характеризующих явление; аналогии с учетом сезонных изменений явлений в предыдущие годы; разложения абсолютного прироста пропорционально темпам роста факторов; поэлементных и укрупненных расчетов; от достигнутого с учетом эффекта мероприятий; использования скользящих динамических рядов; экстраполяции; проектных расчетов с использованием статистико-экономических группировок; интегральных индексов; балльной оценки изучаемого явления; проектных расчетов с использованием нормативов; аналитических расчетов; коэффициентов прямых затрат; модифицированных расчетов; проектных решений с учетом принципа оптимальности и равенства условий; факториальных расчетов; проектных расчетов с учетом опыта.

д) экспериментальный метод – это способ исследования явлений и процессов путем организации опытов, обеспечивающих изучение влияния отдельных факторов при постоянстве других условий или моделированного явления в практике трудовой деятельности (экономический эксперимент). Основным приемом этого метода в экономике является техническое нормирование.

е) абстрактно-логический метод заключается в мысленном отрыве изучаемого явления от воздействующих на него отношений, в расчленении его на составные части, их вычленении с выявлением качественных особенностей, в мысленном нахождении первоисточника сущности с раскрытием закономерностей ее развития, в синтетическом восхождении от отвлеченного первоисточника сущности к сложной и многосторонней конкретной форме явления. Этот метод включает приемы: индукции и дедукции; анализа и синтеза; аналогии; сопоставлений; восхождения от абстрактного к конкретному; системно-структурный; формализации; моделирования; программирования; прогнозирования.

ж) экономико-математический метод – это отображение наиболее характерных свойств изучаемого явления или процесса с помощью определенной системы уравнений, функций, неравенств и других математических приемов, связывающих воедино показатели сущности и позволяющих не только описать ее свойства, структуру, взаимосвязи и функциональные параметры, но и найти оптимальное решение в динамическом процессе ее развития

Научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных.

Новизна работы может состоять в:

– новизне предмета,

– новизне цели,

– новизне методов,

– новизне материала,

– новизне результатов.

Наиболее типичными ошибками принципиального характера, которые снижают итоговый балл за курсовую работу, являются:

- использование в работе устаревших данных и устаревшего учебного и нормативного материала;

- несоответствие содержания параграфа его названию;

- отсутствие анализа во второй главе работы;

- проведение анализа по старым данным либо за менее, чем трехлетний период;

- использование для целей анализа проектных данных, еще не получивших статус официального документа;

- отсутствие практических рекомендаций по теме исследования;

- большой процент заимствований в работе (плагиат).

Руководителем могут быть выявлены и другие ошибки, снижающие качество исследования.

При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания руководителя.

Студент имеет право до защиты представить руководителю исправленный вариант, учитывающий замечания, однако не допускается более чем две пересдачи курсовой работы на отзыв. Итоговый вариант работы должен быть сдан и проверен руководителем не менее, чем за неделю до установленной даты защиты курсовых работ.

Наши рекомендации