Социально-экономические преобразования

Основные направления Мероприятия Результат
Устранение недостатков, выявление резервов, раскрытие потенциала советской экономики 23 апреля 1985 г. — пле­нум ЦК КПСС: курс на ускоре­ние социально-экономи­ческого разви-тия страны — максимальнаязагрузка произ­водственных мощностей при организации их многосменного режима работы   — Традиционная ставка на энтузи­азм работников взамен их матери­ального стиму­лирования успе­хов не принесла. — Усиленная экс­плуатация обору- дования, не под­креплённая техни­ческими нововве­дениями и новым уровнем подготов­ки специалистов → рост аварийности (26 апреля 1986 г. — авария на Чернобыльской АЭС)
1985 г. — введе­ние новой контролирую­щей качество продукции ин­станции — гос­приёмки Рост управленче­ского аппарата и материальных за­трат при неизмен­ности состояния качества выпус­каемой продукции
17мая 1985 г. — начало широко­масштабной кампании в стране по борьбе с алкоголизмом («антиалкоголь­ная кампания») Вырубка виноград­ников, резкое со­кращение прода­жи спиртных напитков и повы­шение цен на них, повсеместный раз­гром «питейных точек» → обваль­ный рост спекуля­ции спиртным, са­могоноварение, массовые отравле­ния населения винными суррога­тами
Апрель 1986 г. — постановле­ние ЦК КПСС «Об основных направлениях ускорения реше­ния жилищной проблемы в стране»: каж­дой семье от­дельную квартиру или дом к 2000 г. Отсутствие необхо­димого финансиро­вания и ухудшение общей экономиче­ской ситуации в стране → реализа­ция этой програм­мы несостоятельна
15 мая 1986 г.— начало кампа­нии в стране по борьбе с «нетру­довыми дохо­дами» Наступление мест­ных властей на личные подсобные хозяйства, реаль­но не затронув во­ротил «теневой» экономики, тесно связанных с кор­румпированной частью управлен­ческого аппарата
19 ноября 1986г. — закон об индивидуаль­ной трудовой де­ятельности Начало предпри­нимательства в стране
Перестройка административно-командной экономической систе­мы, её заме­на на хозрас­чётную Лето 1987 г. — осуществление комплекса эко­номических мероприятий: 30 июня 1987 г. — Закон «О государствен­ном предприятии (объединении)»: расширение са­мостоятельно­сти предприя­тий на принци­пах хозрасчёта и самофинансиро­вания, выбор их руководителей; • развитие част­ного сектора в экономике, на­чиная с под­держки коопера­тивного движе­ния; • отказ от госу­дарственной мо­нополии внеш­ней торговли; • сокращение численности ми­нистерств и ве­домств и декла­рирование «партнёрских отношений» между ними и предприятиями; • переход от ди­рективного пла­на к госзаказу Середина 1988 г. — зако­ны, открываю­щие простор для частной иници­ативы в более чем в 30 видах деятельности: производства и услуг — Усиление дисба­ланса между раз­личными секторами народнохозяйствен­ного комплекса. — 1988 г. — начало общего сокраще­ния производства в сельском хозяй­стве, с 1990 г. — в промышленности. — Нехватка эле­ментарных продук­тов питания → нормированное их распределение (включая Москву). — Нарастание ажиотажного спро­са на товары в усло­виях инфляции → «сахарный», «чай­ный», «табачный» кризисы,кризис моющих средств, — Дефицит госбюд­жета в 1989 г. пре­высил 100 млрд руб. (11% валового национального продукта). Сокра­щение золотого запаса страны (за 1985-1991 гг. в 10 раз и составил 240 т) Развитие частных предприятий → фактическая лега­лизация «теневой» экономики и её ка­питалов, накоплен­ных различными способами, вклю­чая коррупцию и казнокрадство. По приблизительным оценкам, частный сектор стал «отмы­вать» до 90 млрд руб. в год
1987 г. — при­знание равен­ства 5 форм хо­зяйствования: совхозов, колхо­зов, агрокомби-натов, арендных коллективов, крестьянских фермерских хо­зяйств. Ноябрь 1989 г. — закон об арен­де и арендных отношениях: право сельских и городских жи­телей брать зем­лю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой рас­поряжения сельхозпродук­цией — К лету 1991 г. на арендных услови­ях обрабатывалось лишь 2% возделы­ваемых земель и содержалось 3% поголовья скота. — Основными пос­тавщиками сель­скохозяйственной продукции остава­лись колхозы и совхозы
Поиск пу­тей стаби­лизации экономики перехода к рынку 1990 г. — зако­нодательные ак­ты: демонополи­зация, децентра­лизация и разгосударств­ление собствен­ности, учрежде­ние акционер­ных обществ, совместных с иностранцами предприятий, коммерческих банков, разви­тие частного предпринима­тельства — Реализация большинства этих мероприятий от­кладывалось до 1991 г., перевод лишь 20% пред­приятий на аренду растягивался до 1995 г. — Несмотря на со­хранение высоких налогов на при­быль (от 35 до 45%) были созда­ны условия для развития коммер­ческих структур в стране
Осень 1990 г. — объединение по инициативе М. С. Горбачёва двух экономиче­ских программ: • программы «перехода к ры­ночной эконо­мике» — «500 дней» (Г, А. Яв­линский, С. С. Шата­лин) → быст­рый переход к рынку в течение 1,5 лет; • правитель­ственной про­граммы (Н. И. Рыжков, Л. И. Абалкин)→ поэтапное введе­ние рыночного механизма в те­чение 6 лет ↓ Экономическая программа («Основные направления по стабилизации народного хо­зяйства») Сначала стаби­лизация эконо­мики, а потом движение к рынку. Начало практи­ческого выполне­ния экономиче­ской программы председателем Кабинета мини­стров В. С, Пав­ловым: 24 января 1991 г. — обмен 50-100-рублё­вых купюр и по­вышение цен в 2-4 раза (при 40% компенса­ции) — Экономическая программа («Ос­новные направле­ния по стабилиза­ции народного хо­зяйства и переходу к рыночной эконо­мике») осталась декларацией о на­мерениях. Союз­ные республики от­казались принимать её к исполне­нию. — Данная про­грамма оказалась неосуществлённой в связи с внутрипо­литической неста­бильностью, куль­минацией которой явилось резкое обострение поли­тического кризи­са, проявившегося в событиях 19-21 августа 1991г.

Наши рекомендации