Факторы ценовой эластичности спроса.
1. Заменяемость. Вообще говоря, чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
2. Удельный вес в доходе потребителя.Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку составит всего несколько центов и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома будет составлять, скажем, 1,5 тыс. или 15 тыс. дол. соответственно. Подобные повышения цен составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.
3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно мистичен. Хлеб и электроэнергия общепризнаны в качестве предметов необходимости; без них мы "не протянем". Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба или электричества для освещения и других. Если цены на изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это предмет необходимости; несоленая пища оставляет желать много лучшего. Хороших заменителей соли мало. И наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете бытовых нужд.
4. Фактор времени. Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители – это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь "появился вкус".
27. Теория производства: понятие производства и кругооборота фондов, производственная функция, изокоста и изокванта, производственная сетка.
Под производством в современной микроэкономике понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат, если известен результат (которого необходимо достичь), то минимизируется объем ресурсов. Под затратами понимается все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. Выпуском может быть любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. Деятельность фирмы может обозначать как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покупку продукции с целью ее последующей перепродажи.
Кругооборот фондов предприятий- это последовательное превращение производственных фондов из одной функциональной формы в другую до возвращения первоначальную. В этом движении производственные фонды последовательно проходят 3 стадии: обращения, производства и обращения, которым соответствуют три функциональные формы: денежная, производительная и товарная.
где: Д - первоначально авансированные деньги или капитал;
T - товар; РС- рабочая сила; СП - средства производства; П - процесс производства товаров и услуг; T` - произведённый товар; Д` - деньги, вырученные от реализации произведённых товаров и услуг.
Функция оборотных средств состоит в платежах – расчетном обслуживании кругооборота материальных ценностей на стадиях приобретения, производства и реализации. В этом случае движение оборотных производственных фондов в каждый момент времени отражает оборот материальных факторов воспроизводства, а движение оборотных средств – оборот денег, платежей.
ИЗОКВАНТА— кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.
Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции.
Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.
ИЗОКОСТА— линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам.
Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается (но не пересекает) изокосты, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объема продукта.
производственная сетка (таблица). По горизонтали в таблице указан объем вовлекаемой в про-во рабочей силы, а по вертикали – объем капитала. Перемещаясь по диагонали вниз и слева на право и увеличивая объем факторов про-ва, мы наращиваем объем выпуска продукции с 20 до 115 единиц. Перемещаясь по диагонали слева направо и вверх, объем выпуска (Q=75) остается постоянным.
28. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные и совокупные издержки.
• постоянные издержки(ТFC) величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции (амортизационные отчисления, проценты по банковскому кредиту, арендная плата, содержание административного аппарата и др.). Речь идет о затратах на ресурсы, относящиеся к постоянным факторам производства. Величина этих затрат не связана с объемами производства. Постоянные издержки существуют даже тогда, когда производственная деятельность на предприятии приостановлена, а объем производимой продукции равен нулю. Предприятие может избежать этих издержек, только полностью прекратив свою деятельность;
• переменные издержки(TVC), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочего персонала и т. п.). Речь идет о затратах на ресурсы, относящиеся к переменным факторам производства. С расширением производства переменные издержки будут возрастать, так как фирме потребуется больше сырья, материалов, работников и т. п. Если фирма прекратит производство и объем выпуска (Q) достигнет нулевого уровня, то и переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся неизменными.
Различие между постоянными и переменными издержками существенно для каждого бизнесмена: переменными издержками он может управлять, постоянные издержки — должны быть выплачены независимо от объемов производства, даже если производство приостановлено.
Помимо постоянных и переменных издержек в краткосрочном периоде выделяют еще один вид издержек — валовые (совокупные, суммарные, общие). Валовые издержки (ТС)— сумма постоянных и переменных издержек, исчисляемая для каждого данного объема производства:
ТС= TFC+ TVC.
Валовые издержки (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек.
Поскольку TFC равны некоторой константе, динамика валовых издержек будет зависеть от поведения TVС, т. е. будет определяться действием закона убывающей предельной производительности (поэтому график функции TVC и TFC - не прямая линия)
29. Средние издержки: понятие, формулы расчета, графики, экономическое содержание.
