Место дисциплины в учебном процессе и требования к освоению компетенций
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ухтинский государственный технический университет»
(УГТУ)
СТАТИСТИКА
Методические указания к контрольной и самостоятельной работе
для студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент
Ухта, УГТУ, 2014
УДК
ББК
Нестерова, О.В.
Статистика [Текст] : метод. указания к контрольной и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент / О.В. Нестерова, Н.А. Осипова. – Ухта : УГТУ, 2014. – 67 с.
Методические указания предназначены для выполнения контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент.
Методические указания охватывают основные разделы темы «Статистика».
Содержание контрольных заданий соответствует рабочей программе.
УДК
ББК
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Менеджмента от ___________, пр. № ___.
Рецензент:
Редактор:
В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.
План 2014 г., позиция ____.
Подписано в печать ___________. Компьютерный набор
Объем 67 с. Тираж ___ экз. Заказ № _____.
© Ухтинский государственный технический университет, 2014
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.
Типография УГТУ.
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 5
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 11
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 46
ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.. 49
ГЛОССАРИЙ.. 61
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 66
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучение ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.
Поэтому в системе экономического образования особое место отводится изучению статистики – базовой научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень современного экономиста – менеджера.
Статистическая наука включает в себя в качестве самостоятельных разделов теорию статистики, которая разрабатывает общетеоретические принципы и методы статистического изучения массовых общественных явлений.
Статистика разрабатывает данные о состоянии и развитии общества и используется для теоретических исследований, а также служит орудием управления, планирования и контроля за производством, распределением и потреблением в условиях рыночной экономики.
В связи с этим общая задача курса состоит в том, чтобы вооружить студента знанием теоретических основ статистики и методов их практического применения.
Обучение по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий. Внеаудиторная работа студентов заключается в самостоятельном изучении некоторых тем дисциплины и выполнении контрольной работы с последующим контролем преподавателя. Итоговая форма контроля – экзамен.
Цель изучения дисциплины «Статистика» – приобретение навыков применения статистических методов к решению важнейших задач рыночной экономики. Студенты должны научиться статистически грамотно анализировать, обобщать и прогнозировать происходящие в области бизнеса явления и процессы, выявлять и определять величину неиспользованных резервов и, в конечном счете, принимать наиболее эффективные управленческие решения.
Ускорение социально-экономического развития страны на основе перехода к рыночной экономике требует совершенствования методов и приемов статистики, разработки системы показателей для комплексного экономического анализа статистических материалов. Статистический анализ должен быть глубоким, показывать наши достижения во всех сферах деятельности, вскрывать недостатки и их причины, исследовать и выявлять неиспользованные ранее резервы и возможности, направленные на ускорение общественного развития.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – заключается в обосновании значимости и функций статистки в анализе экономических процессов и подготовке управленческих решений, прогнозировании и разработке сценариев развития, в овладении студентами вопросами теории и практики статистики и применении статистических методов анализа экономики в целом, и в частности, в области управления, финансов, бухгалтерского учета и др.
Задачи изучения дисциплины: в процессе изучения курса студенты должны получить представление об организации государственной статистики, изучить методику расчета показателей, используемых для мониторинга социально-экономического развития страны, получить навыки анализа, обобщения и интерпретации полученных результатов на макро- и микроуровнях. Задача дисциплины научить студентов применению статистических методов исследования социально-экономических процессов и явлений
Основные задачи дисциплины связаны с формированием следующих компетенций: Процесс изучения дисциплины «Статистика» направлен на формирование следующих компетенций:
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- умение подготовить аналитический отчет по выполненным заданиям, провести их презентацию и документально оформить (ПК-65).
Методологической базой изучения дисциплины являются теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных учёных.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
Дисциплина «Статистика» относится к базовой части математического и естественно-научного цикла и носит интегральный характер при подготовке бакалавров направления «Менеджмент». Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по следующим дисциплинам учебного плана: «Математика» (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика, «Информатика», «Экономическая теория» (общая экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика), «Экономика предприятия» (предприятие в условиях рынка, инвестиции, ресурсы предприятий, кадры предприятия, производительность труда и заработная плата, себестоимость продукции и прибыль предприятия, финансовое состояние предприятия и показатели, его характеризующие).
Дисциплины модуля, для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой: методы принятия управленческих решений, управление проектами, стратегический анализ, а также для дипломного проектирования.
Методика освоения дисциплины базируется на самостоятельном изучении студентами теоретического материала с помощью рекомендуемой учебно-методической литературы, закреплении его в ходе аудиторных занятий в форме лекций, лабораторных и практических занятий, консультаций с преподавателем и обучающих тестов по темам.
В результате освоения дисциплины студенты должны
1. Знать:
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
2. Уметь:
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
3. Владеть:
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации организации выполнения поручений.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Тема 1. Введение в статистику
Предмет, метод и задачи статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели.
После изучения этой темы студент должен знать:
- определение и историю развития статистики;
- предмет и основные задачи статистики;
- методы, используемые в статистическом анализе;
- организацию статистики в РФ.