Развитие экономических функций государства в ведущих странах после II мировой войны
В течение послевоенных десятилетий вопрос о необходимости, формах и границах государственного регулирования экономики и, прежде всего – о соотношении государства и рынка оставался одним из ключевых для хозяйственной практики и теории в ведущих странах мира.
Рыночная экономическая система продемонстрировала высокую эффективность и автономность механизмов функционирования в решении таких задач, как формирование и воспроизводство пропорций народного хозяйства, оптимизация распределения и использования ограниченных ресурсов, рационализация экономического выбора в производственной и потребительской сферах, стимулирование научно-технического прогресса.
В то же время, для позднеиндустриальных и постиндустриальных производительных сил рынок как хозяйственная форма их движения обнаружил ряд ограничений. Выявилось, что рыночные стимулы недостаточно содействуют развитию фундаментальной науки и реализации капиталоёмких инновационных проектов с длительным сроком окупаемости. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, ставший важнейшим фактором конкурентоспособности макроэкономических систем в условиях формирования «экономики знаний», в значительной степени имеет нерыночную природу. Рынок развивается стихийно, в то время, как динамичное совершенствование современных производительных сил невозможно без сознательного планомерного воздействия на их движение. Рост степени внутрисистемной интеграции экономики усиливает роль исполнения общесистемных функций и производства благ общего пользования, экономическое движение которых не связано с рыночными формами экономических интересов (эффект «маяка»). Вместе с тем, расширение сферы и рост количества рыночных сделок усложняет проблему «внешних эффектов» – некоторых результатов этих сделок, затрагивающих интересы членов общества, не участвующих в данных сделках (таких членов общества именуют «третьими лицами», в отличие от двух экономических субъектов, непосредственно осуществляющих рыночную операцию). Рыночные механизмы способствуют тенденциям монополизации, что стало особенно заметным в условиях высококонцентрированных производительных сил. Рынок безразличен к социальным параметрам и результатам хозяйствования; более того – он способствует социально-экономической дифференциации членов общества, что является негативным фактором с точки зрения усиления взаимодействия экономических и социальных сторон развития общества, роста степени социальной справедливости и гуманизации общественных отношений.
Нарастание противоречий между рыночными механизмами и новыми тенденциями эволюции экономической цивилизации было отмечено ещё в начале ХХ в., когда появились формулировки о «зонах неэффективности» и даже о провалах («фиаско») рынка. Тогда же были выдвинуты концепции об исторической предельности смитианских идей «невидимой руки» и «ночного сторожа» и о необходимости кардинального усиления роли государства в экономике и, прежде всего, в целях смягчения негативных последствий «фиаско» рынка.
В послевоенные десятилетия в ведущих странах утвердилась точка зрения, в соответствии с которой государство, не вмешиваясь непосредственно в функционирование саморегулирующихся рыночных механизмов и, более того, - всемерно способствуя расширению сферы их действия, должно, вместе с тем, регулировать процесс развития социально-экономической системы в целом с учётом существования в её рамках «зон неэффективности» рынка. В связи с этим, основными целями государственного регулирования рыночной экономики стали считаться следующие:
- определение стратегии развития и обеспечение роста эффективности экономической системы в целом;
- содействие развитию фундаментальной науки и новейших отраслей, определяющих ускорение научно-технического прогресса и рост конкурентоспособности;
- производство благ общего пользования;
- смягчение негативных «внешних эффектов» рыночных сделок и защита интересов «третьих лиц»;
- совершенствование рыночной конкурентной среды, борьба с монополизмом;
- совершенствование социальных факторов экономического развития, ограничение тенденций экономической дифференциации в обществе, содействие развитию «человеческого капитала»;
- защита национально-государственных экономических интересов и позиций отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке;
- совершенствование правовой базы рыночных взаимодействий.
Наиболее обобщённый и интегративный характер первой из указанных целей предполагает её конкретизацию, в связи с чем в ряде ведущих стран (США, Великобритания) получили распространение формулировки о четырёх наиболее важных элементах экономической политики («квадрат» или «четырёхугольник» целей): экономический рост, высокая занятость, стабильность цен (стабильность национальной валюты), внешнеэкономическое равновесие. Искусство государственного управления рыночной экономикой стало рассматриваться с точки зрения эффективного достижения каждой из этих целей с учётом не только их внутреннего взаимосоответствия, но и относительной противоречивости (так, экономическому росту часто сопутствует и рост цен). Действия государства по достижению отмеченных целей порождают и соответствующие функции государственного регулирования рыночной экономики.