Структура денежно-кредитной системы страны. Первый и второй уровень национальной банковской системы
Содержание денежно-кредитной системы. С учетом предыдущего анализа денежно-кредитную систему можно представить как:
а) принятый в стране порядок выпуска в обращение кредитных денег.Денежно-кредитная система предстает как совокупность правил и норм, регулирующих денежные и кредитные отношения в стране;
б) совокупность организаций и специальных учреждений, которые призваны организовывать и регулировать в стране движение денег. Поскольку такие специализированные организации и есть не что иное, как банки, при таком подходе денежно-кредитная система предстает как национальная банковская система. Национальная банковская система - совокупность кредитных институтов, специальных организаций, создающих средства платежа, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в распоряжение хозяйствующим субъектам в соответствии с установленными правилами кредитования. Принято выделять несколько вариантов структуры национальной банковской системы: а) централизованная банковская система, которая характерна для административно-командной экономики; б) децентрализованная единая унитарная банковская система (например, Федеральная резервная система США); в) двухуровневая или трехуровневая банковская система, присущая большинству стран с рыночной экономикой. Двухуровневая система. С учетом содержания белорусской практики обратим внимание на двухуровневую банковскую систему, которая применяется в большинстве стран мира. Первый уровень образует Центральный банк страны, второй - различные коммерческие банки.
Полномочия Центрального банка. Исторически возникновение центральных банков (далее - ЦБ) было непосред-ственно связано со становление государства и с установлением государственной монополии на эмиссию денег.
Главный банк функционирует как орган государственного управления, призванный регулировать денежно-кредитную систему страны и координировать деятельность всей национальной банковской системы. Это - так называемая «денежная власть» страны. Обычно национальный (центральный) банк подчиняется законодательному органу власти, является юридически самостоятельным. Его деятельность регулируется специальным законом (кодексом), который закрепляет за ним дос-таточно широкую автономию и конкретные полномочия по организации и регулированию денежно-кредитных отноше-ний. При этом важнейшее значение имеет независимость ЦБ в процессе достижения основной цели денежно-кредитной политики.Стратегическая задача Центрального банка. Ни при каких обстоятельствах не должна теряться из виду главная задача ЦБ страны - обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, т. е. исключение инфляции и девальвации национальных денег. ЦБ должен выступать гарантом стабильности денежно-кредитной и финансовой системы страны, проводить сбалансированную денежно-кредитную политику.Основные функции Центрального банка: 1) эмиссия денежных знаков в соответствии с потребностями (функция эмиссионного центра);2) организация в стране денежного обращения (институциональная функция); 3) организация по определенным стандартам расчетов и платежей (функция платежно-расчетного центра); 4) общий надзор за деятельностью коммерческих банков и исполнением банковского законодательства (функция надзора); 5) кредитование коммерческих банков на определенных условиях (функция рефинансирования); 6) управление счетами правительства, хранение золотовалютных резервов страны, консультирование правительства по вопросам развития денежно-кредитной и финансовой сферы (функция советника); 7) регулирование банковской ликвидности с использованием соответствующих методов и приемов надзора (функция регулирования).
Второй уровень банковской системы. Данный уровень уже представлен различными коммерческими банками: крупными и мелкими, универсальными и специализированными, столичными и региональными, с филиалами и без оных.Коммерческий банк (от итал. commerce - торговля, деловой) выступает юридическим лицом, выполняет соответствующие операции, получает доход от выполняемых операций и уплачивает причитающиеся налоги. Для того чтобы считаться банком, организация должна, как минимум, выполнять три функции: 1) привлекать во вклады денежные средства населения и юридических лиц; 2) размещать денежный капитал в виде ссуд (кредитование); 3) открывать и обслуживать банковские счета клиентов, вести по ним расчеты и платежи. Примечание. По видам собственности выделяются государственные, частные, смешанные, иностранные и кооперативные банки.
В зависимости от используемой организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки могут функционировать как АО открытого и закрытого типа, ООО и т. д.
По характеру операций принято выделять универсальные и специализированные банки (с учетом доминирующего вида операций или ориентации на определенную отрасль национальной экономики).
Небанковские финансово-кредитные организации. В качестве таковых выделяются организации, которые выполняют лишь некоторые банковские операции. Поэтому сами по себе они ве являются полноценным банком.
Так, сберегательная касса традиционно ограничивается лишь аккумуляцией свободных денежных средств населения, а мобилизованные таким способом денежные ресурсы передает крупному банку-партнеру.
Лизинговые компании специализируются на кредитовании инвестиционных проектов под залог приобретаемого имущества (оборудования), используя денежные ресурсы банка-учредителя. Инвестиционные компании выполняют операции по размещению ценных бумаг. Для мобилизации ресурсов выпускают собственные акции, часто привлекают кредит коммерческих банков.