Лекция № 2. Тема 4. Институциональная структура Европейского Союза (1 час), Тема 13. История и особенности взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза (1 час).
Создание институциональной структуры Сообществ и формирование единой системы институтов и органов Сообществ и Союза. Правовые основы их формирования и деятельности. Понятие института и органа в правовой системе ЕС, особенности их статуса.
Основные принципы построения и функционирования институтов Европейского Союза. Единство институциональной системы. Сбалансированность институтов. Принцип законности, субсидиарности и пропорциональности в деятельности институтов ЕС. Открытость и ответственность. Соотношение полномочий институтов Союза, взаимодополняемость и сотрудничество институтов Европейского Союза.
Главные тенденции эволюции институтов Европейского Союза. Реформы процедуры принятия решений в рамках Совета. Изменения в структуре и формировании Комиссии. Расширение полномочий Европейского парламента и активизация его участия в законотворческом процессе. Реформирование судебной системы.
Становление отношений между СССР и Европейскими сообществами.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны от 1994 г.
Стратегия развития отношений РФ с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) от 1999 г.
Проблемы сотрудничества между Россией и Евросоюзом после расширения 2004 г. Перспективы развития взаимоотношений.
III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям
При подготовке к семинарским занятиям необходимо не только использовать учебную литературу, но и обращаться к источникам научного характера: монографиям, научным статьям, предлагаемым в качестве дополнительной литературы к каждой теме курса.
В качестве обязательных источников к каждому семинарскому занятию необходимо изучить учредительные договоры в контексте права Европейского Союза и Совет Европы. Перечень необходимых для изучения международно-правовых актов определяется преподавателем в зависимости от тематики семинарского занятия.
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Тема 3. История создания Европейского Союза. Правовой статус Европейского Союза и Европейских сообществ.
Вопросы для обсуждения:
1. Европейские сообщества – субъекты международного права. Международная правосубъектность европейских сообществ.
2. Европейский союз: федерация, конфедерация, международная организация?
Контрольные вопросы по теме:
1. Какой правовой статус европейских сообществ?
2. Какой международной правосубъектностью обладают: ЕОУС, Евроатом, ЕЭС (ЕС)?
3. Как соотносятся между собой европейские сообщества и Европейский Союз?
4. Какой международной правосубъектностью обладает Европейский Союз?
5. Какой правовой статус Европейского Союза?
6. В чем проявляются наднациональные черты Европейского Союза?
7. Можно ли назвать Европейский Союз международной организацией?
8. В чем проявляется отличие Европейского Союза как международной организации от других международных организаций, например СНГ?
9. В чем проявляются черты федеративного государства в рамках Европейского Союза?
10. Можно ли назвать Европейский Союз конфедерацией?
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Тема 5. Совет Европейского Союза.
Вопросы для обсуждения:
1. Правовой статус Совета Европейского союза.
2. Порядок формирования и функционирования Совета. Структура и органы Совета Европейского Союза.
3. Полномочия Совета ЕС: в законодательной сфере, в исполнительной сфере, по формированию бюджета, внешнеполитические полномочия и др.
4. Порядок принятия решений: простое большинство голосов, консенсус, квалифицированное большинство