Как помочь ребенку выбрать счастливую профессию Федоровская Е. О. - Часть 1
Эндрю Самьюэлс (Andrew Samuels) выделил 3 фактора, делающие человека счастливым и успешным:
- способность выстраивать гармоничные отношения с ближними, уметь общаться с ближними
- способность достигнуть мастерства в какой-то деятельности
- солидарность с группой, которой ты принадлежишь*
---
*православными христианами
---
первое личностное самоопределение - до 12 лет, связано с выбором увлечений.
ок 25% подростков испытывают трудности подросткового периода в связи с 1) недоразвитием интеллекта
2) чувство ответственности за свои действия
3) отсутствием увлечений
---
Форсайтные технологии. Слово «форсайт» произошло от английского «foresight». В переводе оно означает «взгляд в будущее». На сегодняшний день форсайт – это наиболее эффективный метод, который применяется для формирования приоритетов в сфере экономики, науки, технологий и общества.
родительские компетенции 21 века
1) лайф-коучинг
2) обучение самостоятельности
3) обучение выбору
4) обучение жизнестойкости, оптимизму
5) поддержка идентичности, уверенности в себе
ключевые навыки будущего:
- управление концентрацией внимания
- эмпатия, эмоциональный интеллект
- способность сотрудничать
- критический навык
- мышление – критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое
- творческие способности
- работа в междисциплинарных средах
- ответственность
базовые типы грамотности 21 века
- понимание глобальных проблем
- навыки управления своим здоровьем
- понимание принципов работы общества
- умение заботиться об окружающей среде
- финансовая грамотность
- грамотность в среде ИКТ и медиа, включая программирование
гибкость, адаптивность, способность, учиться, разучиваться, переучиваться
хочу, могу и надо.
путь выбора профессии:
- что мне нравится – область моих увлечений – найти стихию
- найти группу людей по увлечениям – найти свое племя – система дополнительного образования или любимый предмет
- найти своего наставника – кто будет конкретным образцом для ребенка, кто его будет учить.
- где получить информацию – вузы https://www.hse.ru/ege/stata_2016 мониторинг качества приема в вуз.
http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал
как заинтересовать ребенка:
- рассказать историю о профессиях, удивить, рассказав о какой-то новой профессии
- показать что-то занятное, почему это может нравиться
выбор профессии:
1) какая специальность твоей мечты?
2) какая профессия твоего разумного выбора?
3) специальность/профессия, которую родители предлагают выбрать
4) профессию, которую вы нашли в результате различных упражнений, посвященных профориентации, или пролистывая книги
Главные ошибки при выборе будущей профессии:
- погоня за прагматическим решение, не следование за мечтой ребенка
- главные навыки получают в начальной школе: функциональное чтение, свободное письмо, математика, потом трудно наверстать упущенное
-
Книга «Думай, как математик» Барбара Оакли
Часть 2
1) Что нравилось делать в детстве?
2) Метафорическое упражнение.
а) Детям предлагается представить себя камнем, который был найден в месте археологических раскопок и использовался в деятельности древнего племени. Для чего использовался этот камень? Функции этого камня? Что для вас ценно?
красивое, полезное, удобное
б) Представьте, что вы деталь часов в башенных часах? Нужен макет часов. Где ваше место? Ваша функция.
в) Вы предмет на кухне. Какой вы предмет? Мебель, посуда? Ваша функция.
от чего ты больше всего получаешь удовольствия?
какие вопросы интересуют ребенка?
Провести исследовательскую работу в сфере интересов ребенка
Выявить преобладающий интеллект (структура интеллекта) по тесту Говарда Гарднера (60 вопросов - словесный):
визуальный вариант этого теста
есть 9 видов интеллекта
Ответьте на вопрос:
Что такое сепулька? (вымышленный объект по С.Лему) Что вы с ней можете делать?
1) прочитать – лингвистический интеллект (И.)
2) узнать структуру, размеры – математический И.
3) увидеть – пространственный, образный, художественный
4) услышать звук, голос – музыкальный
5) прикоснуться, подержать в рука – книнестетический, телесный интеллект
6) наблюдать, исследовать – исследовательско-натуралистический
7) обсудить со специалистами – коммуникативный, межличностный
8) как она может пригодиться и как я к ней отношусь – рефлексивное интрапсихическое мышление
9) разгадать смысл ее существования – философский, экзистенциальный интеллект
структура интеллекта складывается к 7 годам, но потом можно развить, в той деятельности, которая понравится
природное видно до 7 лет
пишем природную стихию ребенка – что нравится делать в данный момент