Для студентов заочного отделения факультета журналистики

  1. Предмет и метод экономической науки
  2. Базовые экономические понятия: потребность, блага, ресурсы.
  3. Проблема альтернативного использования экономических ресурсов в обществе. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
  4. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы задания функции спроса. Детерминанты спроса.
  5. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения.
  6. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. Рыночный дефицит и излишек. Излишек покупателя и рента продавца.
  7. Вмешательство государства в рыночное равновесие: прямые и косвенные способы воздействия на рынок.
  8. Эластичность спроса и предложения.
  9. Кардиналистский подход в теории потребительского выбора. Первый закон Госсена. Спрос и полезность. Закон равных предельных полезностей.
  10. Ординалистский подход в теории потребительского выбора. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия. Карта безразличия. Предельная норма замещения.
  11. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
  12. Понятие фирмы и её цели. Классификация фирм: по основным целям, по размерам, по формам собственности.
  13. Продукт, доход и прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Экономическая прибыль.
  14. Издержки производства. Внутренние и внешние издержки. Постоянные и переменные издержки. Нормальная прибыль.
  15. Общие, средние и предельные издержки. Правило минимизации издержек.
  16. Износ и амортизация основного капитала.
  17. Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции.
  18. Рынок несовершенной конкуренции, его модели. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.
  19. Монополия, её характеристика. Естественная монополия. Ценовая дискриминация.
  20. Монополистическая конкуренция: характеристика, дифференциация продукта, неценовая конкуренция.
  21. Олигополия: характеристика, стратегия поведения фирмы.
  22. Проблемы рыночной экономики. Фиаско рынка.
  23. Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.

24. Система национальных счетов. ВВП. Способы измерения ВВП в системе национальных счетов. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП.

  1. Экономический рост: способы графического задания, показатели, типы. Цикличность экономики. Фазы и виды циклов. Причины экономических циклов.
  2. Безработица: понятие, показатели и виды. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей.
  3. Инфляция, её показатели и виды. Последствия инфляции.
  4. Деньги и их функции. Понятия и типы денежных систем. Денежный рынок. Спрос на деньги.
  5. Предложение денег. Банковская система. Функции Центрального банка. Активы и пассивы ЦБ.
  6. Коммерческие банки: цель, функции, создание денег.
  7. Сущность и цели монетарной политики. Её инструменты, виды.
  8. Налоговая система: классификация налогов, функции налогов. Кривая Лаффера. Налоговая реформа в РФ.
  9. Государственный бюджет: основные виды расходов и доходов. Сальдо госбюджета.
  10. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.
  11. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.
  12. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике. Личные и располагаемые доходы. Социальная политика государства.
  13. Платёжный баланс: структура и взаимосвязь счетов. Дефицит платёжного баланса и способы его финансирования.
  14. Государственное регулирование международной торговли – политика протекционизма (таможенные пошлины, квоты, лицензии, субсидии, демпинг).
  15. Обменный курс: номинальный и реальный. Паритет покупательной способности. Системы обменных курсов: плавающий и фиксированный курс валюты.
  16. Концепции переходной экономики («градуализм» и «шоковая терапия»). Закономерности переходного периода.
  17. Предпосылки завершения переходного периода (социальная направленность российской экономики, финансирование накопления человеческого капитала, создание механизмов социального партнерства).

Наши рекомендации