Исчезнуть — исчез — исчезнувший (-ая, -ее, -ие).

Идти — шёл — шедший ( ая, -ее, -не).

Прийти — пришёл — пришедший (-ая, -ее, -ие).

Привести — привёл — приведший ( - а я , -ее, -ие).

Исчезнуть — исчез — исчезнувший (-ая, -ее, -ие).

Задание 2. Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия. Образец: прочитавший — прочитал — прочитать.

Написавший, отвечавший, изучавший, объяснявший, открывший, повторявший, сдававший, сдавший, выступавший, получавший, получивший, заболевший, построивший, покупавший, купивший, учивший, учившийся, победивший, друживший, приходивший, приехавший, ушедший, выросший, принёсший, находившийся, встречавшийся, встретившийся, занимавшийся.

Задание 3. Образуйте активные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Образец: решать — решал —решавший; решить — решил — решивший.

Жить, думать, отдыхать, защищать, говорить, сказать, звонить, погибать, погибнуть, продолжать, покупать, купить, заплатить, танцевать, информировать, сконструировать, брать, взять, считать, заболеть, сдать, расти, вырасти, вылечиться, подружиться, встретиться, появиться, увлекаться.

Задание 4. Составьте предложения, правильно соединив части А и Б. Замените данные конструкции синонимичными.

Вариант I

А Б

1.Моя подруга стала хорошим специалистом а ) учившегося в нашем университете.

2. Мы встретили своих друзей, б) учившимся в нашем университете.

3. Я разговаривал со своим товарищем, в) учившаяся в нашем университете.

4. У Мансура есть старший брат, г) учившихся в нашем университете.

5. Он знает этого менеджера, д) учившийся в нашем университете.

Вариант II

A Б

1. Я поздравил моего друга, а ) сдавшего трудный экзамен.

2. Мне позвонила старшая сестра, б) сдавшей трудный экзамен

3. Родители думали о своих детях, в) сдавшим трудный экзамен.

4. Мы идём к нашим друзьям, г) сдавших трудный экзамен.

5. Она говорила со студенткой, д ) сдавшая трудный экзамен

6. Это конспект моего брата, е ) сдавшего трудный экзамен.

7. В кафе мы встретили подругу, ж ) сдавшую трудный экзамен.

Задание 5. Прочитайте предложения. Раскройте скобки и поставьте причастияв нужный падеж.

1. Мне нужно посоветоваться с известным профессором, (изучавший) эту проблему. 2. Ты обратил внимание на симпатичную девушку, (стоявшая) у окна? 3. Как зовут учёного, (открывший) этот физический закон? 4. Вы слышали о знаменитом докторе Святославе Фёдорове, (вернувший) зрение многим больным? 5. Это портрет Дмитрия Менделеева, (создавший) периодическую систему химических элементов. 6. Я часто вспоминаю о своих друзьях, (приславшие) мне эти фотографии. 7. Я должен отдать деньги близкому другу, (купивший) мне этот словарь. 8. Зрители приветствовали белорусского спортсмена, (принёсший) команде Олимпийскую медаль.

Задание 6. Дополните предложения причастными оборотами. Образец: Мы внимательно слушали . Студент, выступавший на собрании. — Мы внимательно слушали студента, выступавшего на собрании.

А. Преподаватель, объяснявший новые задачи.

1. Студенты внимательно слушали... 2. Они задавали вопросы… 3…., отвечал на вопросы студентов.4. Во время перерыва студенты говорили о… 5. На столе лежали книги… 6. Студенты выполняли задание с ..

Б. Студентка, переводившая стихи на английский язык.

1. ... , любила поэзию. 2…, нравится эта работа.3. Родители,…,хотели, чтобы она стала переводчицей. 4 . , пригласили на презентацию. 5. Журналист спорил со ... .6. В университетской газете написали статью о ....

В. Студенты, окончившие университет.

1…, получили разные специальности. 2. Много…, поступило в аспирантуру. 3. Ректор пригласил …, на международную конференцию. 4. Ректор вручил дипломы .... 5. Он сфотографировался со ... .6. Мы не забываем о ... .

Задание 7. Употребите причастие в нужной форме.

