Место дисциплины в учебном процессе и требования к освоению компетенций

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

(УГТУ)

СТАТИСТИКА

Методические указания к контрольной и самостоятельной работе

для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент

Ухта, УГТУ, 2014

УДК

ББК

Нестерова, О.В.

Статистика [Текст] : метод. указания к контрольной и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент / О.В. Нестерова, Н.А. Осипова. – Ухта : УГТУ, 2014. – 67 с.

Методические указания предназначены для выполнения контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент.

Методические указания охватывают основные разделы темы «Статистика».

Содержание контрольных заданий соответствует рабочей программе.

УДК

ББК

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Менеджмента от ___________, пр. № ___.

Рецензент:

Редактор:

В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.

План 2014 г., позиция ____.

Подписано в печать ___________. Компьютерный набор

Объем 67 с. Тираж ___ экз. Заказ № _____.

© Ухтинский государственный технический университет, 2014

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 5

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 11

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 46

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.. 49

ГЛОССАРИЙ.. 61

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 66

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучение ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.

Поэтому в системе экономического образования особое место отводится изучению статистики – базовой научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень современного экономиста – менеджера.

Статистическая наука включает в себя в качестве самостоятельных разделов теорию статистики, которая разрабатывает общетеоретические принципы и методы статистического изучения массовых общественных явлений.

Статистика разрабатывает данные о состоянии и развитии общества и используется для теоретических исследований, а также служит орудием управления, планирования и контроля за производством, распределением и потреблением в условиях рыночной экономики.

В связи с этим общая задача курса состоит в том, чтобы вооружить студента знанием теоретических основ статистики и методов их практического применения.

Обучение по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий. Внеаудиторная работа студентов заключается в самостоятельном изучении некоторых тем дисциплины и выполнении контрольной работы с последующим контролем преподавателя. Итоговая форма контроля – экзамен.

Цель изучения дисциплины «Статистика» – приобретение навыков применения статистических методов к решению важнейших задач рыночной экономики. Студенты должны научиться статистически грамотно анализировать, обобщать и прогнозировать происходящие в области бизнеса явления и процессы, выявлять и определять величину неиспользованных резервов и, в конечном счете, принимать наиболее эффективные управленческие решения.

Ускорение социально-экономического развития страны на основе перехода к рыночной экономике требует совершенствования методов и приемов статистики, разработки системы показателей для комплексного экономического анализа статистических материалов. Статистический анализ должен быть глубоким, показывать наши достижения во всех сферах деятельности, вскрывать недостатки и их причины, исследовать и выявлять неиспользованные ранее резервы и возможности, направленные на ускорение общественного развития.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины – заключается в обосновании значимости и функций статистки в анализе экономических процессов и подготовке управленческих решений, прогнозировании и разработке сценариев развития, в овладении студентами вопросами теории и практики статистики и применении статистических методов анализа экономики в целом, и в частности, в области управления, финансов, бухгалтерского учета и др.

Задачи изучения дисциплины: в процессе изучения курса студенты должны получить представление об организации государственной статистики, изучить методику расчета показателей, используемых для мониторинга социально-экономического развития страны, получить навыки анализа, обобщения и интерпретации полученных результатов на макро- и микроуровнях. Задача дисциплины научить студентов применению статистических методов исследования социально-экономических процессов и явлений

Основные задачи дисциплины связаны с формированием следующих компетенций: Процесс изучения дисциплины «Статистика» направлен на формирование следующих компетенций:

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

- умение подготовить аналитический отчет по выполненным заданиям, провести их презентацию и документально оформить (ПК-65).

Методологической базой изучения дисциплины являются теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных учёных.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

Дисциплина «Статистика» относится к базовой части математического и естественно-научного цикла и носит интегральный характер при подготовке бакалавров направления «Менеджмент». Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по следующим дисциплинам учебного плана: «Математика» (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика, «Информатика», «Экономическая теория» (общая экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика), «Экономика предприятия» (предприятие в условиях рынка, инвестиции, ресурсы предприятий, кадры предприятия, производительность труда и заработная плата, себестоимость продукции и прибыль предприятия, финансовое состояние предприятия и показатели, его характеризующие).

Дисциплины модуля, для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой: методы принятия управленческих решений, управление проектами, стратегический анализ, а также для дипломного проектирования.

Методика освоения дисциплины базируется на самостоятельном изучении студентами теоретического материала с помощью рекомендуемой учебно-методической литературы, закреплении его в ходе аудиторных занятий в форме лекций, лабораторных и практических занятий, консультаций с преподавателем и обучающих тестов по темам.

В результате освоения дисциплины студенты должны

1. Знать:

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

2. Уметь:

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей;

- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

3. Владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации организации выполнения поручений.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Тема 1. Введение в статистику

Предмет, метод и задачи статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели.

После изучения этой темы студент должен знать:

- определение и историю развития статистики;

- предмет и основные задачи статистики;

- методы, используемые в статистическом анализе;

- организацию статистики в РФ.

Наши рекомендации