Укрепление социальной ответственности предприятий

В восприятии сотрудников

Теоретическое обоснование:

Ценностные ориентации и социальное положение сотрудников влияют на восприятие социальной ответственности компании. Согласно результатам исследования, при относительном благополучии для работников актуальны проблемы более высокого уровня (Центробанк). Снижение оценки положения дел отражает низкий уровень удовлетворенности базовых потребностей (НПО ПМ).

Например, в рамках внутренних программ сотрудники НПО ПМ и Центробанка расставляют различные акценты. Проблема обеспечения базовых потребностей, выраженная в концентрации внимания на вопросах заработной платы и обеспечения жильем, является более существенной для сотрудников НПО ПМ. Получение высоких зарплат работники банка поместили на значительно более низкий уровень, выразив потребность в программах по повышению профессионализма сотрудников.

Проводя аналогию с классической мотивационной пирамидой Маслоу, можно сказать, когда нижний уровень мотивационной пирамиды, на котором человек борется за выживание и безопасность, «закрывается» выплачиваемыми работнику деньгами, вступают в действие другие ценности. В этом случае, мотивировать сотрудников – значит предоставить им возможность реализовать жизненные ценности, работая на благо компании. Именно при таком подходе руководство может быть уверено в том, что сотрудник не покинет компанию, получив первое попавшееся предложение, которое покажется ему финансово более выгодным.

В целом, социальная ответственность компаний понимается большинством опрошенных сотрудников как реализация внутренних социальных программ, направленных на заботу о персонале. Сюда включены следующие критерии: обеспечение рабочими местами, выплата более высоких зарплат, реализация жилищных программ, программ по охране и укреплению здоровья персонала.

Такие критерии социальной ответственности как реализация благотворительных, спонсорских проектов, программ по защите окружающей среды, участие в формировании позитивного общественного мнения о бизнесе, поддержка бизнесом социальных инициатив граждан в настоящее время для сотрудников обоих предприятий не являются актуальными.

Респонденты также не видят ведущей роли бизнеса в развитии культуры и искусства, во внедрении программ приобщения населения к российским и международным культурным и духовным ценностям.

Анализ базовых ценностей респондентов показал, что основная смысложизненная ориентация у сотрудников описывается стремлением к материальному достатку, престижу, славе, восхищению окружающих; занятиям спортом, занятию руководящей должности, обретению хороших возможностей для отдыха и развлечений. Немаловажную роль здесь играет хорошая семья как атрибут престижа и состоятельности в обществе, дополняющий статус зрелого самостоятельного человека.

На восприятие корпоративной социальной ответственности влияет и специфика деятельности организации. Характеризуя корпоративную социальную ответственность, почти половина опрошенных сотрудников НПО ПМ считают, что компания должна участвовать в развитии науки, образования, технологий и инноваций. Для сотрудников банка эта позиция оказалась не значимой. Подчеркнем, что и в этом случае ценностная компонента очевидна. При низком уровне благосостояния научные сотрудники сохраняют свой профессиональный статус. Иначе говоря, мы наблюдаем существенные различия между высокостатусными целями и низкостатусными ресурсами у сотрудников НПО ПМ.

Это существенное отличие может стать одной из направляющих корпоративных социальных программ. Материальная мотивация - лишь один из нескольких десятков наиболее часто встречающихся мотивирующих факторов. Притом не самый эффективный. К примеру, управление такими ценностями, как карьерный рост, статус, слава, оценка, ясность цели, может влиять на энтузиазм работника не меньше, чем высокая зарплата и бонусы. Для создания здорового корпоративного духа на предприятии важно, чтобы человек ощущал необходимость своей работы.

В данном случае, у сотрудников НПО ПМ сформировано особое представление о престиже и научном статусе своей работы, что может детерминировать выбор места работы и должности независимо от величины дохода. Характерно, что в среде научных работников бытует шутка о том, что даже плата за вход на предприятие не заставит сотрудников уйти с работы.

Здесь необходимо подчеркнуть насколько важным является использование профессионального потенциала для ученого и возможность реализовать его в рабочей деятельности. Специфика деятельности этой организации обуславливает расстановку акцентов в процессе формирования внутрикорпоративных социальных программ.

Анализ представлений сотрудников НПО ПМ о смысле жизни также вскрыл их потребность в творческой работе: более половины опрошенных придерживаются социально-демографической и социально-творческой концепции. В процессе исследования была выявлена такая сторона отношения научных сотрудников к работе как патернализм, что также отразилось на восприятии ими корпоративной социальной ответственности. Безусловно, здесь оказывает влияние консерватизм, инертность, связанная, в частности, с возрастом (большинство сотрудников - в возрасте свыше 40 лет). Отпечаток накладывает и статус закрытого города, жители которого в советском прошлом отмечали значительную государственную поддержку и высокий уровень благосостояния. Существенная доля услуг предоставлялась работникам предприятия фактически бесплатно. Поэтому значительная часть работников переносит на современный бизнес ожидания социальной защиты, соответствующей прошлым советским порядкам.

В то же время, при выраженном доверии социальным институтам власти сотрудники НПО ПМ склонны недооценивать способности компании формировать необходимые для ее успешной деятельности условия. Они полагают, что судьба предприятия зависит в большей степени от того, насколько успешно его управляющие сумеют выстроить отношения с государственными структурами. Таким образом, ответственность за положение дел на предприятии возлагается на внешний субъект – государство, местную власть. У сотрудников Центробанка вера в возможности самой организации гораздо сильнее.

