Математическая модель решения задачи
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Методические указания для практической работы
для студентов, обучающихся по направлению Бизнес-информатика
Квалификация (степень) бакалавр
Краснодар, 2014
Постановка задачи
Условие задачи
Входной оперативной информацией служит документ «Ведомость учета оказанных услуг салона связи», который содержит сле дующие реквизиты (условная форма):
•дата оказания услуги; •код клиента; •наименование клиента; •код услуги; •наименование услуги;
•сумма по счетам за оказанные услуги.
На основе данного документа создается следующая экранная форма.
Ведомость учета оказанных услуг салона связи
Дата | Код | Код | Сумма по | |||
Наименование | Наименование | счетам за | ||||
оказания | клиен- | услу- | ||||
услуги | та | клиента | ги | услуги | оказанные | |
услуги | ||||||
d | i | k | Sijk | |||
Латинские буквы в таблице указывают на элементы соответствующих расчетных формул. Для упрощения описания входной информации ряд реквизитов, которые не используются при решении данной задачи (код единицы измерения, количество, цена), в документ не вошли.
Источником дополнительной информации являются два справочника:
1) справочник клиентов, который служит для расшифровки их
кодов;
2) справочник оказываемых услуг, который используется для расшифровки их кодов.
Структура документа «Справочник клиентов»
Наименование | Код клиента | Адрес клиента | Расчетный счет | |
клиента | клиента | |||
В результате расчетов следует получить следующие документы:
Фактическое оказание услуг
Наименование клиента | Сумма по счетам | |
за оказанные услуги | ||
Сумма по клиенту | Сi | |
Общая сумма по счетам | С | |
Фактическое оказание услуг по клиентам и датам
Наименование | Код клиента | Дата оказания | Общий объем |
клиента | услуги | оказанных услуг | |
Фактическое оказание услуг по их коду
Код услуги | Наименование | Сумма по счету | Общий объем | |
клиента | фактическая | оказанных услуг | ||
Кроме того, информацию для анализа, находящуюся в табли цах, необходимо представить в виде диаграмм.
В технологии решения задачи для организации межтабличных связей следует использовать функции ВПР, ПРОСМОТР и др.
Цель решения задачи
Руководство салона связи озабочено несоблюдением сроков оплаты оказанных услуг отдельными клиентами. Это приводит к дополнительным затратам средств на оплату труда специалистов, производящих блокирование точек доступа к средствам связи, а также к неравномерному распределению выручки от основной де ятельности.
Некоторые клиенты в качестве причины несвоевременной оплаты указывают отсутствие их подписи в актах приемкисдачи ока занных услуг, то есть они считают, что услуга была оказана не в полном объеме. Поэтому принято решение отслеживать процесс оказания услуг связи с помощью нескольких ведомостей, содержащих сведения об объемах фактически оказанных услуг на основе полно стью и правильно оформленных документов за определенный период, по датам и клиентам. Данные будут отражаться в учете только после полного оказания услуги, принятия ее клиентом и оформления надлежащих документов. Задача, которая будет решаться в программной среде MS Excel ежемесячно, называется «Учет оказанных услуг салона связи».
Цель решения данной задачи – обеспечение своевременностипогашения задолженности клиентов за оказанные услуги связи и равномерное распределение финансовых средств на текущие расхо ды за счет повышении ритмичности платежей.
Математическая модель решения задачи
Для получения ведомости «Фактическое оказание услуг» необходимо рассчитать такие показатели, как:
1) стоимость услуг, полученных каждым клиентом за месяц;
2) общая стоимость услуг, полученных всеми клиентами за месяц;
3) стоимость услуг по клиентам и датам;
4) стоимость услуг по их кодам.
Расчеты выполняются по следующим формулам:
Сi = ∑∑ Sijd С=∑Сi
где Сi – стоимость услуг, полученных i-м клиентом;
Sijd– стоимость оказания i-й услуги фактическая, полученной j+м
клиентом, датой d;
C – общая стоимость услуг, оказанных всем клиентам.
Показатели, определяющие содержание результирующих документов «Фактическое оказание услуг по клиентам и датам» и «Фактическое оказание услуг по их кодам», аналитического представления не требуют, так как их можно получить с помощью фильтров, указав нужные коды (см. технологию решения задачи).