1. Студенты слушали профессора, ... лекцию по макроэкономике, с большим интересом. Профессор, ... лекцию по макроэкономике, ответил на вопросы студентов, (читавший, прочитавший) 2. Друзья подарили будильник студенту, ... на занятия. Преподаватель не разрешил войти в аудиторию студенту, ... на занятие, (опаздывавший, опоздавший) 3. Профессор, ... на вопросы студентов, вышел из аудитории. Космонавт, ... на вопросы журналистов, рассказывал о работе в космосе, (отвечавший, ответивший) 4. Первую женщину-космонавта, ... известность во всём мире, зовут Валентина Терешкова. Первая женщина-космонавт, ... письма из разных стран мира, отвечала всем, (получавший, получивший) 5. Анна спросила студентку, ... из аудитории, трудные ли были вопросы. Она подошла к студентке,... на улицу, (выходивший, вышедший) 6. Студентка, ... своих родителей, смотрела в окно и не слушала преподавателя. Девушка, ... , что она забыла билеты на столе, вернулась домой, (вспоминавший, вспомнивший) 7. Иностранные студенты, ... летом на родине, вернулись в Минск. Хорошо ... студенты начали заниматься, (отдыхавший, отдохнувший) 8. Инженер беседовал с рабочими, ... здание общежития. Рабочим, ... здание общежития за год, дали другую работу, (строивший, построивший)

Задание 8. А. Прочитайте текст «Улыбка». Найдите причастия и назовите глаголы, от которых они образованы. Б. Замените причастные обороты придаточными предложениями со словом который.

Улыбка

Это произошло неожиданно, вскоре после полёта Юрия Гагарина.К ребятам, игравшим в футбол во дворе, подошёл Вовка. Один из мальчиков посмотрел на него с удивлением и сказал:

— Ребята, посмогрите, наш Вовка похож на Юрия Гагарина! Честноеслово!

Все внимательно посмотрели на Вовку и вдруг закричали:

— Похож! Похож!

Вовка удивился и быстро побежал домой. Он вбежал в квартиру, подбежал к зеркалу и внимательно посмотрел на своё отражение. В глазах его были надежда и страх: а вдруг ребята ошиблись, а вдруг он не похож на Юрия Гагарина? Мать спросила сына:

— Что случилось? Почему ты смотришь в зеркало? Разбил нос?

Но Вовка ничего не ответил. Он смотрел на себя в зеркало и улыбался. Раньше он никогда не улыбался перед зеркалом и не знал, какая у него улыбка.

— Что с тобой? — повторила мать. Она не привыкла видеть улыбку на лице сына. Дома он никогда не улыбался. Мать внимательно посмотрела на сына. Он улыбнулся ей. В глазах у него была радость.

— Вовка, подожди, ты знаешь... ты знаешь, на кого ты сейчас похож? — удивлённо спросила мать сына.

— Ребята сказали, что я похож на Гагарина, — с гордостью ответил ей Вовка. Теперь он знает, что ребята не ошиблись. Он выбежал из квартиры и радостно побежал во двор. Вечером вернувшийся с работы отец тоже внимательно посмотрел на сына.

— Действительно, Вовка очень похож на Гагарина, — удивился он. — Как же я раньше не замечал этого?

— Не замечал, потому что не знал раньше Г агарина, — сказала сестра Вовки, сидевшая за столом и готовившая уроки. И добавила:

— А может быть, не заметил и потому, что Вовка никогда не улыбался. Он всегда плохо вёл себя дома. Вовка хотел ответить сестре, но остановился. Он решил, что теперь ему всегда нужно думать о том, что он похож на Гагарина. А в школе уже все знали, что Вовка из седьмого класса похож на Гагарина. И специально приходили смотреть на него. В глазах у них было удивление. А Вовка гордился.

На собрании родителей директор школы сказал:

— Вот удивительный пример, как улыбка меняет человека. Вы помните, мы часто говорили о Вове. Он плохо вёл себя в классе. Но как только кто-то увидел, что он похож на героя-космонавта, мальчик стал лучше. И онулыбается!

— Да, но не все похожи на Юрия Гагарина, — сказал один из родителей, внимательно слушавший директора.

— Но в жизни молодых всегда есть причина для улыбки, — ответил директор.