Средние издержки (AC – average costs) вычисляются на базе общих издержек и представляют собой среднеарифметическую стоимость единицы продукции.
Они рассчитываются делением величины общих издержек на количество произведенной продукции.
АС = ТС : Q
График средних издержек показывает: в начале производства средние издержки высоки, однако с увеличением объема выпуска продукции они начинают снижаться и на понижающемся отрезке функции средних издержек рост продукции обгоняет общие издержки. Наименьшее значение средних издержек обозначено точкой минимума на графике, но при дальнейшем росте производства средние издержки растут под влиянием роста общих издержек. В данном случае опять срабатывает эффект убывающей отдачи.
Различают также:
Средние постоянные издержки (AFC) – определяются путем деления постоянных издержек на объем продукции.
AFC = FC : Q
Средние переменные издержки(AVC) – определяются путем деления переменных издержек на объем продукции.
AVC = VC : Q
Средние общие издержки(ATC) – определяются путем деления общих издержек на объем продукции.
ATC = ТС : Q = (FC : Q) + (VC : Q) = AFC + AVC
30. Издержки производства в долгосрочном периоде: кривая средних совокупных издержек в долгосрочном периоде и ее экономическом смысле.
В долгосрочном производственном периоде все ресурсы (факторы производства) являются переменными, поэтому все издержки также являются переменными.Фирма, функционируя в краткосрочном периоде, планирует свое развитие на долгосрочный период.
При увеличении масштаба производства объем выпуска и общие издержки растут, в связи с увеличением используемых факторов производства, т.е. изменяется эффект масшаба.
Эффект масштаба — соотношение изменения объема производства при изменении количества всех используемых факторов производства.
При неизменных ценах на факторы производства эффект масштаба определяет динамику издержек долгосрочном периоде: приводит ли увеличение производственных мощностей к уменьшению или увеличению отдачи.Эффективность использования ресурсов проявляется в динамике долгосрочных средних издержек.
Кривая долгосрочных средних общих издержек фирмы при разных масштабах производства отражает изменение долгосрочных средних издержек.
Полезно также упомянуть, что положительный эффект масштаба часто назвают экономией на масштабах производства, а отрицательный — дезэкономией на масштабах производства.
П усть предприятие нарастило масштаб производства, т.е. пропорционально, в а раз увеличило количество капитала и труда. При этом количество единиц продукции возросло в b раз.
aC+aL→bQ.
1. Если b > а (или b/a > 1), выработка растёт быстрее количества ресурсов. Это означает положительный эффект масштаба, или повышенную отдачу от масштаба.
2. Если b = а (b/а = 1), выработка растет в той же пропорции, что и ресурсы. Это означает отсутствие эффекта масштаба, или постоянную отдачу от масштаба.
3. Если b<а (b/а< 1), выработка растет медленнее, чем количество ресурсов. Это означает отрицательный эффект масштаба, или пониженную отдачу от масштаба
1. Положительный эффект масштаба(рис.5 в)производства - средние долгосрочные издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска.
Положительный эффект масштаба определяется относительными достоинствами крупного бизнеса:
§ Позволяет использовать специализацию ресурсов и разделение труда, что повышает производительность всех применяемых ресурсов.
§ Применение более передовой технологии недоступную мелким фирмам.
§ Осуществлять специализацию управления, приглашая высококвалифицированных специалистов.
§ Определяется технологической спецификой отдельных видов производства: увеличение диаметра трубы нефтепровода повысит объем перекачиваемой нефти более чем в 2 раза и т.д.
2.Отрицательный эффект масштаба производства (5в)предполагает возрастание средних долгосрочных издержек по мере увеличения объема выпуска.
Отрицательный эффект может быть обусловлен:
§ Ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством: усиливается бюрократизация управленческого персонала, вследствие этого снижается эффективность производства.
§ Нехваткой высококвалифицированных кадров.
§ Снижением обильности крупного бизнеса.
§ Формированием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.