Список необходимой литературы. 1. Афанасьев В. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости (к проблеме единства экономической науки) // Вопросы экономики
1. Афанасьев В. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости (к проблеме единства экономической науки) // Вопросы экономики. 2002.
2. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.
4. Нуреев Р. Теории развития: неоклассические модели становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2004. №5.
Занятие 2
1. Экономическое содержание теории институционализма.
2. Экономические взгляды Т. Веблена.
3. Экономические идеи У. Митчелла и Дж. Коммонса.
4. Теории конкуренции Э. Чемберлина и Дж. Робинсона.
Вопросы для обсуждения
1. Сформулируйте предмет, метод и функции институционализма.
2. В чем заключается сущность «социального контроля над экономикой»?
3. Какое определение праздного класса и его характеристики предлагает Т. Веблен?
4. Какие идеи выдвигал У. Митчелл в теории циклического развития?
5. Как трактовал Дж. Коммонс соотношение экономики и права?
6. В чем состоит вклад институционалистов в развитие и становление экономической науки?
Темы рефератов
1. Концепция реформ Т. Веблена.
2. Социально-правовой институционализм Дж.Р. Коммонса.
3. Конъюнктурно-статистический подход У.К. Митчелла.
4. Теория нового индустриального общества Дж.К. Гелбрэйта.
Список необходимой литературы
1. Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя.– М.: Дело 2002.
2. Васильева Е.Э. Институционализм как альтернатива неоклассической и марксистской экономической теории // Квартальный бюллетень клуба экономистов. 2000. Вып.4.
3. Веблен Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1984.
4. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.
5. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. – М., 1973.
6. История экономических учений (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2002.
7. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учеб. для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Дополнительная литература
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.– М: «Дело», 1994.
2. Всемирная история экономической мысли. В 6 т.– М.: «Мысль», 1987-1997.
3. История экономических учений: (современный этап): Учебник (под общ.ред. А.Г. Худокормова). – М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров.– М.: «Дело»,1996.
5. Покидченко М. Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М., 1960.
Тема 2.4. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политэкономии
Занятие 1
1. Условия и историческая необходимость возникновения учения классиков. Этапы его развития.
2. У. Пети и П. Буагельбер как основоположники классической политэкономии
3. Физиократия как первая научная экономическая школа. Ф. Кенэ и А. Тюрго. Экономические таблицы.
Занятие 2
1. Экономическое учение А. Смита.
2. Экономическое наследие Д. Рикардо.
3. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и Т.Р. Мальтуса.
4. Дж. Миль как завершитель классической политической экономии.
5. Марксистская школа в классической политэкономии.
Вопросы для обсуждения
1. Почему Англия оставалась лидером в доработке классической политэкономии?
2. В чем особенности методологии А. Смита?
3. Что понимал А. Смит под «невидимой рукой» и «экономическим человеком»
4. Какова заслуга Д. Рикардо в разработке теории ренты?
5. Какова у Маркса трактовка капитала?
6. Как соотносятся в теории Сэя стоимость и цена на факторы производства, и чем определяется их стоимость?
7. Как Мальтус и определял , прибыль и ссудный процент?
8. С каким противоречием столкнулся Милль при анализе проблемы стоимости.
Темы рефератов
1. Классическая школа, её основные положения и вклад в дальнейшее развитие экономической мысли.
2. Сравнительный анализ экономического учения У.Петти и П.Буагильбера.
3. Вклад Ф.Кенэ в становление экономической науки (учение о чистом продукте, производительном труде, концепция естественного порядка).
4. Развитие физиократических воззрений у А.Р.Ж.Тюрго.
5. Учение А.Смита о разделении труда, обмене и деньгах.
6. Учение Д.Рикардо о заработной плате, прибыли и ренте.
7. Причины бедности населения в учении Т.Мальтуса.
8. Теория Т.Мальтуса и современная практика демографического и экономического развития
9. Маркс и современность. Современная оценка марксизма.