Вовке, ставшему известным не только в школе, но и в своём микрорайоне, завидовали многие ребята. Когда они все вместе шли по улице, они просили Вовку:

— Улыбайся, чтобы все видели, как ты похож на Юрия Гагарина.

И Вовка с радостью улыбался...

В. Прочитайте текст ещё раз и ответьте на вопросы.

1. Какое чувство испытал Вовка, когда узнал о своём сходстве с Юрием Гагариным?

2. Можете ли Вы объяснить, что такое чувство ответственности?

3. Как Вы думаете, что случилось с мальчиком в жизни потом, когда он

вырос? Кем он стал?

4. Понравился ли вам рассказ? Верите ли вы, что сходство Вовки с Юрием Гагариным могло так изменить мальчика?

5. Прокомментируйте слова директора об улыбке. Что Вы сами думаете о роли улыбки в жизни человека?

6. Считаете ли Вы Юрия Гагарина героем? Является ли он гражданином Земли? Почему Вы так думаете?

Г. Передайте содержание текста и объясните название рассказа.

Тема 3. ПАССИВНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Всеми любимая актриса играет в новом фильме.

Задание 1. Прочитайте слова, данные в таблице. Как образуются страдательные

причастия настоящего времени? Чему соответствуют их суффиксы?

Инфинитив Форма 1-го лица мн.ч. наст. вр. Суффикс Причастне
выполнять выполня-ем -ем- выполня-ем-ый (ая, ое, ые)
любить люб-им -им- люб -им-ый (ая, ое, ые)
нести нес-ём -ом- нес-ом-ый (ая, ое, ые)

Задание 2. Прочитайте причастия, назовите инфинитивы, от которых они образованы, поставьте вопрос от инфинитива. Образец: получаемый (кем?) — получать (что?).

Выполняемый, создаваемый, переводимый, открываемый, видимый, любимый, искомый, ведомый, исследуемый, читаемый, ценимый, изучаемый, создаваемый, решаемый.

Задание 3. От предложенных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Составьте с полученными причастиями словосочетания и запишите их. Образец: познавать — познаваемый мир. Мир, познаваемый человеком.

Изучать, выполнять, организовывать, ценить, передавать, сообщать, решать, посылать, создавать, объяснять, обсуждать, получать, повторять, открывать,охранять, разрушать, уничтожать, занимать, выпускать, проверять, спасать.

Задание 4. Составьте словосочетания из слов, данных в левой и правой колонках.

1. Тракторы, а ) ... охраняемые государством.

2. Тёплые вещи, б ) ... проектируемая белорусскими архитекторами.

3. Зубры, в ) ... выпускаемые Минским тракторным заводом.

4. Упражнения, г) ... видимая только в телескоп.

5. Доклад, д ) ... выполняемые студентами.

6. Станция метро, е ) ... посылаемые родителями.

7. Звезда, ж ) ... обсуждаемый участниками конференции

Задание 5. Дополните предложения словосочетаниями из задания 4.

1. Тракторы ... экспортируются во многие страны мира. 2. Тёплые вещи ... я получаю на почте. 3. Зубры …. живуг в Беловежской пуще. 4. Упражнения ... проверяются преподавателем. 5. Доклад ... был очень интересным. 6. Станция метро ... будет построена в следующем году. 7. Звезда ... открыта молодым астрономом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

НЕ забывать — незабываемый, НЕ узнавать — неузнаваемый, НЕ выносить —невыносимый, НЕ переводить — непереводимый, НЕ решать — нерешаемый, НЕ видеть — невидимый и т.д.

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя слова для справки.

1. Как называется выражение, которое невозможно дословно перевести надругой язык? 2. Какую боль испытывает человек, если её трудно терпеть? 3. Какую проблему невозможно решить? 4. Эта девушка так изменилась, что её трудно узнать. Какой она стала? 5. Вы встретились с любимым писателем. Эту встречу трудно забыть. Какая это встреча? 6. Какие частицы нельзя увидеть без микроскопа? 7. Какую помощь нельзя оценить в деньгах?

Слова для справки: незабываемый, неоценимый, неузнаваемый, непереводимый, невидимый, нерешаемый, невыносимый.

Наши рекомендации