Можно интерпретировать это различие, учитывая ценностные детерминанты: актуальность нигилистической и потребительской концепций бессмертия среди сотрудников Центробанка и социально-демографической, социально-творческой среди сотрудников НПО ПМ. Американский философ Корлисс Ламонт считает, что представления о бессмертии заставляют человека тратить силы на иллюзорные цели, вместо того, чтобы завоевывать счастье для себя и других. Он убежден, что признание смертности человека не только не подорвет нравственность, но будет действовать как раз в противоположном направлении. «Люди поймут, как никогда раньше, реальность быстротечного времени и осознают свою серьезную обязанность использовать его наилучшим образом». Следует отметить, что наиболее распространенными ценностными детерминантами на уровне массового сознания опрошенных сотрудников обоих предприятий является хорошая семья. Именно эта позиция респондентов коррелирует с мнением о том, что основным преимуществом, получаемым компанией при соблюдении принципов социальной ответственности является укрепление внутрикорпоративных связей.

Семья сегодня становится успешным каналом коммуникации для многих компаний. В качестве корпоративных подарков сотрудникам некоторых компаний приносят не календари или офисные наборы, а подарки, адресованные семье, детям. Например, в 2003 году аэропорт «Шереметьево» в рамках реализации социальных программ по поднятию престижа предприятия в глазах сотрудников провел конкурс детского рисунка. Специалист центра общественных связей международного аэропорта "Шереметьево" Наталья Крейндлин прокомментировала это так: "Мы хотим, чтобы люди жили нашей компанией, но напрямую сложнее давать какие-то установки, а через ребенка легче обратиться к человеку". Кроме того, компания, которая поглощает все большую часть времени сотрудника, часто становится причиной его семейных проблем. Это еще один аргумент в пользу интегрирования семьи в компанию.

Задание

1. Проанализируйте как влияют ценностные ориентации на и социальное положение сотрудников влияют на восприятие социальной ответственности компании. Предложите варианты укрепления социальной ответственности обоих предприятий в восприятии сотрудников.

Вопросы:

1) Почему различаются программы развития социальной ответственности сотрудников различных предприятий?

2) В чем заключается концепция пирамиды Маслоу и как потребности влияют на восприятие социальной ответственности сотрудников компаний?

3) Как в целом понимается социальная ответственность компаний большинством сотрудников?

4) Как влияет специфика деятельности организации на восприятие корпоративной социальной ответственности?

Литература:[2, 3, 6, 7, 8, 9, 12, 13].

Список рекомендуемой литературы.

Список основной литературы.

1. Алехин, Э. В. Региональная экономика и управление [Текст] : учебное пособие / Э. В. Алехин. – Пенза : Пенз. гос. ун-т, 2010. – 97 с.

2. Региональная экономика и управление [Текст] : учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, Ю. С. Дульщикова – М. : Изд-во РАГС, 2008. – 616 с.

3. Родионова, И. А. Региональная экономика [Текст] : Учебное пособие для студентов экономических специальностей / И. А. Родионова. – М. : Издательство «Экзамен», 2007. – 384 с.

4. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление [Текст]: учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 416 с.

Дополнительная литература.

5. Акинин, П. В. Экономика Ставропольского края [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений экономических специальностей / П. В. Акинин, В.В. Гаевский, С.В. Рязанцев. – Ставрополь : Кн. изд-во, 2002. – 392 с.

6. Бутов, В. И. Основы региональной экономики [Текст] : учебное пособие / В. И. Бутов, В .Г. Игнатов, Н. П. Кетова. – М. : Ростов н/Д, 2004.

7. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление [Текст] : учебное пособие для вузов / А. И. Гаврилов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 239 с.

8. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Гранберг. – 2-е изд. – М. : ГУ ВШЭ, 2005. – 495с.

9. Гутман, Г. В. Управление региональной экономикой [Текст] / Под ред. Г. В. Гутмана. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 176с.

10.Игнатов В. Г. Регионоведение (экономика и управление) [Текст] : учебное пособие / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. – М. : «Тесса», Ростов н/Д : издательский центр «Март», 2004.

11.Кистанов, В. В. Региональная экономика России [Текст] : учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 584 с.

12.Региональная экономика [Текст] : учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2003.

13.Тяглов, С. Г. Региональная экономика [Текст] / Под ред. проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д : Феникс, 2001.

       
    Укрепление социальной ответственности предприятий - student2.ru
 
  Укрепление социальной ответственности предприятий - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по дисциплине

«Актуальные проблемы регионального управления»

для студентов направления

081100.68 «Государственное и муниципальное управление»

Составители:

Е. Ф. Боброва, Т. М. Федоренко

Редактор:

__________________________________________________________________

Подписано к печати

Формат 60x84 1/16. Усл. п. л. . Уч.–изд. л. .

Бумага газетная. Печать офсетная. Заказ Тираж 50 экз.

ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

355028, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2

__________________________________________________________________

Издательство ФГАОУВПО

«Северо-Кавказский федеральный университет»

Отпечатано в типографии СКФУ

Наши рекомендации